консультация по антивитальному поведению
методическая разработка на тему

Сафина Людмила Ивановна

консультация для воспитателей по антивитальному поведению из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_antivitalnomu_povedeniyu.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формированиеу воспитанников навыков жизнестойкости и антивитального поведения через систему воспитательной работы.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.

Жизнестойкость следует понимать как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности (С.А.Богомаз, 2008)

В отечественной психологической и педагогической литературе устойчивость  личности к экстремальным ситуациям определяют новым понятием- жизнестойкость.

Жизнестойкость -этоспособность  поддерживать нормальный уровень жизнедеятельности ,и развиваться ,эффективно преодолевая стрессовые ситуации. Это личностная черта, проявляющаяся на поведенческом уровне: через вовлеченность в деятельность ,контроль принятия риска. Выраженность этих поведенческих проявлений препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет восприятия критических ситуаций  как менее значимых.(1 слайд)

Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В нашем календарном плане каждую среду мы планируем и проводим занятия по «Формированию навыков жизнестойкости и профилактике антивитального поведения» используя программу «Учимся успешно преодолевать трудности», и программу «Личностной тревожности у подростков» Курилиной Н.В.Эти программы предназначены для проведения коррекционно профилактических занятий с воспитанниками д/домов  с подростками  11-15 лет испытывающими тревожность в обучении и общении.

Этот выбор обусловлен особенностями подросткового периода, связанного с развитием саморефлексии, становлением индивидуальной и социальной идентичности, повышающим и проявление антивитального поведения (не направленного на жизнь) у подростков ссформированными качествами жизнестойкости .

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
  3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
  4. Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.

Общение в жизни подростков играет важную роль .Именно в общении дети усваивают  систему нравственных принципов, типичных для общества и соц.среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий ,но  не исключаем и индивидуальной.

Как показывает опыт особую трудность в общении испытывают дети которым не хватает внимания. Замкнутые,  зажатые ,с чувством тревожности, c заниженной самооценкой.

Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствии длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками ,что формирует антивитальное поведение у детей.

Особенности  формирования антивитального поведения.

*личные неудачи

*ссоры

*конфликты с друзьями

*травля, в том числе и в соц.сетях

*нестабильная обстановка в семье, в школе ,тяжелая жизненная ситуация.

(Слайд)

Для большинства воспитанников испытывающих трудности в обучении и поведении характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети  не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешить конфликты.

Поэтому наши занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях воспитанники получают знания о том как общаться, упражняются  в применении различных способов поведения. Овладевают навыками эффективного общения.

Формы проведения занятий с воспитанниками.(слайд)

*организация просветительной работы

*домашние часы

*беседы-рассуждения

*обсуждение различных ситуаций

*анкетирование,тестирования

*игры

*дискуссии

*профилактические беседы.

*занятия с психологом

*занятия с медиком

*индивидуальная и коррекционная работа

*постоянный контроль детей группы риска

*занятость всех воспитанников в кружках и секциях.

На занятиях  детям дается возможность получить конкретные знания , осознать и решить свои личные проблемы, а так-же выработать адекватную самооценку и скорректировать  свое поведение.

Обыгрывание ситуаций с воспитателями.

- Игра «Мяч»
1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему.
2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:

  • получил двойку;
  • поскользнулся и упал в людном месте;
  • хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
  • конфликтует с учителем;
  • дали кличку;
  • потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.

Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить ситуацию.

Безвыходных ситуаций не бывает.

«Нужна ли агрессия?»

Притча о змее.

Конструктивная агрессия- направлена на защиту себя и других

Деструктивная агрессия- насилие, жестокость, самоутверждение за счет униженных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация "Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, ком...

Консультация для родителей "Поведение за столом"

В консультации предоставлен мариал, в котором рассказывается как правильно вести себя за столом....

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...