"Различные формы физкультурно-оздоровительной работы"
статья (младшая группа) на тему

Минниахмитова Миляуша Миннулловна

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных форм физкультурно-оздоровительной работы как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

   Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Формы этой работы могут быть различными:

  1. Физкультурные занятия.
  2.  Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия).
  3. Активный отдых (физкультурные досуги и праздники дня здоровья, каникулы).
  4. Самостоятельная двигательная активность.
  5. Домашние задания по физкультуре.
  6. Индивидуальная и дифференцирована работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
  7. Кружки.

     Главная цель - удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребенка и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.

   Каждая форма физического воспитания имеет свое  специфическое назначение:

-обучающее (занятие по физкультуре);

-организационное (утренняя гимнастика);

-стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки),

-активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы);

-коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);

-создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);

-специальная лечебная профилактика.

   Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию – все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.

Физкультурные занятия.

     Включают в себя:

-вводно-подготовительную часть (разминку),

-основную, где решается комплекс основных задач,

-заключительную (назначение которой восстановить дыхание и пульс)

 Выделяют следующие формы физкультурных занятий:

  1. Учебно-тренировочные или традиционные
  2. Сюжетные
  3. Игровые
  4. Тематические
  5. Комплексные
  6. Занятия на воздухе
  7. Контрольно-учетные

Форма занятия зависит от возраста детей, задач.  Места проведения.

Утренняя гимнастика

   Современные требования к утренней гимнастике в детском саду.

   Во время проведения утренней гимнастики

-Не должно быть никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины!

-Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую раскованность движений!

Гимнастика – это не только физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, общение, игра).

   Формы проведения гимнастики:

  1. Традиционная форма с использование общеразвивающих упражнений.
  2. Обыгрывание какого-нибудь сюжета (Например: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата»).
  3. Подвижные игры с разным уровнем подвижности (средним - в начале занятия), средне - большим – в середине, малым – в конце).
  4. Использование элементов ритмической гимнастики танцевальных движений, хороводов;
  5. Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

   Для ритмичного сопровождения используются счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение.

    Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.)

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

-Упражнения на восстановление дыхания

-Пальчиковые гимнастики,

-Упражнения для глаз,

-Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Физминутки.

     Физминутки снимают усталость и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

   Требования:

  1. Должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта.
  2. Содержание физминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
  3. Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям.
  4. Предпочтение нудно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  5. Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно и результативность.

Подвижные игры.

  Подвижные игры могут быть разнообразными:

  1. По типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям: обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки. Главное отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше.
  2. Подвижные игры с элементами спорта  (баскетбола, футбола и т.д.)
  3. Игры разной подвижности и на разные движения.
  4. Подвижные игры на развитие физических качеств (развитие ловкости, быстроты, выносливости. Например: метание мяча и бег за ним, подкидывание мяча вверх и ловля мяча и т.д.
  5. Сюжетные игры с движениями («Гуси- лебеди», « У медведя во бору»).

Гимнастика после сна.

     Основная цель– поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение  простого самомассажа (растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).

      Гимнастика должна помочь ребенку проснуться, вызывать у него положительные эмоции, укреплять мышечный тонус.

Закаливающие мероприятия.

    Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

    В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.

Правила закаливания:

  1. Регулярность.
  2. Интенсивность должна возрастать постепенно.

Таким образом, физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительная работа, проводимая воспитателями в течение дня являются, важнейшими условиями сохранения и укрепления здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Консультация для воспитателей "Физкультурное занятие - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Ознакомление воспитателей со структурой и формой физкультурного занятий является одной из важных задач, которую инструктор по физической культуре должен выполнять на протяжении всей своей трудовой дея...

Доклад по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Доклад на педсовете  по теме: «Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...