Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" "Почему мы болеем"
план-конспект занятия на тему

Здорова Галина Анатольевна

Задачи:

-обобщить полученные знания;

-информировать детей о способах укрепления здоровья, о значении сна для нормального функционирования организма;

-воспитывать желание заниматься укреплением здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_my_boleem.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему мы болеем»

Задачи:

-обобщить полученные знания;

-информировать детей о способах укрепления здоровья, о значении сна для нормального функционирования организма;

-воспитывать желание заниматься укреплением здоровья.

Материалы: плакат с картинками (или отдельные картинки), на которых изображено неправильное поведение детей в различное время года (приложение 5).

Ход занятия.

Организационный момент.

Упражнение «Гора» (для осанки).

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Работа по теме. Мы с вами познакомились со строением нашего организма, говорили об основных условиях сохранения здоровья человека. А теперь, давайте попробуем разобраться в вопросе: почему же человек болеет? Поможет нам в этом герой книги А.К. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья» - муравей по имени Свати. Послушайте!

Свати, мудрый муравей,

Со Звезды пришел своей.

Мудрый, мудрый муравей,

Научи ты нас, людей.

Ты пришел издалека

Сквозь туманы и века.

Научи нас, как нам быть,

Чтоб сто лет нам всем прожить?

Хорошо. Я помогу,

Но сначала в лес пойду.

Я узнаю у зверей,

Что нам сделать для людей.

Звери долго все живут,

Не болеют и не лгут,

Все они помочь готовы.

Только стоит захотеть.

Все узнать и не болеть!

- Что же ответили муравью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость - это особая мудрость и болезни ее боятся. Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. Дикий кот считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

- Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)? Назовите их.

- Что еще в поведении и привычках людей может служить причиной болезни? (простуда, неправильное питание, нарушение правил гигиены, неосторожность в быту).

- От кого зависит здоровье человека?

Повторение мудрых слов: «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам».

Проблемная ситуация: иногда можно встретить человека, который здоров (нет температуры, ничего не болит…), но в тоже время выглядит как -будто больным. Почему? (Необходимо подвести детей к правильному ответу – человек плохо спал или спал, но очень мало).

        - Сон нужен и животным и человеку. Как спят животные? (Медведи, барсуки спят всю зиму. Летучие мыши спят днем, причем так, как никто не спит: вниз головой).

- А как спят лошади, кошки, рыбки? Почему?

- Как спит человек?

- Кому сколько надо спать?

Анализ стихотворения С. Михалкова «Не спать».

Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю, я не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…,

Я раздеваюсь полчаса,

И где-то в полусне

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов.

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри, он сидя спит!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час, хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

- Кто из вас ложится спать, как герой стихотворения?

- Почему он заснул сидя?

- Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?

- Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный…).

Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Детям 6-9 лет рекомендуется спать 11-11,5 часов, ложиться спать в 21 час. Но главное – самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет!

- Почему иногда говорят: «Сон – лучшее лекарство для человека»?

        Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).

Хорошо:

  1. Мыть ноги, руки, принимать душ.
  2. Чистить зубы.
  3. Гулять на свежем воздухе.
  4. Спать на жесткой постели на спине.
  5. Проветривать комнату.

- Снятся ли вам неприятные сны?

- Как вы думаете, почему?

Плохо:

  1. Перед сном много пить и есть.
  2. Смотреть страшные фильмы.
  3. Слушать громкую музыку.
  4. Физически напрягаться.
  5. Играть в шумные игры.

Физкультминутка. «Мы устали, засиделись»
 Мы устали, засиделись, 
 Нам размяться захотелось. 
 Отложили мы заданья, 
 Приступили мы к зарядке
Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки 
 То на стену посмотрели, 
 То в окошко поглядели. 
 Вправо, влево, поворот, 
 А потом наоборот                 
Повороты корпусом 
 Приседанья начинаем, 
 Ноги до конца сгибаем. 
 Вверх и вниз, вверх и вниз, 
 Приседать не торопись!                 
Приседания 
 И в последний раз присели, 
А теперь за стол мы сели.         
Дети садятся на свои места 

- Поговорим о других причинах плохого самочувствия. Я читаю четверостишье, ваша задача объяснить по каким причинам с нашими героями могли произойти подобные ситуации.

  • У курицы нынче болит голова:

Вчера позвала ее в гости сова,

Они прогуляли всю ночь напролет,

А днем наша курица носом клюет.

  •  Лиса захотела поесть вечерком,

В курятник она пробиралась тайком,

Но пес в темноте на лисицу напал,

И вмиг аппетит у плутовки пропал.

  •  Из речки водички попил крокодил

И вместе с водичкой бревно проглотил.

Не видит от боли ни ночи, ни дня

И просит, и молит: «Спасите меня!»

  • Вздыхает мартышка: «Какая судьба!

Я, кажется, стала глазами слаба

Беру я из хлебницы белый батон

И сразу же черным становится он!»

«Почему заболели ребята?»

Внимательно посмотри на картинки (приложение 5) и ответь на вопрос: «Почему заболел каждый из ребят?»

- Получается, что в каждое время года, есть свои особенности в поведении на улице, о которых не стоит забывать.

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

 «Сказка о микробах».

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

- Что помогает нам победить микробов? (Вода) 

С водой надо дружить. Вода - доктор. Без воды не может жить человек.

- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце)

- Да, Вода и Мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

- Когда следует мыть руки?

- Как надо правильно мыть руки?

Сильно намочите руки. Пользуйтесь мылом. Намыливайте руки с обеих сторон. Намыливайте руки между пальцев и полощите руки чистой водой. Вытирайте руки насухо полотенцем. Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.

Советы доктора Воды:

  • Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
  • Закаляйся (обтирания, душ).

Помните, мы говорили о природном скафандре человека? Как он называется? (Кожа). Верно, так, вот по уходу за кожей, тоже есть основные правила. Вот они:

  1. Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.
  2. Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.
  3. Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.
  4. В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.
  5. Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.

- Ребята, а какие причины болезней людей вы знаете?

- По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота u др.)

Какие врачи нас лечат.

-Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней. Бывает ли так на самом деле в нашей жизни?

- Кто лечит вас, когда вы болеете?

- Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт)

- Детей? (Педиатр)

- Зубы? (Стоматолог)

- Глаза? (Окулист)

- Уши, горло, нос? (Отоларинголог)

- Делает операции? (Хирург)

Есть, конечно же, еще много других врачей, о которых вы узнаете со временем.

- Какие лечебные учреждения вы знаете?

- Чем они отличаются и что у них общего?

Итог занятия

-Чем запомнилось вам наше занятие?

-Что понравилось больше всего?

- Что вы для себя уяснили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экспериментальной деятельности "Почему идет дождь"

Этот конспект занятия,является итоговым по теме вода и её агрегатные состояния. Дети заранее ведут самостоятельный поиск на ответ, что такое вода и какие свойства воды.А на этом занятии дети рассказыв...

Конспект занятия в старшей группе "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

Конспект занятия по пожарной безопасности «Почему нельзя жечь сухую траву?»

Конспект занятия по пожарной безопасности «Почему нельзя жечь сухую траву?»Цель: Развивать у детей собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств, активизировать желание ...

Конспект занятия по экологии Тема: «Почему земля кормит?»

Конспект занятия по экологииТема: «Почему земля кормит?»Возрастная группа дошкольников Старшая...

Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?" (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?"...

Конспект занятия по окружающему миру «Почему тает снег?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в ранней группе. «Почему тает снег?»Цель: Формировать навык наблюдательностиЗадачи:Учить употреблять качественные прилагательные (г...