Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Хилова Анна Юрьевна

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

«Формирование культурно-гигиенических навыков у

детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

СОДЖЕРЖАНИЕ:

1 РАЗДЕЛ. Целевой…………………………………………………………...………………………..3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.2. Планируемые результаты освоения программы………………………….….4

2 РАЗДЕЛ. Содержательный………………………………………………………………………….4

2.1. Описание содержания образовательной деятельности………………………….……4

2.2. Календарно – тематический план………………………………………….……………..5

3 РАЗДЕЛ. Организационный……………….………………………………………………………...8

3.1. Способы и формы оценки результата…………………………………………….……8

Список литературы……………………………………………………………………………11

1 РАЗДЕЛ. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое  условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви,

она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том,

что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками,

как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.

Цель: создание педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение

правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо    вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться

столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать

полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в

            повседневной жизни в детском саду и дома.
1.2. Планируемые результаты освоения программы

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание

культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы

культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические

процедуры и в детском саду и дома;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила

поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в

повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на

формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по

вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному

процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности

воспитательного процесса;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-

гигиенических навыков;

– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на

развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
2 РАЗДЕЛ. Содержательный

2.1. Описание содержания образовательной деятельности

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой.  Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.  Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы.

2.2.Календарно-тематический план

Период

Собственно, образовательная деятельность

Совместная деятельность

воспитателя с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Тема «Наша группа».

Задачи:

– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;

– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;

– развивать чувство любви и гордости за свою группу;

– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;

– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.

Празднование дней рождения в группе.

Игровые ситуации для сюжетной игры:

– кукла Таня у нас в гостях;

Ситуации для обсуждения:

– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Консультация для родителей                                                                                                   « формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

Октябрь

Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:

– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша причасываться»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать по алгоритму;

– воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».

Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;

– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».

Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Январь

Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Февраль

Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;

– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).

Апрель

Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;

– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Май

Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Научим куклу умываться».

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

3 РАЗДЕЛ. Организационный

3.1. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов

освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических

навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.
  • Способы фиксации данных обследования
  • Протоколы наблюдений.
  • Способы обработки результатов
  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга: 2 раза в год (на начало и конец года).

Таблица.  Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя ребёнка

Сформированность

навыка мытья рук

Кол-во

баллов

Сформированность

навыка опрятной еды

Кол-во

баллов

Сформированность

навыка снимания и

надевания одежды в

определенном порядке

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки;

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие;

2 балла – действие, выполненное с небольшими неточностями;

1 балл – неумение выполнять действие.
 Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии

становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь

ребёнок?»

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых»

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной

убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями

«Как я укладываю своего ребёнка спать»

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в

кроватку, чтобы он лучше засыпал»

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра»

Дети:

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Список литературы

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного

возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ

«Учитель», 2001.

2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул:

АКИПКРО, 2008.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного

учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...