"Будь здоров , малыш!"
рабочая программа на тему

Давыдова Татьяна Викторовна

физкльтурно-оздоровительная программа для детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bud_zdorovym_malysh.docx340.13 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\Документы сканера\9.11.jpg

Паспорт программы

Полное наименование программы

Фикультурно-оздоровительная  программа «Будь здоров,  малыш!»

Основания для разработки программы

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка ООН;
  • Конституция Российской Федерации;
  •  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155  от 17 октября 2013 года);
  • Методическими рекомендациями Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 года, № 03-248.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Документы локального уровня: 

  • Устав МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»» п.Ромоданово, Республики Мордовия
  • Основная общеобразовательная программа  МБДОУ «Детский сад «Алёнушка».

 

Период 
и этапы реализации программы

2017 – 2020 годы;
Первый этап (2017 – 2018 гг.) – организационно-подготовительный этап – поиск оптимальной структуры управления проектом, создание системы мониторинга;
Второй этап (2019 – 2020гг.) – основной (отработка основных компонентов программы);
Третий этап (2020 г.) – итогово-обобщающий (анализ и синтез результатов, обобщение опыта, оценка и прогнозирование перспектив здоровьесбережения воспитанников в условиях детского сада).

Цель программы

  1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду.
  2. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.
  3. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Основные задачи, мероприятия программы

  • Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада;
  • Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей;
  •  Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий; 
  • Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду;
  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
  • Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня;
  •  Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;
  • Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Ожидаемые, конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

  • Стабилизация показателей здоровья: 
  • Уровень заболеваемости детей.
  • Повышение качества освоения основной образовательной программы .
  • Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада.
  • Применение здоровьесберегающих технологий.

Основные разработчики

Полетаева Е.В. ,заведующая,

Давыдова Т.В.старший воспитатель ,

Козлова В.А., медсестра

Медведева С.И. воспитатель

Косолапова Е.В. воспитатель

Пояснительная записка

На современном этапе развития системы дошкольного образования оздоровительное направление работы детских садов становится все более значимым.

В дошкольном учреждении формирование здоровья ребенка, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.

Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные упражнения, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском саду физкультуно-оздоровительной программы  «Будь здоров, малыш!», которая разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ  «Детский сад «Алёнушка», примерной основной программы «Истоки» а также основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы:
— Закон Российской Федерации «Об образованииот 29.12.2012 года № 273  

— Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
— «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (№ 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.);

- Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

— Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
— Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
-Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
— Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г. Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
—  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

Разрабатывая программу  на 2017-2020 год, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми органически входила в жизнь МБДОУ,  имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.

 Программа «Будь здоровым, малыш!»» призвана объединить педагогический персонал, специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.


Актуальность разработки программы

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате этого в ДОУ разработана программа «Будь здоровым , малыш!» на 2017-2020  годы и приложения к ней.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

• физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём;

• имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;

• имеется методический материал для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр;

• в  группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

• закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных и музыкальных занятиях, других режимных моментах;

• закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

• постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы МБДОУ: не только в плане физического воспитания, но и образования в целом, организации режима, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.

Особенностью организации и содержания воспитательно-образовательной деятельности должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель программы:

Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада.

Задачи:

-  Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

- Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий; 
- Соблюдение валеологических требований на   НОД, в режиме дня;

- Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;

-  Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;

-  Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

                


Направления работы:

• Организация здоровьесберегающей среды в МБДОУ.

• Решение оздоровительных задач средствами физкультуры.

• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, критериев здоровья методами диагностики.

• Обеспечение благоприятного течения адаптации.

• Изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

• Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

• Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний

Ожидаемые результаты программы  «Будь здоровым, малыш»:

  1. Повышение  профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения
  2. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
  3. Отсутствие частой заболеваемости
  4. Уровень развития физических качеств и основных движений соответствует возрастно-половым нормативам
  5. Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры и правила ЗОЖ, владеет культурно-гигиеническими навыками
  6. Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

Объект программы:

• Дети дошкольного возраста;

• Семьи детей, посещающих МБДОУ  «Детский сад «Алёнушка»

• Педагогический коллектив МБДОУ.

Сроки реализации программы – 2017-2020 год.

Основными направлениями в реализации программы являются:

  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Организация работы с детьми;
  • Медицинское сопровождение;
  • Психологическое сопровождение;
  • Оздоровительная работа с педагогами;
  • Укрепление материально-технической базы;
  • Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.


I.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Образовательная область

Цель

Задачи

Здоровье

 Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья

 -  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая

культура

 Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Безопасность

 Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 

- формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

 
II. МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
     

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственные

Организационная работа

 1.

 Проведение анализа острой инфекционной и соматической заболеваемости воспитанников на совещании при заведующем

 Ежеквартально

 Медсестра

 2. 

 Консультирование воспитателей и разработка рекомендаций, направленных на сохранение здоровья каждому ребенку с соматическими и психическими заболеваниями (экраны здоровья)

 Постоянно

 Медсестра

 3.

 Осуществление контроля за выполнением натуральных норм расходования продуктов питания. Сбалансированность питания.

 Постоянно 

 Медсестра

Профилактическая работа

Диагностика

 4.

 Определение уровня адаптации ребенка в условиях детского сада:

-  резистентность организма ребенка;

-  психическое здоровье;
- физическое здоровье

 По окончанию периода адаптации.

 Медсестра

 5.

Диспансеризация:
- Проведение профилактических осмотров детей согласно приказу  МЗРФ и МОРФ от 30.06.1992г. № 187/272.
 - Обследование:   врачом-педиатром,
 (с проведением антропометрии, распределением детей на медицинские группы для занятий физкультурой)

Согласно плану
1 раз в год


Бригада узких врачей-специалистов

ЦРБ


Врач-педиатр
Медсестра

 6.

Клинико-лабораторные исследования:

- функционально-диагностические; 
- обследование на гельминты


По плану

 Медсестра

Профилактика

 7.

 Проведение дальнейшего обследования детей с выявленной патологией после углубленного медосмотра и постановка нуждающихся на «Д» учет


Постоянно


Медсестра


8.

Общеукрепляющая терапия:
-  иммуностимуляторы;
-  витамины (С витаминизация третьих  блюд);
-  поливитамины

 Постоянно 

  Медсестра


9.

Закаливание:
 -утренняя гимнастика;
-обливание рук до локтя;
-подвижные игры на свежем воздухе



Постоянно

 Медсестра,

воспитатели групп

10.

 Разработка рекомендаций для оздоровления с учетом индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ

 Постоянно

  Ст.воспитатель, Медсестра


11.

Санитарно-просветительная работа:
— «Служба 03» (обучение детей оказанию первой     помощи);
«Это должен знать

 каждый» (привитие гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни)

 Согласно тематическому плану

Воспитатели

 12.

Первичная профилактика:  

-  ежедневный осмотр воспитанников;
-  изоляция больных детей;
-контроль за санитарно-гигиеническими условиями;
-контроль за организацией образовательного процесса (режим дня, занятия)
- соблюдение СанПиН 2.4.1. 2660-10.

 Постоянно

 Медсестра

 13.

Организация питания воспитанников:
а) ежедневное меню – раскладка;
б) контроль качества приготовления пищи;
в) контроль пищевого рациона воспитанников;
г) контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания;
д) санитарно-гигиеническое состояние пищеблока;
е) бракераж готовой продукции;
ж) контроль за выполнением натуральных норм.


Постоянно

 Медицинская сестра

Бракеражная комиссия ДОУ

 14.

 Контроль санитарного состояния пищеблока и соблюдения личной гигиены его работников

 Постоянно 

 Медсестра



III. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

  

№ п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Анализ состояния

 здоровья детей.

 Анализ диагнозов в медицинских картах детей, распределение  их по подгруппам здоровья. 
Оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
Составление экранов здоровья и подбор рекомендаций по диагнозам.

Декабрь
июнь

конец августа

конец августа

 Медсестра, 
Старший

 воспитатель
Воспитатели

 2.

 Использование

 воздушных ванн

 Гимнастика и подвижные игры в облегчённой одежде.

в

 течение

 года 

 Воспитатель

 3.

 Использование

 солнечных ванн

 Пребывание детей на солнце в трусах и панамах, в процессе игр малой подвижности, а также игр с водой и песком.

 Июнь /

август

 Воспитатель

 4.

 Использование

 закаливания водой

Дидактическое упражнение для умывания «Водичка, водичка».
Дидактическое упражнение для обливания ног прохладной водой «Ножки чисто мы помоем».
Дидактическое упражнение для полоскания горла йодовым раствором «Хочешь знать, как гусь гогочет»

В течение года
Июнь/

август

Июнь/ август

 Воспитатель

 5.

Использование

 босохождения

 Комплекс упражнений «Топ, топ – наши ножки»

Хождение по солевому коврику

 Июнь/ август

 Воспитатель

 6.

 Осуществление

 контроля за выработкой правильной осанки

 Дидактические упражнения «Позвони в колокольчик», «Сорви листок»,

 «Дотянись до шарика»
Использование тренажера «Пять волшебных точек»

 В

 течение года

 
Воспитатель
Муз.руковод.

 7.

 Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение дня.

 Утренняя гимнастика

 и гимнастика после сна.
Подвижные, спортивные и народные игры.
Динамические паузы и

 физминутки.

 В

 течение года

 
Воспитатель
Муз.руководит.


3.2. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 № п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Воспитывать привычку ухаживать за чистотой своего тела, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом.

 Дидактическое упражнение «Надо, надо умываться»
Занятия по ОБЖ
Дидактическое упражнение «Научим Незнайку правильно мыть руки»
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Беседа «Сколькими способами можно очистить кожу»
Разучивание отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дидактическая игра «Как умываются животные»

 Ежедневно

В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 2.

 Воспитывать привычку самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом.

 Дидактическое упражнение «Я умею одеваться»
Занятия по ОБЖ
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Дидактическая игра «Что перепутал художник»
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная», «Парикмахерская»

 Ежедневно

В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 3.

Формирование навыков культурного приёма пищи

 Дидактическое упражнение «Учимся аккуратно кушать»
Дидактическое упражнение «Поможем кукле накрыть стол к приходу гостей»
Дежурство по столовой
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Дидактическая игра «Столовые приборы и их назначение»

 Ежедневно

В течение года

Ежедневно
В течение года

 Воспитатель


3.3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

№ п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Знакомство детей

с частями тела человека.

Занятия по ОБЖ.
Беседа «Как органы человека помогают друг другу»
Дидактическая игра «Что для чего нужно»
Дидактическая игра «Покажи, что назову»
Дидактическая игра «Чтобы глаза, уши, зубы были здоровыми»

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 2.

Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу полезных продуктов.

 Занятия по ОБЖ.
Подвижная игра «Полезные продукты»
Подвижная игра «Повара»
Разучивание стихотворения «Кто скорее допьёт» П. Воронько
Дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Чтение стихотворения «Маша обедает»

П. Воронько

 В соответствии с тематическим планом

Воспитатель
Муз. руководит.

 3.

 Формирование представлений о важности для здоровья  сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Занятия по ОБЖ.
Музыкально-ритмическая игра «Все ребята любят мыться».
Дидактическая игра «Что вредно, что полезно»
Беседа «Как готовиться ко сну»
Чтение «Сказки о глупом мышонке»

С.Я. Маршака.
Дидактическая игра «Чтобы кожа была здоровой»
Создание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Физкультурные досуги.

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель 

Муз. руководитель.

 4.

 Знакомство с понятиями «здоровье», «болезнь»

Занятия по ОБЖ.
Игра по ТРИЗ «Что будет, если…»
Досуг «Осторожно микробы»
Чтение стихотворения «Прививка» С. Михалкова.
Беседа «Откуда берутся болезни»
Чтение стихотворения «Воспаление хитрости» А. Милна.

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 5.

Формирование умения оказывать себе элементарную первую медицинскую помощь.

 Занятия по ОБЖ.
Беседа «Если ты заболел»
Дидактическая игра «Лекарства под ногами»
Кроссворд «Зелёная аптека»
Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника» и «Аптека»
Инсценировка отрывка стихотворения К.И. Чуковского «Айболит»
Дидактическая игра «Какому врачу, что нужно»
Беседа «Лекарства – друзья, лекарства враги»

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 6.

Формирование представлений о значении физических упражнений для организма человека.

Занятия по ОБЖ
Разучивание физминутки «Спорт-здоровье»
Музыкально-ритмические движения «Зверобика»
Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
Рассматривание альбома «В здоровом теле – здоровый дух»
Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию»

 В соответствии с тематическим планом

Воспитатель



3.4. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (СКОРОСТНЫХ, СИЛОВЫХ, ГИБКОСТИ,

ВЫНОСЛИВОСТИ, КООРДИНАЦИИ)

№ п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Формирование правильной осанки

 Упражнения на гимнастической скамейке.
Подвижная игра «Пройди – не урони».
Упражнения на турнике и шведской стенке.
Игровые задания.

 В соответствии с перспективными планами работы

 Воспитатель,

 2.

 Формирование умения перестраиваться на месте и во время движения.

 Занятия по физической культуре
Занятия по музыке.
Утренняя гимнастика
Музыкально-ритмические движения.
Игры-эстафеты.
Кружок «Весёлый каблучок»

 В соответствии с перспективными планами работы

 

Воспитатель
Муз. руководит.

 3.

 Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

 Занятия по физической культуре
Подвижные, спортивные и народные игры.
Игровые упражнения.
Оздоровительный бег.
Пешие прогулки (простейший туризм);

Кружок «Весёлый каблучок»

 В соответствии с перспективными планами работы

 

Воспитатель 
Муз.руководит.

 4.

 Развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

 Занятия по физической культуре
Музыкальные занятия.
Музыкально-ритмические движения.
Физкультминутки.
Динамические паузы.
Подвижные игры.

Кружок «Весёлый каблучок»

 В соответствии с перспективными планами работы

 Воспитатель 
Муз. руководит.

 5.

 Развития умения прыгать в длину, в высоту, с разбега.

 Занятия по физической культуре
Игровые упражнения.
Игровые задания

 В соответствии с перспективным планом работы

 Воспитатель 

 6.

 Формирование умения кататься на велосипеде, самокате.

 Игровые упражнения.
Игровые задания.
Самостоятельная двигательная активность на прогулке.
Спортивный досуг на воздухе.

 Май — сентябрь

 Воспитатель

 7.

 Формирование умения ползать, пролезать, подлизать, перелазить  через предметы.

 Занятия по физической культуре.
Игры-эстафеты.
Игровые упражнения.
Спортивные праздники и досуги.
Игровые задания.

 В соответствии с перспективным планом работы

 Воспитатель

 8.

 Формирование умений в ловле и передаче мяча.

 Занятия по физической культуре
Спортивные игры.
Игровые упражнения.
Подвижные и народные игры.
Спортивные досуги.

 В соответствии с перспективным планом работы

 Воспитатель

 9.

 Развитие активности детей в играх со скакалками, обручами и другим спортивным инвентарём.

 Занятия по физической культуре
Утренняя гимнастика.
Самостоятельная двигательная активность детей в группе и на прогулке.
Музыкально-ритмические движения.
Подвижные игры.
Спортивные досуги и праздники.

 В течение года

 
Воспитатель


3.5. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

 № п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Воспитание желания выполнять физические упражнения на прогулке

 Ходьба по оздоровительным дорожкам.
Упражнения на спортивно – игровом оборудовании.
Спортивные досуги на воздухе.

 В соответствии с перспективными планами работы

 Воспитатель

 2.

 Развитие умения играть в игры, способствующие совершенствованию
основных движений (ходьба, бег, бросание, катание) 

 Спортивные, подвижные, народные игры.
Игры – эстафеты.
Спортивные соревнования.

 В соответствии с перспективными планами работы

 Воспитатель

 3.

 Формирование выразительности движений, умение передавать действия некоторых персонажей, животных. 

 Хороводные и народные игры.
Инсценировки стихотворений.
Игры – импровизации.

 В соответствии с перспективными планами работы

 Воспитатель 

Муз. руководит.

 4.

 Развитие желания самостоятельно использовать спортивный инвентарь для организации игр.

Экскурсия по физкультурному уголку группы.
Изготовление, украшение физкультурного оборудования совместно с детьми.
Игровые задания.
Сюжетные интегрированные занятия, с использованием физкультурного оборудования.
Музыкально – ритмические движения с лентами, султанчиками, платочками.

 В течение года

 Воспитатель 

 5.

Воспитание красоты, грациозности, выразительности движений

Занятия по музыке.
Упражнения с лентами, платочками, султанчиками.
Музыкально – ритмические движения.
Релаксация.
Презентации «Лёгкая атлетика», «Танцы народов мира»

 В соответствии с перспективным планом работы

 Воспитатель
Муз.руководит.

 6.

 Поддержание интереса к физической культуре и спорту

Презентация «Виды спорта»
Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры»
Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»
Спортивные игры  в зале.
Разучивание стихотворения «Маленький спортсмен» Е. Багрян.
Спортивные соревнования между командами детских садов посёлка Ромоданово

 Май — сентябрь

 Воспитатель


3.6. ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОВЕДЕНИЯ

№ п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

Осуществление контроля за соблюдением правил безопасного пребывания в детском саду

Занятия по ОБЖ
Изготовление совместно с детьми знаков «Опасные предметы в нашей группе»
Презентация «Опасные предметы»
Анализ ситуаций.

 Ежедневно

 Все сотрудники ДОУ, в соответствии с должностной инструкцией

 2.

Передача знаний о правилах дорожного движения.

Занятия по  ОБЖ.

Презентации ПДД, «Когда мы пешеходы», «Безопасная дорога»
Интервью с детьми «ПДД – наши верные друзья»
Сюжетно – ролевые игры «Автобус», «Путешествие», «Шофер»
Дидактические игры 
Конкурс рисунков и поделок.
Экскурсия к дороге.
Досуги.
Чтение художественной литературы.

 В соответствии с перспективными планами

 Воспитатель

Муз. руководит.

 3.

Передача знаний о правилах пожарной безопасности.

Занятия по ОБЖ.

Беседы.
Дидактические игры.
Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»
Анализ ситуаций.
Досуги.
Конкурс рисунков.
Презентации  «Лесные пожары» и «Опасные электроприборы»
Инсценировка стихотворения «Кошкин дом»
Чтение художественной литературы

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель 
Муз. руководит.

 4.

 Формирование представлений о ядовитых ягодах, грибах и растениях.

 Занятия по ОБЖ.

Дидактические и подвижные игры.
Досуги.
Презентация «Грибы»
Конкурс рисунков и поделок.
Беседы.
Чтение художественной литературы.

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель 

Муз.работник


IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

№ п/п

Направления

работы

Формы работы

Сроки

Ответственные

 1

 Психологическая диагностика:
— стартовая;
— итоговая.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, тестовая беседа С.А. Банкова обследования степени психосоциальной зрелости позволит выявить детей, вероятно имеющих какие-либо особенности развития мотивационной и познавательной сфер

 Подготовительная группа сентябрь, май

 Старший воспитатель, воспитатель

 2

Анализ адаптации детей к условиям ДОУ

Наблюдение, анкетирование педагогов, родителей, составление таблицы адаптации.

 Начало учебного года и по мере поступления детей

воспитатели

 3

Выявление детей группы риска

Анализ диагнозов в медицинских картах ребёнка 

После проведения профилактических осмотров

Воспитатели, ст.воспитатель

 4

Составление программ психолого-педагогического сопровождения

Совещание при заведующей, педсовет

Начало  учебного года

Ст.воспитатель

 5

Изучение психологического состояния педагогов

 Анкеты, тесты

 Начало  учебного года

 Педагог-психолог

 6

Формирование навыков общения педагогов с детьми, родителями

 Семинары-практикумы, тренинги, консультации

В течение учебного года

Ст.воспитатель

 8

 Разработка рекомендаций по сохранению психологического здоровья детей и взрослых

 Памятки, буклеты, стенды

В течение учебного года

 Ст.воспитатель

 V.ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
  

№ п/п

Программные мероприятия

Сроки

Ответственные

 1.

 Тренинг и психогимнастика

 1 раз в квартал

 Ст.воспитатель

 2.

 Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний».

 Постоянно

 Ст.воспитатель

 3.

 Пропаганда здорового образа жизни

 Постоянно

 Медицинская сестра
Администрация

VI. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЕТСКОГО САДА 

№ п/п

Программные мероприятия

Сроки

Ответственные

 1.

 Приобретение спортивного оборудования и инвентаря  для занятий на открытом воздухе.

2017-2020

 Администрация

 детского сада

 2.

 Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для занятий в музыкально-физкультурном зале.

2017-2020

 Администрация

 детского сада


VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

№ п/п

Направления работы

Формы организации

Сроки

Ответственные

1

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. 

Презентации передового опыта семейного воспитания, информация на сайте ДОУ.

1 раз в год

Воспитатели

2

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

3

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. 

Создание библиотеки (медиатеки), памяток,информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

4

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.  

Информация на сайте ДОУ.

Постоянно

 Старший

воспитатель

5

Разъяснять родителям (рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. 

Оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

6

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов

Оформление буклетов, памяток, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

7

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, информация на сайте ДОУ.

Постоянно

Старший

воспитатель

8

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Приглашение родителей на детские концерты и праздники, дни открытых дверей, лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

9

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, в посёлке). 

Спортивные праздники, соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

10

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. 

Родительские собрания, консультации, буклеты, памятки, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

11

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи — ~01~, «02» и ~ОЗ~ и т. д.). 

Информационные стенды, памятки, презентации, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

12

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Консультации, праздники, соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

13

Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

Памятки, презентации, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

14

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. 

Памятки, буклеты,  информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

15

Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Информация на сайте ДОУ.

По плану

Старший

воспитатель


Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

— Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению.
— Уровень готовности выпускников к школьному обучению.
— Уровень освоения детьми основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».
— Уровень удовлетворённости родителей оказанием образовательных услуг.
— Заболеваемость воспитанников.
— Физическая подготовленность воспитанников.
— Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).
— Уровень сформированности здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ.


Формы представления результатов программы
— Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на Совете ДОУ.
— Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и защита их на педагогическом совете ДОУ.
— Размещение материалов на сайте ДОУ

Заключение

 

           Мы считаем, что созданная в МБДОУ  «Детский сад «Алёнушка» система работы по основной оздоровительной программе «Будь здоровым, малыш»» позволит нам качественно достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

        Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей уже наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

          В результате внедрения и реализации основной оздоровительной программы «Будь здоровым, малыш!», дети ДОУ должны показать высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости и достаточный уровень развития основных движений.

Социальный эффект от реализации программы

Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно-методических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. В. Алексеенко, Я. Лощинина. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет.- М.: Учимся играючи, 2008.
  2. В.К. Величенко. Физкультура для ослабленных детей.- М.: Терра-Спорт, 2000.
  3. Воспитатель ДОУ № 1-2008 г. (стр.9)
  4. Воспитатель ДОУ №3 – 2008 (стр. 11 – Послушные глазки)
  5. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
  6. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003
  7. Е.Н. Борисова. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007.
  8. К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников.[Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  9. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
  10. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
  11. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. М.В. Краснов, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998.
  13. Н.В. Елжова. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении.- Ростов н/Д, Феникс, 20011
  14. О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.- М.: Просвещение, 2005.
  15. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз)
  16. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.64)
  17. Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой (стр.71)
  18. П.А. Павлова, И.В. Горбунова. Расти здоровыи, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  19. Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (стр. 249)
  20. Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. Двигательный игротренинг для дошкольников.- СПб.:Речь, 2002.
  21. Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.


                                                                                                                            Приложение .
Особенности организации

физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах  и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Оценка эффективности физического развития осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурный зал), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют органы Роспотребнадзора, заведующий.

Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 19-20°С. Перед проведением занятия проводится сквозное и угловое проветривание и влажная уборка. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Для соблюдения температурного режима, во время занятия, при необходимости, должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются в спортивной одежде (спортивная майка, трусы-шорты, носочки, обувь на светлой резиновой подошве).

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,

- в средней группе - 20 мин.,

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.


В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны воспитателя.

Требования к организации образовательного процесса и режима дня:

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.


Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности непосредственно образовательной деятельности следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к ней детей младшего возраста.

В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период непосредственно образовательную деятельность проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.


Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

Организация прогулок

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и в ненастную погоду прогулка не должна быть менее 4-4,5 часов в день. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. В зимнее время ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Для того чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

1. В теплое время года утренний прием детей проводить на улице.

2. Проводить на воздухе часть физкультурных занятий и утреннюю гимнастику в теплое время года.

3. Четко выполнять все режимные моменты в течение всего дня, что позволит своевременно выходить на прогулку.

Важный момент в организации прогулки - одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать их в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают, одеваться под присмотром младшего воспитателя, которая выводит их гулять позже. Участие младшего воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, до приема детей, внимательно осматривает весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.


Планируя целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения необходимо хорошо узнать место, где будут останавливаться дети. Младший воспитатель сопровождает детей во время целевых прогулок. Готовясь к прогулке, воспитатель продумываем меры, предупреждающие травматизм. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих  и перевязочных средств, уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом на прогулку за пределы территории, взрослый тщательно проверяет готовность каждого ребенка - его самочувствие, соответствие одежды и обуви всем требованиям и погодным условиям, делает запас питьевой воды (в теплое время года).

Нельзя забывать так же и об основных правилах ходьбы: после 30-40 минут движения устраивать 10-15-ти минутный отдых в тени. Во время отдыха можно: организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать детям книгу.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо создать условия для разнообразной деятельности.

Создание условий для эффективного проведения прогулки

Для того чтобы прогулка была содержательной и интересной необходима большая подготовительная работа по организации оснащенности участка. Помимо стационарного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления новых знаний детей об окружающем мире. Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной, интересной. Ошибка практики состоит в том, что на прогулку иногда выносят материал, изъятый из употребления в группе. На прогулке должны присутствовать игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс и пр.). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду с которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол вымыть. Одежда для выносных кукол должна соответствовать сезону.

В теплое время года игрушки размещаются по всей территории участка. Это: технические игрушки, все для сюжетно-ролевых игр, природный материал, все необходимое для лепки и рисования, уголок ряжения (для свободного пользования разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы, браслеты из ракушек, желудей и пр.)

Песочный дворик должен располагаться под тентом. При игре с песком используется строительный и природный материал. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и поливают. Так же в теплое время года детям предлагается небольшая переносная емкость для игр с водой.

Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным. Это сюжетные игрушки разных размеров, куклы в зимней одежде, к ним - саночки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзинки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость можно включить музыку для поддержания настроения.

Структурные компоненты прогулки

При планировании содержания каждой прогулки, воспитатель учитывает следующие структурные компоненты:

- разнообразные наблюдения;

- дидактические задания;

- трудовые действия детей;

- подвижные игры и игровые упражнения;

- самостоятельная деятельность детей.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские


эстетические представления. Таким образом, наблюдения - один из главных компонентов прогулки.

Использование дидактических заданий, привлекает детей к активным мыслительным операциям, и выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, и воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов, для того чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослых, за живыми объектами окружающей среды. Дети включаются в совместный с взрослыми трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков, они по собственной инициативе действуют с природным материалом. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, ребенок приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр. В то же время дети должны иметь возможность отдохнуть, поэтому на участке должны присутствовать скамеечки. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети длительное время занимались однообразной деятельностью. Необходимо переключать их на другую деятельность и менять место игры. Летом в жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу. В зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, двигательной активности нужно уделять особое внимание. Большая часть участка должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно двигаться. Взрослый продумывает организацию прогулки так, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались. Подвижные игры проводят в конце прогулки.

Индивидуальные особенности детей больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений. Воспитатель должен внимательно контролировать содержание самостоятельной деятельности, следить за реакциями и состоянием детей (учащенное дыхание, покраснение лица, усиленное потоотделение).

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 10 до 20 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдения, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.


Организация прогулки в летний период времени

В летний период времени прогулка организуется: в первую половину дня - во время утреннего приема, после завтрака и до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна до ужина, после ужина и до ухода домой.

Особое внимание уделяется одежде детей. Категорически запрещено выводить на прогулку детей без головных уборов! Если ребенок одет в несоответствии с температурой воздуха, его следует переодеть во избежание перегрева. Поэтому, каждому ребенку, рекомендуется иметь сменную одежду на случай изменения погоды.

При оптимальных температурных условиях, с учетом здоровья детей широко применяются следующие закаливающие процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны (начальное время пребывания ребенка на солнце 5 минут, постепенно доводить до 20-30 минут), водные процедуры, обливание с учетом возрастных и индивидуальных данных ребенка.

Ежедневно подготавливается участок для правильной организации прогулки детей.

Строго соблюдается питьевой режим.

На прогулке каждые два часа и перед сном воспитателем проводится осмотр детей на наличие клещей.

Усиливается бдительность за качеством мытья рук у детей.

Обо всех отклонениях в здоровье детей, своевременно информируются заведующий ДОУ.

Методика физкультурно – оздоровительной работы.

1.Физические упражнения в режиме дня.

Основная форма проведения – физкультурные занятия. Проводимые 3 раза в неделю.

2. Физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Физкультурные занятия в помещении включают в себя упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель, а также упражнения статического характера (вися с опорой на одну или обе ноги, не продолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.п.). В конце физкультурного занятия обязательны упражнения на расслабление. Лучше всего организм восстанавливается , когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие – переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения. Выполнение этих же упражнений с музыкальным сопровождением и закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. «При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90-100% такая заключительная часть ведет к восстановлению организма к концу 1-2 минут после занятия»  

В те дни когда должно быть физкультурное занятие - подвижные игры и физические упражнения проводятся длительностью 10-15 минут.


Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно, содержание – это материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях, как правило вначале организуются физические упражнения, а затем игра (прыжки, а затем «Найди свой домик»). В сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок может быть обратным, чтобы разогреть детей (игра, а затем упражнение). Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают сильного интере6са со стороны детей.

3.Утренняя гимнастика.

Продолжительность 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 общеразвивающих упражнений (с предметами или без), которые повторяются 6-12 раз. Один комплекс гимнастики проводится в течение 2 недель.

4. Физические упражнения после сна.

Организм после сна требует медленного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Поэтому после сна просто необходимо проводить упражнения, например способствующие формированию осанки, стопы, можно провести точечный массаж, самомассаж стоп, ленивую гимнастику, гимнастику после сна. После воздушных ванн переходят к водным процедурам.

5.Физкультминутки.

Цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высокой уровне. Продолжительность 2-3 минуты. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16 минута.)

6.Средства физкультуры между непосредственно образовательной деятельностью.

Когда 2 занятия подряд носят малоподвижный характер (например: рисование и развитие речи) перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Это могут быть игры малой подвижности. В конце перерыва рационально провести минутку расслабления, после которой дети успокаиваются.

7.Физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1 раз в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, упражнения, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематику, может объединять детей разного возраста.

Физкультурные праздники  проводятся не менее 2 раз в год. Они посвящаются сезонам или какой – либо тематике.

Неделя  здоровья планируются 1 раз в феврале.  

8. Оздоровительные мероприятия.


Это система закаливания основными природными факторами – солнце, воздух и вода. Если такие природные факторы как солнце и воздух мы используем без особых усилий, то закаливание водой требует особого подхода и зависит от состояния здоровья ребенка (основные требования приведены в таблице «Особенности закаливания с учетом времени года»).

Беговые тренировки

Достигнуть высокого уровня развития общей выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. оздоровительный бег. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Последнее особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности.

Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечнососудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психоэмоционального напряжения детей. У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отличается устойчивое положительное настроение. Бег уравновешивающее действует на нервную систему. Регулярные беговые тренировки способствуют развитию памяти и внимания, улучшается зрение и слух. Преобладает положительное эмоциональное состояние, значительно повышается мыслительные возможности, увеличивается умственная и физическая работоспособность.

Как приобщить ребенка - дошкольника к бегу.

Прежде всего, надо преодолеть некоторую психологическую сложность. Ведь в отличие от взрослого, «за здоровьем» малыш не побежит. Поэтому лучше проводить игры, в которых присутствовал бы в большом объеме бег, придумывал соответствующие роли для себя и ребенка. Начинать эти беговые «забавы» можно с З-х летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыжками, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Основные правила при организации оздоровительных беговых тренировок:

1. Индивидуально - дифференцированный подход;

2. Контроль за нагрузкой;

3. Самоконтроль;

4. Определение скоростных возможностей ребенка;

5. Положительные эмоции от занятий бегом.

На начальном этапе беговые тренировки проводят не более 2-3 раз в неделю. Это необходимо для предупреждения мышечных болей. По мере развития выносливости беговые тренировки могут проводиться ежедневно.

Требования к одежде зависят от температуры окружающего воздуха. Нужно помнить о том, что при беге интенсивно выделяется тепло. Основные зоны потери тепла организмом - это стопы, руки, голова. Именно их следует защищать в первую очередь, обратив особое внимание на обувь. Она должна быть на толстой, не скользящей подошве.

Вся одежда для беговых тренировок должна быть из натуральных волокон, за исключением куртки - ветровки для прохладной погоды. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражению кожи, детям неприятно, они нервничают, и тогда оздоровительный эффект тренировки практически сводится к нулю. Основной принцип оздоровительного бега «Бегать как бегается». Ну а каков результат от таких беговых тренировок? Ответ однозначный: отличное физическое и психическое развитие и практически полное отсутствие респираторных заболеваний.

Оздоровительные игры

Игра "Солнечные зайчики"

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.

Цель: ощутить внутреннюю радость.

Игра "Птичка"

1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.

Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

2. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

Массаж ног

И. п. - сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

Игра "Покачай малышку"

Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Будь здоров, малыш!"

План мероприятия:О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.Радиостанция « Малышок».Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год.Кроссворд «Физкульт-ура!».Закалива...

Будь здоров, малыш!

система оздоровительных мероприятий в доу...

Презентация проекта "Будь здоров, малыш!"

                                  Проектвоспитателя МДОУ №148 «ЗВЕЗДНЫЙ» г. Брянска...

"Будь здоров, малыш!" презентация для родителей

Презентация для родителей. Тема - спортивный уголок дома. Цель - пропаганда здоровго образа жизни и спорта.Рассматривается совместная работа МБДОУ и родителей по физическому воспитанию детей, использо...

Творческий проект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Будь здоров, малыш! "

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома посредством проведения разнообразных занятий, приведена работа с родителями....

Презентация проекта ""Будь здоров, малыш!"

Презентация творческого проекта по привитию культурно-гигиенических навыков "Будь здоров, малыш!"...

консультация "Будь здоров малыш"

Консультация для родителей о закаливании детей....