Планирование и организация спортивных игр на прогулке в летний период
учебно-методический материал

Смирнова Екатерина Юрьевна

* обучение играм

* руководство игрой

* игры с мячом, бадминтон, футбол, баскетбол - мини, хоккей на траве, школа скакалки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_igr_na_progulke_letom.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Смирнова Екатерина Юрьевна
       
 инструктор по физической культуре
МКДОУ «Детский сад № 222» г. Киров
Планирование и организация спортивных игр
на прогулке в летний период

Консультация для воспитателей
                                     

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое внимание уделяется разным видам спортивных упражнений и игр. Основным видам  движений: ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча. Именно такой характер имеют футбол, хоккей на траве, баскетбол,  бадминтон, катание на самокате и велосипеде.  С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость и  выносливость. Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать погодные условия. Обучение спортивным играм и упражнениям нужно проводить целенаправленно и планомерно 1-2 раза в неделю.  Однако прежде чем приступить к  спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить детей с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации.  Дальнейшим  этапом обучения является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность детям самостоятельно ими манипулировать.
       Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует обще-методические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка. При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей, что побуждает их к более энергичному выполнению действий,  движений. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель все время принимает участие в них.
       Для того чтобы дети научились играть в спортивные игры и овладели навыками спортивных упражнений, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. В каждом плане на неделю необходимо планировать несколько видов спортивных игр и упражнений. В зависимости от погодных условий, наличия спортивного инвентаря, степени овладения детьми той или  иной спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет на все прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, например: одни катаются на самокатах, другие играют в бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в футбол. При этом дети должны играть только в присутствии воспитателя.   К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале  привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним.
       Для детей раннего дошкольного возраста особенностью игр в летний период в том, что они не должны носить соревновательный характер и быть достаточно простыми. Детям нравится повторять движения за взрослыми, другими детьми. Для них предлагаются:
ИГРЫ С МЯЧОМ
Упражнения для детей:
1. Подбросить мяч вверх и ловить его сначала обеими руками, а потом одной.
2. Подбросить мяч вверх, присесть. Постараться дотронуться пальцами носков ног, подняться и поймать мяч двумя руками.
3. Встать на расстоянии 1-2 м от стены, ударить мячом о стену снизу вверх и поймать его сначала двумя руками, затем одной.
4. Поднятой левой рукой прикоснуться к стене, правой рукой перекидывать мяч снизу через левую руку и ловить мяч.
5. Поднимая слегка согнутую левую ногу, правой рукой перекидывать мяч снизу через неё и ловить мяч. При обучении этому движению можно опираться ногой о стену.
6. Мяч перекидывают над головой из правой руки в левую и обратно.
7. Мячом ударяют о землю и отбивают его после отскока несколько раз подряд одной, потом другой рукой.
8. Мяч бросить высоко вверх, подпрыгнуть, повернуться на 180 или 360 градусов и поймать двумя руками. Повороты выполняются то вправо, то влево.
9. Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами, выпрямиться и поймать его перед собой.
10. Мяч бросают правой рукой из-за спины и ловят его обеими руками. Усложнение: мяч бросают левой рукой и ловят правой.
11.Мяч бросают вверх, садятся на землю и ловят его, не поднимаясь, затем опять бросают вверх, поднимаются и ловят его.
Упражнения «Школы мяча»  можно использовать как домашнее задание для детей в целях развития ручной моторики.

Дети старшего дошкольного возраста более самостоятельны и активны. Их движения более точные, быстрые, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Для них предлагаются игры:

БАДМИНТОН
Детей старшего возраста можно научить играть в бадминтон по упрощенным правилам. Для проведения игры нужны две ракетки и волан. Игру можно организовать на ровной, свободной площадке, на веранде, в зале. Лучше иметь не один комплект ракеток и воланов, чтобы дети, желающие поиграть, не стояли в ожидании своей очереди.  Действия игры в бадминтон довольно сложные, поэтому важно, чтобы дети предварительно  научились действиям с воланом,  затем с воланом и ракеткой. К обучению ударам переходят только после того как дети научатся легко и правильно держать ракетку, попадать ракеткой по волану, соразмерять силу удара, с тем, чтобы правильно  посылать его на сторону партнера.  Важно научить дошкольников следит за воланом глазами и стараться попасть по нему центром струнной поверхности ракетки. Прежде чем дать игру вдвоем, воспитатель предлагает каждому ребенку поупражняться в отбивании волана.

Индивидуальные упражнения:
* ребенок подбивает волан ракеткой на месте;
* перемещаться  по площадке шагом, медленным бегом, стараясь не дать волану упасть;
* ребенок подбивает волан ракеткой, поворачивая ее для удара другой стороной;
* ребенок подбивает волан ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую;
* ударяет по волану, подвешенному на веревке справа, слева, снизу;
* ребенок старается направить волан точно в цель, перебросить через сетку.

Периодически необходимо давать ребенку выполнять упражнения левой рукой, чтобы обе руки развивались равномерно, а также для совершенствования координации движений.

Подготовительные упражнения:
1. Подбрасывание волана.
2. Обучать детей способу правильно держать ракетку: правой рукой так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут и опирается о ручку ракетки.
3. Жонглирование воланом.
 
«Из рук в руку»
Ребенок перебрасывает волан поочередно из правой руки в левую, из левой в правую. То же можно проделать на ходу или на бегу.
4. Удар ракеткой справа, слева, над головой.
 
«Подбей волан»
 Дети могут играть группами (по 5 – 8 человек). Каждый подбивает волан ракеткой, стараясь ударить как можно большее число раз и не дать ему упасть.
Вариант: можно предложить детям подбивать волан ракеткой, поворачивая ее с каждым ударом другой стороной или перехватывая из одной руки в другую.
5. Подача волана.
 
«Не дай упасть!»
  Дети подбрасывают волан одной рукой, ловят его в воздухе. Затем становятся по двое и перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю.
После этих упражнений переходят к игре парами, сначала воспитатель - ребенок, потом ребенок - ребенок.
6. «
Игра вдвоем» Игроки стоят напротив друг друга на расстоянии 3 - 5 м, у одного из них ракетка, у другого волан. Первый ребенок подбрасывает волан, другой отбивает его ракеткой, затем они меняются ролями.
Когда основные навыки игры будут освоены, можно переходить к игре в паре друг с другом.
7.
«Отрази волан» У одного из детей ракетка и волан, он подбрасывает волан, ударяет по нему ракеткой, направляя в сторону товарища. Тот отбивает волан ракеткой, стараясь не дать ему упасть на площадку. Стараться отбить волан ракеткой несколько раз, не роняя волан.
8.
«Игра в две команды»  Команда нападающих и команда защитников. Первая команда подает воланы, а вторая отражает удары через сетку. Через 3—5 мин команды меняются ролями. После того как будет усвоена суть игры, можно проводить игру по правилам: если команде не удается отбить волан, она проигрывает очко и подача переходит к другой команде.

ФУТБОЛ
Для игры необходима площадка 30 на 15 м и футбольный мяч. Через центр площадки поперек её проводится линия. На торцевых сторонах стойками обозначаются ворота шириной 3-4 м. края площадки могут быть обозначены флажками: четырьмя угловыми и двумя средними. В игре участвуют 2 команды по 5-7 игроков, включая вратаря. Игроки каждой команды стремятся серией передач подвести мяч к воротам соперника и забить гол. Задача противоположной команды – не пропустить мяч в ворота и перейти в атаку. Запрещается подставлять подножки, ударять игроков по ногам и толкать их руками, сильно отталкивать друг друга корпусом во время борьбы за мяч, отбирать мяч у вратаря. Игра длится 2 тайма по 15 минут.

Подготовительные упражнения:
«Научись владеть мячом» 
* Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны;
* То же, но поворачиваясь  вправо, влево и  кругом;
* Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги;
Упражнять в этих действиях многократно.
«Сбей кеглю» В круг ставится кегля. Ребенок прокатывает мяч левой и правой ногой, стараясь попасть им в кеглю удобным способом с расстояния 2-3 м.
«Прокати мяч в ворота»
Прокатывание мяча друг другу между предметами (двумя флажками).
«Мяч под планкой» (шнуром) Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте  40-50 см.
«Перебрось через планку» (шнур) Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
«Перебеги с мячом на другую сторону площадки» Ведение мяча бегом в прямом направлении, слегка подбивая то правой, то левой ногой так, чтобы мяч катился далеко.
«Пробеги змейкой» Ведение мяча бегом, огибая расставленные по одной линии предметы (кубы, кегли).
«Пас» Передача мяча друг другу ударом ноги.

БАСКЕТБОЛ-МИНИ
Игра организуется на спортивной площадке длиной 15 и шириной 8 м. Обучение игре  в мини-баскетбол следует начинать с подготовительных упражнений, которые педагог организует по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их по предлагаемой схеме. Переходить от одного упражнения к следующему рекомендуется только после того, как оно освоено большинством детей группы.

Подготовительные упражнения:
1. Ударять мяч об пол одной рукой и ловить двумя.
2. Ударять мяч об пол правой рукой, а ловить левой и наоборот.
3. Проделывать все эти упражнения во время продвижения.

4. Упражняться в отбивании мяча на месте одной рукой, затем другой.
5. Ведение мяча с поворотом на месте (вокруг себя).
  
Обучать детей 
*
правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;
*
передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);
*
ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. Учить детей правильному способу ловли: встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением;
*
вести мяч, ударяя об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. (Важно научить детей при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.

ХОККЕЙ НА ТРАВЕ
Для игры нужна клюшка и мяч малый,  выбирается  ровная площадка размером 20Х10 м, края площадки отмечают флажками. Вначале детям предлагают облегченные клюшки . В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети учатся маневрировать, вести мяч, бить по мячу. Одежда детей при игре должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
Простые  правила игры: 
* перебрасывать мяч и вести его можно только клюшкой;
* стараться прокатывать мяч по земле (траве), не давать ему взлетать выше 0,5 м.;
* во время игры нельзя грубо толкать друг друга, хватать руками, подставлять подножки, громко кричать и спорить;
* останавливать мяч разрешается не только клюшкой, но и руками, ногами, туловищем;
* если мяч вышел за пределы площадки, он вводится в игру игроком противоположной команды в том месте, где пересек границу площадки;
* нарушившего правила воспитатель (судья) выводит из игры или засчитывает команде штрафное очко.

Подготовительные упражнения:
1) Держать клюшку, стоя на месте. Перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать и опускать, замахиваться, вращать ее вперед и назад, сбоку и перед собой, удерживая двумя руками.
2) Имитировать ведение мяча  на месте. Действовать с клюшкой и мячом  индивидуально: перемещать по прямой, вокруг себя, обводя предметы. Вести мяч, не отрывая его от клюшки. Вести мяч, не глядя на него.

3) Прокатывать мяч  в парах, шеренгах, в колоннах, стоя на месте.

4) Многократно отбивать клюшкой мяч о стену, задерживая и останавливая его. Те же движения выполнять в движении: шагом, во время медленного и быстрого бега.

5) Закатывать мяч клюшкой в лунку (ямку), попадать мячом в кеглю.

Навыки игровых действий с клюшкой и мячом совершенствуются в игровых упражнениях, эстафетах с ведением, передачей и забрасыванием мяча  в ворота. Например: «Загони льдинку в лунку», «Передай шайбу», «Проведи шайбу змейкой», «Гонка с шайбами», «Встречная эстафета» и др. После длительной подготовки можно организовать игру сначала одной, а потом двумя командами с соблюдением правил.


ШКОЛА СКАКАЛКИ

Прыжкам через  скакалку лучше начинать обучать на прогулке. Целесообразно предложить детям сначала короткую скакалку, так как при упражнении с ней ребенок сам координирует движения. Ее необходимо подобрать по росту ребенка. Для этого ребенок встает обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч)  и поднимает руки со скакалкой чуть выше уровня пояса.
Упражнения:
1. Скакалку, сложенную вдвое, дети вращают правой и левой рукой. Вращение скакалки производят движением кисти.
2. Вращение скакалки  одной рукой с правой и левой стороны одновременно с подскоками. Подскок следует выполнять во время удара скакалки о землю.
3.Перебросив скакалку сзади, переступить через неё. Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем быстро.
4. Прыжок через скакалку одновременно двумя ногами.
5. Прыжки на одной ноге попеременно по два раза на правой и левой ноге.
6. Бег со скакалкой с одновременным вращением и прыжками через неё.
7. Прыжки через скакалку. Держать оба конца в одной руке и описывать круг над землей.
8. Прыжки с разным положением ног – со скрещенными ногами, на ширине плеч, одна нога впереди, другая сзади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Планирование и организация спортивных игр на прогулке"

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигате...

«Планирование и организация спортивных игр на прогулке»

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в д...

"Планирование и организация спортивных игра на прогулке"

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигате...

консультации для воспитателей "Планирование и организация спортивных игр на прогулке».

Двигательная активность на прогулке очень важна для здоровья детей....

«Планирование и организация спортивных игр на прогулке».

Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнени...

Организация изобразительной деятельности на прогулке в летний период

Консультация для педагогов и рекомендации об организации художественно-эстетической деятельности на прогулке в летний период...