Консультация для воспитателей "Гимнастика после дневного сна".
консультация на тему

Афанасьева Елена Романовна

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а так же способствовать профилактике нарушений осанки и стопы. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года при открытых фрамугах (или в хорошо проветренном помещении) в течение 7-15 минут в зависимости от возраста детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Гимнастика после дневного сна».

Афанасьева Елена Романовна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 98» г. Чебоксары

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а так же способствовать профилактике нарушений осанки и стопы. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года при открытых фрамугах (или в хорошо проветренном помещении) в течение 7-15 минут в зависимости от возраста детей.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна рекомендуется составлять на 2 недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

В течение года рекомендуется проводить разные виды гимнастики:

  • разминка в постели и самомассаж
  • гимнастика игрового характера
  • пробежки по массажным дорожкам
  • гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса. Проводится в группе, физкультурном или тренажерном залах. Начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются на тренажерах, спортивном комплексе или другом нестандартном оборудовании подгруппами по 7-10 человек. Например, одна подгруппа лазает по канату, лесенке, а другая упражняется на велотренажерах. Воспитатель следит за выполнением движений, страхует детей. Подгруппы меняются местами через 3-6 минут.

В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Наиболее эффективна гимнастика, построенная из нескольких частей:

- гимнастика в постели: разминочные упражнения,  простой самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;

- выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);

- ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам) в «холодной комнате»;

- выполнение комплекса упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки, в «теплой» комнате;

- выполнение комплекса дыхательных упражнений в «холодной комнате»;

- индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми;

-  водные процедуры (умывание, обливание, обтирание).

Пока дети спят, педагог создаёт условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка), температура в ней снижается с помощью проветривания на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Хорошо, если после пробуждения дети услышат спокойную приятную музыку. И не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна – улыбающееся доброе лицо взрослого человека, а так же слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. Комплекс упражнений выполняется в течение 2-3 минут.

Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, конечно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут.

Затем проводится индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми (дать ребенку с плоскостопием задание собирать камушки правой и левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или младшего воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обширное умывание и др.

Проведение гимнастики после сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.

Литература.

1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

3. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. - С-П.: Детство-Пресс, 2010.

4. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна // ж. «Дошкольное воспитание», 2007 - №2, с. 28-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-конспект для молодых специалистов: Закаливания после дневного сна.

Консультация-конспект для молодых специалистов. Закаливание после дневного сна - где мной приследуется цель по защите, охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. По...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация для родителей "Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна"

Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Включает в себя схему проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна, методику проведения, комплексы упражнений игровой оздоровительной гимнаст...

Консультация для воспитателей «Музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна»

Особое внимание воспитателям следует уделить музыкально-рефлекторномупробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартномупробуждению детей по гром...

консультация по теме:"Гимнастика после дневного сна,её значение"

Консультация по теме "Гимнастика после дневного сна"...