Статья "Влияние компьютерных технологий на психику детей"
статья по теме

Носкова Евгения Валерьевна

Статья будет полезна в прочтении всем категориям образоватльного процесса: родителям, педагогам, детям  школьного возраста. В статье описываются все плюсы и минусы влияния компютерных технологий на психику детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konsultatsii.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер уже давно стал и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И дети зачастую знакомятся с компьютером «с пелёнок». Перед родителями встаёт дилемма: специалисты разделяются во мнениях, когда следует начинать это знакомство.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях. В ДОУ по СанПин:

  • для детей 5 лет не должна превышать 10 минут
  • для детей 6-7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию,
  • часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут,
  • для детей 6 лет — до 10 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Для родителей дома:

Дпускается эпизодическая (не чаще 3-4 раз в неделю и не более одного раза в день) работа за компьютером в течение непродолжительного времени для:

 3-4 летнего ребёнка 10-15 минут в день,

 5-6 лет - 20-30 минут,

7-8 лет - 40-60 минут.

Существует 3 основных вредных фактора:

1. Нагрузка на зрение (сидя перед компьютером, мы не замечаем постоянного мерцания экрана и его свечение, которые приводят к напряжению внутриглазных мышц, из-за этого часто развивается синдром сухого глаза).

2. Стеснённая поза (в результате долгого сидения в неподвижном положении появляются головные боли, онемение, боли в мышцах шеи, плеч и спины) ;

3. Воздействие на психику (может вызвать психическую зависимость, стать фактором стресса, раздражительности, повышенной возбудимости, это касается особенно гиперактивных детей).

Зрение. При грамотной постановке тела нагрузка на зрение от компьютера может быть снижена.

Ни в коем случае не работать за компьютером в темноте.

Расстояние до экрана 50-70 см.

Статичная поза.

Во время игры за компьютером время от времени разминать кисти рук с помощью эластичной игрушки.

Сохранять прямой угол в области суставов во время сидения за столом.

После игры за компьютером играть в подвижные игры.

Психическая нагрузка.

Настоящие вредители детской психики - игры, содержащие движущиеся на высокой скорости изображения.

Игры, типа «Убей их всех». «Победи, во что бы то ни стало».

Необходимо исключить такие игры, чтобы не травмировать детскую психику.

Многие ли задавались вопросом: «готов ли он к общению с компьютером? Эту проблему редко обсуждают, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о ее существовании.

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, а есть и такие, кто наотрез отказывается учиться на нем работать или имеют скрытое настороженное отношение к нему.

Скрытая настороженность к деятельности за компьютером может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы будет отрицательно влиять на интеллектуальное развитие и здоровье.

В чем же причина негативизма к работе на компьютере?

Трудности, возникающие при общении ребенка : компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации его организма к новому  виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенное (анатомического) и функционального развития  их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем.  Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе.  У части детей на первых порах возникают различные невротические реакции возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно - плачут или ведут себя агрессивно, Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие.

Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером?

Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно понаблюдать за его поведением и действиями. Главными проблемами любой деятельности дошкольника являются организация, внимание, способность сосредотачиваться на определенное время.

На начальном этапе обучения он учится работать клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши . При этом ребенок периодически  переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений . Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут организация деятельности  и сформированность двигательных функций.

Ребенок рассматривает на экране предметы и объекты разной величины, переводит взгляд на  клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие  его зрительной системы, испытывающий  повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.

Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать , сопоставлять , анализировать, а также  способности быстро мобилизировать все свои знания и навыки.

       Дошкольники работают с разными компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные, двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш.

Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень  развития рабочей памяти. Более сложные программы  требуют   достаточного уровня  развития логического и наглядного мышления ребенка.

Результаты экспериментального исследования

В первой серии исследований определялся уровень развития двигательных функций, умственной работоспособности и кратковременной памяти. Под наблюдением были дети 5-6 лет, систематически занимающиеся на компьютере в течение года (группа 1) и занимающиеся (группа 2).

В ходе исследований было выявлено, что дети группы 1 по сравнению с детьми группы 2 имели более высокие результаты по таким показателям, как развитие двигательной системы, внимание, рабочая память, скорость и качество выполнения заданий, а также количество работ без ошибок.

     Та же закономерность прослеживалась и по показателям состояния кратковременной памяти. «Высокий» уровень ее развития отмечался у большинства детей группы 1 (70%) и лишь у 34% дошкольников группы. Дети , систематически  занимающихся на компьютере, имели или высокий или средний уровень развития   кратковременной памяти. В группе не  занимающихся на компьютере часть детей (20%) имела «низкий» уровень развития этой функции. Средняя оценка в группе 1 составила 8 баллов (максимальное значение  9 баллов), а в группе 2 - только 6 баллов.

Таким образом, экспериментально подтверждено предположение то что  что для успешной работы дошкольников 5-6 лет на компьютере значимы: развитие внимания, рабочей памяти, движения руки и пальцев

Можно возразить, что полученные результаты свидетельствуют лишь о том, что работа на компьютере развивает вышеперечисленные психофизиологические качества. Совершенно верно. И  вместе с тем доказывает их значимость для данного вида деятельности, потому что успешность овладения этой (как и любой другой) деятельностью напрямую зависит от уровня зрелости (готовности) значимых функций.

Развивающие игры.  Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей , чаще всего познавательных , являются компьютерные игры: логические , познавательные. Ряд игр можно применить при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений( агрессивности, замкнутости)

В коррекционно-развивающей работе чаще всего  используются отдельные эпизоды какой –либо игры, моделирующие  ситуации  общения , которые необходимо проигрывать психологу с ребенком.   В этом компьютерные игры подобно,  книжно-карточным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность  персонажей игры. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Опасно ли для детей увлечение компьютерными играми? Ведь без этого просто невозможно представить современного ребенка…

Опасность в том, что, в отличие от наркомании и алкоголизма, где

родители замечают изменения в поведении и социальном окружении ребенка сразу, игровая зависимость не бросается в глаза: ребенок находится дома, в безопасности, он увлечен делом. Но постепенно начинают проявляться симптомы зависимости: достаточно лишить ребенка возможности играть, и мы получим примерно такую же картину «ломки», как и при любой другой зависимости. Появятся раздражительность, резкие перепады настроения вплоть до явной агрессии.

  • Это зависимость психологическая, но ученые говорят о том, что изменения начинают происходить и на уровне физиологии: вырабатывается большое количество адреналина, происходит перестройка биохимических процессов в организме. Особенно остро это проявляется в момент проигрыша, когда нет возможности перейти с одного игрового уровня на другой или когда родители не покупают новую версию игры. Здесь начинают появляться очень серьезные поведенческие проблемы. У таких детей может возникнуть аутоагрессия (активность нацеленная на причинение вреда себе) : в случае неуспеха они могут, например, биться головой о стену, нанося себе физические увечья. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то страдают и желудочно-кишечный тракт, и нервная система. Схожую картину можно наблюдать у совсем маленьких детей, которых родители надолго оставляют перед телевизором: через какое-то время малыши уже не могут обойтись без просмотра каких-то отнюдь не детских программ, особенно телешоу.

  • Существуют же вполне невинные интернет-игры, такие как шахматы или морской бой, разве они опасны? Никакой  опасности сами по себе они не представляют. Беспокоит то, что в любой виртуальной игре отсутствует реальное общение. Ребенок не осваивает навык вхождения в коммуникацию, умение распознавать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции другого человека, подстраиваться под партнера по общению.

  • Уходя в компьютерный мир, ребенок изолирует себя от внешнего окружения. Он уже не может адекватно реагировать на те сигналы, которые поступают от окружающих людей. Постепенно ребенок приобретает аутичные черты, поскольку замыкается в себе. У него нет настоящих друзей, кроме партнеров по играм или «сотоварищей» по Интернету.

 В США произошел вопиющий случай, когда дети, одержимые

компьютерной игрой в зомби, решили воспроизвести ее в реальной  жизни. И они сделали это, расстреляв одноклассников и учителей, при этом они действовали и двигались, как персонажи компьютерной игры.

  • Дети начинают путать виртуальный мир с реальным и этот мир оказывается для них более комфортным. В виртуальном мире у них есть несколько жизней, есть шанс что-то исправить, вернувшись на предыдущий игровой уровень. У них не формируется адекватная оценка реального мира, где ничего невозможно вернуть назад. Если ты совершил поступок, то должен за него отвечать, причем отвечать перед сообществом. чрезмерно увлекшемуся игрой ребенку начинает казаться, что он и в жизни может все начать «с чистого листа»: ведь у него всегда в запасе несколько жизней. У таких детей не формируются базовые нравственные ценности: добро, любовь, забота о близких, сопричастность семье. Те, которые позволяют человеку оставаться человеком.

Проблема в том, что компьютерная игра не может заменить реального общения. Если ребенок играет  он должен иметь возможность пообщаться с родителями, обсудить с ними результаты своей игры. Иметь возможность поиграть вместе со взрослыми, поговорить

о своих успехах с учителем. Но если ребенок полностью уходит в виртуальную реальность, возникает вопрос: почему он стремится туда?

Мне кажется, что одной из причин этого является отсутствие нормальных взаимоотношений внутри семьи. Если общение сводится к формальному: «Привет, как дела?» — то у ребенка не формируется потребность в душевной теплоте, душевной близости, взаимопонимании. И суррогат этого он получает в виртуальном мире.  За всем этим стоит страх перед самим собой, страх принять себя таким, какой ты есть на самом деле.

На первых порах, когда ребенок или осваивает новый вид деятельности — игру, он переживает ситуацию успеха, иногда даже эйфории, когда кажется, что все замечательно. Это сравнимо с первым употреблением алкоголя или наркотиков: тогда тоже возникает иллюзия того, что ты легко справляешься со своими проблемами. Но дальше возникает потребность все в больших дозах. Те маленькие проблемы, которые были в учебе или общении, начинают усугубляться, и чем дальше, тем их больше. И тогда ребенок начинает искать новые игры, новые ощущения, новые иллюзии.

Рекомендации родителям :

Покупая компьютер, родители должны помнить о самых банальных правилах: вместе с ребенком согласовывать четкие правила взаимодействия с этим атрибутом современности. Более того, важно сформировать правильное отношение к компьютеру как инструменту для достижения каких-либо целей в деятельности, а не как к самой цели, что происходит при возникновении зависимости. Важно, чтобы родители предлагали ребенку альтернативные виды проведения досуга, желательно совместного. Предупреждению зависимости способствует также соблюдение режима работы за компьютером, физические нагрузки, занятия спортом. Здесь ничего нового изобрести невозможно: ребенок должен быть занят осмысленной деятельностью, вести здоровый образ жизни. Среди спортсменов интернет зависимых практически нет! Там присутствует тот же самый азарт, то же самое удовольствие от победы, от соревновательности.

Ограничивая доступ зависимого ребенка к компьютеру, нужно быть готовым к тому, что он начнет проявлять агрессивность, высказывать недовольство. К таким проявлениям надо относиться спокойно, понимая, что любая болезнь не проходит сама по себе. Кроме того, надо определить, с кем взаимодействовал ребенок при формировании зависимости, и изолировать его от привычного круга общения. Но, отнимая, мы должны дать что-то взамен. Вместе с ребенком надо продумать и выстроить модель его досуга помочь ему в поиске новых занятий, интересов, жизненных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютерных игр на психику ребенка

Полезная информация для родителей...

«Негативное влияние зарубежных мультфильмов на психику детей»

современные зарубежные мультфильмы закладывают основы воспитания и поведение в обществе, влияют на психику и формируют новый взгляд на мир. Видео ролик с конспектом...

«Влияние мультфильмов на формирование психики детей»

Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой ст...

Консультация "Влияние современных гаджетов на психику детей"

Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погр...

Влияние мультфильмов на формирование психики детей

Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны...