Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"
консультация на тему

Ершова Татьяна Сергеевна

Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты.  Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_s_elementami_praktikuma_avtosohranennyy.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2127»

                             

Консультация с элементами практикума

«Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела

 воспитатель Бэби Академии «На Новокосинской»

 Ершова Т.С

Москва

2016 г.


              Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичное повторение и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня (чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности)  предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.

     Организация режимных мероприятий  важна для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.

       Немаловажную роль в четкой организации жизни группы играет тесный контакт воспитателя и его помощника (няни). Ведь, несмотря на возрастающую самостоятельность, дети всегда нуждаются в постоянном контроле и помощи взрослого. Продуманность в распределении обязанностей между воспитателем и его помощником при проведении ими режимных процессов помогает уложиться в соответствующие временные отрезки и значительно увеличивает время для игр детей. Обеспечивается также охрана жизни и здоровья детей: они не остаются без присмотра в раздевальной и умывальной комнатах, во время выхода на прогулку и т.д. Принцип распределения обязанностей между персоналом группы таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее педагогические требования; в частности, он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться; всегда находится там, где находится основная масса детей.  

     При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил.

1.Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2.Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3.Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4.Формирование культурно-гигиенических навыков.

5.Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6.Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7.Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон детей прямо зависят от состояния их нервной системы.

 Следует обратить внимание:

  • все навыки формируются постепенно;
  • лучший пример для подражания – взрослый;
  • у ребенка есть свои вкусы и привычки;
  • в игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

  • необоснованного поторапливания и одергивания детей;
  • публичного осуждения ребенка за неумение;
  • излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
  • затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

К режимным моментам относятся:

Прием детей.
Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Подготовка к занятиям.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к обеду, обед.
Организация сна детей.
Организация подъема детей и закаливающих процедур.
Подготовка к полднику, полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к ужину, ужин.

 Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

     Прием детей воспитателем может осуществляться  в группе или на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

     Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры,  разговаривать при этом негромко, не кричать.

     Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

     Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

     В утренний отрезок времени воспитатель отводит детей на гимнастику в физкультурный зал. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Организация питания детей

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей.   Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Важно использовать стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой – правую». Можно провести соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». (Тексты художественного слова прилагаются)

Воспитатель усаживает детей за столы так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно. Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать. В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычкой. Нужно создавать условия, при которых появится желание принимать пищу.

 Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.

Хорошо организовать конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Подготовка к прогулке

Перед прогулкой предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей; проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика; следить за тем, чтобы дети не разбрасывали одежду, а брали ее в последовательности одевания. Объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность. Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготки (рейтузы), затем свитер (кофту), шапку, в последнюю очередь пальто, завязать шарф, убрать сменную обувь в шкафчик. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Для закрепления последовательности одевания используем приемы: «Волшебные часы»(последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».

Прогулка

Необходимо создать интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Проводим подвижные игры, запланированные воспитателем и игры на выбор детей.

Во время труда детей на участке уделяем внимание мотивации их деятельности, помогаем распределять обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, дать оценку деятельности детей.

Воспитатель должен помнить, что за 30 минут до конца прогулки нужно перевести детей на более спокойную деятельность. В это время можно провести  наблюдение, словесные игры, беседы.

В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались самостоятельно, аккуратно убирали вещи в шкафчик. Воспитывать бережное отношение к личным вещам. При необходимости предложить ребенку навести порядок в шкафчике.

    Требования к организации дневного сна

Первыми ложатся в постель дети с ослабленным здоровьем.

    Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

-     снимают обувь;

-     носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

-     шорты помещают на сиденье стула;

-     юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

-     колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

-     последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

   Внимание! Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Руководя процессом переодевания, воспитатель может похвалить ребенка, одобрить его или сделать замечание.

    Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню.

    Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п.

    В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель,  (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают пижаму, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле  кровати.

    В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (младшая группа).

    Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть.

    Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое.

    Во время сна один из воспитателей должен постоянно находиться в спальне с детьми.

  Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся  и размялся, но не валялся просто так в постели).

 Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

     Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры.

     Дети старших групп помогают застилать постель покрывалами.

Вечерняя прогулка, уход детей домой

Организуется аналогично пунктам  «Подготовка к прогулке».

На вечерней прогулке в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но, рассказывая родителям о нем, обязательно вначале необходимо  похвалить его за успехи и достижения, пусть даже самые незначительные. И только потом поговорить о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. Воспитатель должен осуществлять индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Приложение

Использование художественного слова

Умывание

***

Чище мойся, воды не бойся.

***

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

***

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

***

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

***

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

***

Замарашка – Кирилл

Это где же ты ходил?

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку.

***

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

***

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши –

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

***

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

***

Кран, откройся,

Нос, умойся.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка,

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза.

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Одевание, причесывание

***

 Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Нюша-копуша

Час жевала грушу,

Два – умывалась,

Три – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла,

Нюша к ужину пришла.

***

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

***

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

***

Вот они сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

***

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу,

Гулять хочу.

***

Мы не любим неопрятных,

Нерасчесанных ребят,

С ними даже поросята

Подружиться не хотят.

***

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки.

***

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса –

Всему городу краса».

***

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший.

Ванечка – пригожий.

Еда

***

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

***

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

***

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

***

«Не хочу есть манную кашу!» -

Кричала девочка Маша.

«Правильно, - думала каша.-

Хорошая девочка Маша».

***

Посадим на ложку

Капусту, картошку – и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке – гляди!

***

Сидит в ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

***

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

***

Сначала он в поле большом колосится,

Потом в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, пушистым на стол подается.

***

Я красива, я кругла,

Меня бабушка пекла,

Маслом поливала,

Маком посыпала.

Сон

***

Спали-почивали,

Весело ли встали?

***

Тишина у пруда,

Не качается вода,

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

***

Потягушечки, потягушечки

Поперек толстушечки,

А в ручки хватушечки,

А в ножки ходушечки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

***

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька.

Открыла ставенку.

«Засыпай, бай-бай»

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

***

Я лягу на кровать

Перестану болтать.

Глазки закрываются,

Что начинается?

***

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны.

Наши дети тоже.

***

Ах ты, душечка!

Ах ты, душечка!

Ах ты, белая

Моя подушечка.

На тебя ложусь щекой,

За тебя держусь рукой.

***

Наступает ночка,

Ты устала, дочка,

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"

quot;Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие ФЭМП в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов  "Развитие Фэмп в режимнйх моментах с детьми старшего дошкольного возраста...

«Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»

laquo;Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста"

Консультация подготовлена для воспитателей с целью ознакомления с методикой, особенностями подвижных игр на улице, планированием проведения подвижных игр....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ с детьми ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...