Статья "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами изобразительной деятельности в рамках реализации стандарта"
статья на тему

Меркулова Наталья Владимировна

Статья раскрывает значение и актуальность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, подчеркивается необходимость соблюдения ряда условий для его реализации. Рассказывается об особенностях применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и с применением нетрадиционных техник рисования. Описываются наиболее эффективные формы работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshch._k_zozh_v_ramkah_standarta.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья раскрывает значение и актуальность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, подчеркивается необходимость соблюдения ряда условий для его реализации. Рассказывается об особенностях применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и с применением нетрадиционных техник рисования. Описываются наиболее эффективные формы работы в этом направлении.

  Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни  средствами изобразительной деятельности в рамках реализации стандарта

Наталья Владимировна Меркулова, воспитатель МДОУ-детский сад
№ 44 «Колокольчик», г. Серпухов

             Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Поэтому, главное, в чём мы должны помочь детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.  

             Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

             Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно). С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

              По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
             Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.
             Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Здесь уместно обратить внимание на само понятие  «здоровье». Педиатры (А.Ф. Виноградов и др.) определяют здоровье как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешанностью с окружающей средой и отсутствие каких–либо болезненных изменений. Здоровье – это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.[2,с.17]

             Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении.

              В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

             Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи  в образовательной области «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании полезных привычек).[5,с. 4]

Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни это:
- рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы.
-  рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение  периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
-  рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
- закаливание и другие  оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
- личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни:     формирование у детей таких навыков как : полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение  расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье  рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
- положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.[1,с.10]
Известно, что работа педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительной деятельности,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи
. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
            Чтобы ребята не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития воспитанников:


- соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху).

- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности,   упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению школьников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.

- обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д).

 - контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно).

 - соблюдение психологического  климата в группе или изостудии  (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова  в процессе выполнения задания).

 - наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

 - оформление интерьера кабинета должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов, соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований  (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением кабинета изостудии).
             Продумывая занятия, необходимо спланировать, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Офтальмотренаж выполняются через 5-8 минут напряженного зрительного труда (рассматривание картин, показа приемов рисования).[2,с.33]
            Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т.д., это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.
      Стоит обратить внимание и на то, что к целевым ориентирам образования ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования относится следующая характеристика возможных достижений ребенка: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, управлять ими».[5,с.14]

 
              Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д.  развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

              Следует помнить, что при длительном рисовании, лепки необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дошкольники с удовольствием воспринимают музыкотерапию. Поэтому на занятиях по рисованию, лепке рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.
При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку», «Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.
             С целью приобщения детей к здоровому образу жизни воспитатели вместе с детьми могут создать «Уголок здоровья», где представлена наглядность (схемы, рисунки, плакаты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. В «Уголке здоровья» в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, кожей и др.[3,с31]
             Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.
 Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей. Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

                 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник, оздоровительные технологии 21 века.- М: Аркти,2001
2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М: Просвещение, 2007
3. Лазарев М.Л. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений «Здравствуй». – М: Мнемозина,2004
4. Яковлева Т.С., Лашнева И.П., Кочеткова Л.В., Жилкина И.Л. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.- М: Школьная пресса, 2007
5.
  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования.2014.- 15с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

«Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образования в рамках реализации стандартов нового поколения».

В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рек...

Перспективный план бесед в средней группе по здоровому образу жизни на год в рамках реализации проекта «Здоровое детство»

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легч...

Перспективный план работы с родителями в средней группе по здоровому образу жизни на год в рамках реализации проекта «Здоровое детство»

Семья играет важную роль,обеспечивая сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ она совместно с ДОУ является основной социальной структурой . Известно, что ни одна даже сама...