РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ»
рабочая программа на тему

Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. В дошкольном учреждении используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sportivnye_trenazhyory.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад  «Танюша»  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ»
    Образовательная область «Физическая культура»

для детей дошкольного возраста (5-7лет)

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребенка детского сада «Танюша»  

на 2015-2017 учебный год

                                                                               

  Алиева Ирина Владимировна

                                                                               

инструктор по физической культуре

2015г.

пгт. Федоровский  

Тренажёр тебе поможет,

Красоту твою умножит,
И здоровье укрепит
Словно Доктор Айболит.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье.

В основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте. Целенаправленное развитие функциональных возможностей детского организма обеспечивает повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно - сосудистой систем.

Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно - оздоровительной работы.

Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. В дошкольном учреждении используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства.

Основные принципы программы:

  • Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;
  • Занятия строятся с постепенным уменьшением нагрузки за счёт уменьшения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;
  • Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);
  • Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в роботе с детьми разной физической подготовки.

Цель данной программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребёнка.

Задачи:

  • Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребёнка (сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегляционных процессов) через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки.
  • Укреплять мышечный тонус в двигательной активности.
  • Укрепить мышечный тонус ребёнка путём интенсификации его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру.
  • Удовлетворять естественную потребность ребёнка в разных формах двигательной активности.
  • Развитие общей выносливости организма ребёнка и его физических качеств.
  • Научить детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки при работе с тренажерами.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и используется при организации платных услуг или кружковой работы. Общее количество учебных занятий в год – 28. Общая длительность занятий по физической культуре на тренажёрах составляет 30 - 35 минут( 15 - 20 для младших школьников). В основу организации физкультурных занятий с тренажерами положен индивидуально - дифференцированный подход к детям (проводятся по подгруппам).

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Осознанное отношение к собственному здоровью
  • Овладение доступными способами его укрепления
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной активности
  • Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.

Содержание работы с детьми

Содержание программы включает семь блоков. Деление на блоки обусловлено тем, что от блока к блоку происходит постепенное усложнение упражнений на тренажерах – от самых простых к более сложным. Вместе с тем разнообразятся виды движений за счет введения новых тренажеров и времени работы на них. Каждый блок включает четыре занятия. На первых двух занятиях каждого блока детей знакомят с четырьмя новыми упражнениями на каждом из занятий; на третьем совершенствуют навыки выполнения всех восьми упражнений, на четвертом занятии закрепляют выполнение всего комплекса упражнений.

Весь период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.

На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.

Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.

На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.

На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.

Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.

Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.

Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания.

От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется.

Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере.

По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.

По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.

Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.

После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.

Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

Помимо круговой тренировки в занятии используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений на физкультурном занятии: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.

Контроль реализации программы 

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре или октябре (в зависимости от набора группы), итоговый – в мае.

В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места 

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека. Первый объясняет задание и следит за тем, чтобы ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй с помощью сантиметровой ленты замеряет длину прыжка.

Ребенок  встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками.

Педагог измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, в протокол заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывается попытка и фиксируется тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких игрушек на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самой дальней из них.

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя

По данному тесту также можно оценить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности.

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его из-за головы как можно дальше. При этом одна нога - впереди, другая - сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

Челночный бег 3 раза по 10 м 

Данный тест помогает определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

Тест на координационные способности 

Сохранение равновесия 

Ребенок встает в стойку (носок сзади стоящей ноги примыкает к пятке впереди стоящей ноги) и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания

Тест на гибкость 

Наклон вперед из положения стоя 

Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.

Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Дается задание наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придержать педагог). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев.

Если ребенок не дотянулся до нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Тематический план

Задачи для каждого номера любого блока:

1-е занятие:

  • Познакомить с первыми четырьмя упражнениями определённого комплекса
  • Познакомить с техникой выполнения упражнений на определённых тренажёрах, используя метод круговой тренировки

2-е занятие:

  • Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса
  • Разучить упражнения на тренажёрах, с которыми работали на предыдущем занятии.

3-е занятие:

  • Закреплять навыки выполнения всего комплекс упражнений
  • Закреплять навык выполнения упражнений на тренажёрах

4-е занятие:

  • Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
  • Совершенствовать навык выполнения упражнений на тренажёрах

Помимо этого на каждом занятии реализуются и общие задачи, такие как совершенствование опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей всех органов и систем, развитие мышления, воображения, воспитание положительных моральных качеств и взаимоотношений.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Власенко Н.Э Фитнес в детском саду – Пралеска, 2006, №7.
  2. Власенко Н.Э С физкультурой в дружбе – Пралеска, 2008, №3.
  3. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.
  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  5. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят – Феникс, 2004.
  6. Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.
  7. Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.
  8. Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.
  9. Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».
  10. Чечета М.В. Фитбол – гимнастика в детском саду, 2003.
  11. Зикункова Алена Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 212 Кемерово авторская  программа "Здоровячок».

Приложение 1

к программе «Здоровячёк»

Методика использования

спортивных тренажеров в работе с детьми

дошкольного возраста

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.

        Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь во многом зависит от эффективности совместной работы педагогов и семьи. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своего времени. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровьесберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий. Решение данных задач  невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные способности ребенка.

        Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров в дошкольном возрасте. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.

   Работу с детьми по использованию тренажеров  выстраивали в соответствии с методическими рекомендациями автора Н.Ч. Железняк «Занятия на тренажерах в детском саду». Учитывая методические рекомендации  данного автора и тот перечень  тренажеров, который имеется в  ДОУ, был разработан перспективный план работы с детьми старшего возраста, который реализуется в детском саду через НОД и самостоятельную деятельности детей.

     Упражнения на тренажерах совершенствуют координацию движений, укрепляют суставный аппарат, улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка. Работа инструкторов по  использованию тренажеров  включают  разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, гимнастической стенке, веревочной лесенке, упражнения на дисках, спортивных комплексах.

 Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные навыки, научились самостоятельно пользоваться  тренажерами, овладели приемами страховки. Тренажеры могут быть использованы на занятиях физической культурой и в самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей. С простейшими тренажерами можно заниматься детям с 3 лет.  С детьми 5-7 лет НОД по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров как простейших, так и сложного устройства.  Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявляют свои физические возможности - силу, ловкость, выносливость.                              

      Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых упражнений  к более сложным упражнениям.

      С простейшими тренажерами мы работаем  постоянно, они  удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить. К  тренажерам (имеющихся в нашем ДОУ) простейшего типа относятс:      

Гимнастический ролик.

·        Диск здоровья

·        Детские гантели, гири

·        Коврик массажный

·        Детский эспандер

·        Массажер «Колибри»

·        Малый мяч – массажер

·        Большой мяч – массажер

.        Резинка

·        Резиновое кольцо

·       Гимнастические мячи и мн. др.

     Тренажёры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым, побуждая детей к двигательной активности, что создаёт предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносят элементы новизны в образовательный процесс, удовлетворяют потребность детей в движении.  

Тренажеры сложного устройства:

  • Механическая беговая дорожка (1 шт.)
  • Беговая дорожка (2 шт.)
  • Беговая дорожка детская NKD – 004 (1 шт.)
  • Велотренажёр (3 шт.)
  • Велотренажёр TOPHEO*NOVA  магнитный B - 208  (1 шт.)
  • Силовой тренажёр (1 шт.)
  • Тренажёр «Прессбар» (1 шт.)
  • Тренажёр «Прессбар» (1 шт.)
  • Тренажёр «Степпер» (2 шт.)
  • Тренажёр «Бегущая волна» (2 шт.)
  • Тренажёр «Бегущий по  волнам» (1 шт.)
  • Тренажёр «Гребля» (1 шт.)
  • Тренажёр «Гребли» (2 шт.)
  • Тренажёр «Прессбар» (1 шт.)
  • Тренажёр «Рейдер» (1 шт.)
  • Тренажёр «Прессбар» (1 шт.)
  • Тренажёр «Ходики» (1 шт.)
  • Тренажёр FT – 06    (1 шт.)
  • Канат
  •  Веревочная лестница

Детские спортивные тренажёры позволяют:

 - проводить подгрупповые занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

- разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы;

 - развивать творчество детей;

 - превратить занятия в интересную и разнообразную игру.

     Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное,  иметь хорошие крепления и для профилактики травматизма гимнастические маты.

Методика использования тренажеров разного вида предполагает следующее:

Допуск к занятиям на тренажерах должен быть  только после определения  врачом состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности. В выполнении упражнений на  тренажерах допускаются практически все дети, посещающие ДОУ. Абсолютными противопоказаниями для занятий  с использованием тренажеров являются:  хронические и острые заболевания почек, органов дыхания, порока сердца.

При работе с тренажерами необходимо соблюдать основные принципы:

  1. Принцип последовательности и систематичности.

 Последовательность при обучении детей, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм, с постепенным увеличением  нагрузки за счёт увеличения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Учитывать показателей уровня развития физических качеств ребенка;

3. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающей оптимизацию двигательной активности, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма.

          Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода следует распределить детей на две подгруппы, учитывая  основные критерии состояние здоровья.

      Первая подгруппа. Это дети, имеющие первую и вторую группы здоровья (высокий и средний  уровень физической подготовленности)

    Вторая подгруппа. В нее входят дети, имеющие вторую и третью группу здоровья (часто болеющие, имеющие низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовленность). Такое распределение помогает осуществлять индивидуально - дифференцированный подход и проводить занятия, которые различаются по объему физической нагрузки, методам и приемам.

         Основным принципом построения работы с детьми на тренажерах является развитие физических качеств и двигательной активности ребенка.  Время работы на одном  тренажере занимает 1-2 мин, начинается с простых упражнений.

Структура работы на тренажерах отвечает основным требованиям программы для детей старшего дошкольного возраста. По мере того, как ребёнок усваивает на тренажёре сложность выполнения упражнений, нагрузка увеличивается.

       Обучение детей упражнениям на спортивных тренажёрах проходит по следующим этапам.

         На первом этапе ставятся следующие задачи:

 1. познакомить детей с тренажёрами (описанием каждого конкретного тренажёра, названием, его предназначением)

 2. создать целостное представление о движении на данных тренажёрах (показ и объяснение упражнения на каждом из имеющихся тренажёров)

 3. начать разучивать движения (самостоятельное воспроизведение действий на тренажёре)

Благодаря  последовательности у детей формируется связь между зрительным образом, словами, и мышечными ощущениями.

     На втором этапе - углублённого разучивания действий, на каждом конкретном тренажёре задачи заключаются  в том, чтобы уточнить правильность выполнения действий, исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения действия в целом.

       В ходе обучения следует обращать внимание на правильность выполнения ими действий, и поощрять детей.

       На данном этапе работы возникает необходимость показа и объяснения действий. Для данного показа можно привлекать детей, которые хорошо, правильно выполняют это действие. Это активизирует процесс обучения.

     На третьем этапе обучения  главной задачей является закрепление и совершенствование техники упражнений на тренажёрах, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений и создание возможностей применение их в жизни (например, на тренажере «Велосипед» можно обучить ребенка езде на велосипеде).

   На данном этапе детям можно предлагать индивидуальные карточки со схематичным изображением одного или нескольких тренажёров, по которым дети занимаются  индивидуально, что значительно сокращает время на объяснения (на каком тренажере работать).

        Занятия в основном проводятся  сюжетного характера, используются  игровые приемы, предлагается  выполнить имитационные движения, например: "Гонка велосипедистов" - езда на велотренажере, "Воздушные гимнасты" - упражнения на гимнастических кольцах, "Попрыгунчики" - прыжки на батуте и т.д.

     В каждое занятие включаются упражнения с простыми и сложными тренажерами и используются приемы круговой тренировки.

       Круговая тренировка - достаточно эффективна для данного вида деятельности. Сущность круговой тренировки заключается в том, что отдельный ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей. Помимо круговой тренировки в НОД используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочерёдное выполнение нескольких движений друг за другом.

         Количество  используемых тренажеров зависит от поставленных задач  по физической культуре (от 4-7 тренажеров).

     Структура построения работы  с использованием детских спортивных тренажеров  традиционная и включает вводную, основную  и заключительные части.

 1. I этап. Вводная часть.

 Подготовка организма к физическим нагрузкам

      В начале  проводится небольшая разминка, общей длительностью до 3- 5 минут: ходьба в разном темпе, переходящая в бег, непрерывный бег не более двух минут, общеразвивающие упражнения.

 2. II этап. Основная часть.

ОРУ с предметами и без них.

     В основную часть включены упражнения на тренажерах длительностью – от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 – 40 секунд. Дети выполняют элементы самомассажа, упражнения на расслабление, восстановление дыхания (легкие поглаживания, похлопывания, пальчиковую гимнастику, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию), которые разучивались в  предыдущих  видах деятельности. 

     После работы на каждом тренажере проводятся упражнения на расслабление, восстановление дыхания, далее дети переходят на следующий тренажер. Во время работы на тренажерах могут  включаться   упражнения на гибкость, используются акробатические упражнения ("березка", "мостик", "ласточка").

     На каждом занятии используются как знакомые детям, так и новые движения.    Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.

     В процессе выполнения упражнений необходимо следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.

Инструктор по физической культуре определяет индивидуальную нагрузку, следит за выполнением правил безопасного использования тренажёров.

3. Заключительная часть (3-4 мин)

     В заключительной части с детьми проводятся малоподвижные игры, комплекс упражнений  релаксации, во время которого дети выполняют разнообразные движения на расслабление.     

   Работу с использованием тренажеров следует проводить до  двух раз неделю: одно в первой половине дня (включать в план учебных занятий), второе  может – во второй половине дня (вместо гимнастики после дневного сна) и самостоятельные виды деятельности.

    В результате проводимой работы с использованием тренажеров у детей улучшается  не только общая  физическая подготовка, но и укрепляется здоровье в целом.

Детские тренажеры – путь к здоровому детству и  успеху во взрослой жизни.

Приложение 2

к программе «Здоровячёк»

УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ

  1. И. п. - стоя. Напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на препятствие с усилием до ощущения мелкой дрожи от перенапряжения. Далее - резкое расслабление.
  2. И. п. - сидя на стульчике. Ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол (или: подъем пяток с усилием, носки не отрываются от пола). Далее - резкое расслабление.
  3. «Астры». Инструктор предлагает детям взяться за руки так, чтобы получился круг, а затем присесть на корточки. Далее он говорит: «Представьте, что вы - астры и растете на клумбе». После этого ребята выполняют упражнения под текстовое сопровождение:

Мы астры, астры, астры

На клумбе вырастаем.

(Дети медленно привстают с корточек, затем поднимают руки.)

Нас любят не напрасно,

Когда мы расцветаем.

(Ходьба по кругу, взявшись за руки.)

Мы - красивые цветы,

Мы - веселые цветы.

(Махи руками вперед и назад, 2-3 раза.)

4.        «Саранча». И. п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты за головой.

  1. - оттянуть пальцы ног, потянуть пальцы рук;
  2. - и. п.

Выполнять 3-4 раза по 8 секунд. На вдохе вытянуть позвоночник, на выдохе расслабиться.

5.        «Червячок». Сидя на пятках, руки лежат на коленях.

1 - развести колени в стороны, руки согнуть в локтях; 2 -локти положить на пол, голову наклонить;

3-4 - и. п.

Повторить 2-3 раза. Ладони рук параллельно, голову на пол не опускать.

6.        «Черепашка». Сидя на пятках, руки опущены вдоль туловища.

  1. - руки вытянуть вперед и положить на колени;
  2. - голову опустить к коленям; 3-4 - и. п.

Повторить 2-3 раза. Туловище от пяток не отрывать. Спина круглая.

  1. «Дерево». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повернуть друг к другу. Тянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут. Через 10-15 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки. Это упражнение способствует росту ребенка.
  2. «В кукольном театре».

Инструктор. Бом, бом, бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют двенадцать раз, куклы оживут. Здесь светло, задуйте свечи и поставьте их на стол. Встаньте в круг подальше один от другого, чтобы не мешать друг другу. Покажите, как движутся стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так, бом, бом! Слышите? Часы бьют! Давайте вместе сосчитаем до двенадцати. Первыми ожили куклы бибабо. Каждому на руку я надену веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы руки и голова у Петрушки задвигались. Какой веселый Петрушка!

А теперь вы сами стали куклами бибабо. Наклоните голову, поздоровайтесь так, как Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует! Поклонитесь зрителям, как это делает Петрушка: руки и голова повисли, расслабились.

9. «Встреча с Дюймовочкой».

Инструктор. Посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево: сначала вверх - на ветки деревьев, потом вниз -на траву. Что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Давайте еще раз выглянем и посмотрим: кто же там? Никого! Выходите, не бойтесь - это ветер играет листвой. Ну и озорник! Расслабьте шейку, покатайте головку по плечикам. Шея - как ниточка: болтается, легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.

А вот и подоконник, на котором в ореховой скорлупке спит Дюймовочка. Представьте, что вы стали такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврики. В скорлупке так тесно - подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Долго так не проспишь: ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз и еще. Выпрямите затекшие ноги, руки, спину. Вставайте! Хватит спать! Скорлупка Дюймовочки и наши скорлупки закачались. Возьмитесь парами за руки, как будто вы колыбелька, и покачайтесь. Ноги расставлены. Колыбелька то тихо качается, то сильно. Она так сильно раскачалась, что даже закружилась на одном месте: то в одну сторону крутится, то в другую. На подоконник за Дюймовочкой прилетел майский жук. Ж-ж-ж. Он перевернулся на спину.

Лежит и шевелит лапками, не может перевернуться. Но вот жуку удалось перевернуться, он полетел. Легко, свободно летит жук, громко жужжит.

  1. «Котята отправляются в путешествие». Инструктор. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят. Вижу, вы готовы к путешествию. Впереди забор, через него надо перепрыгнуть. Только так тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома. А за забором - ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Будьте внимательны! Наступайте только на камешки. Всё, мы на другом берегу. Обрадовались котята, что перебрались через ручей. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки, висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно! Отдохнули? И снова в путь! А на пути большая гора. Что делать? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первой, а вы за мной. Какие вы молодцы, котята! Все перешли на другую сторону горы! Что здесь нас ждет? НаДо быть осторожными! Давайте встанем на четыре лапки и подкрадемся к кусту: лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам: что же там такое? Любопытные котята, все им интересно! Какой-то шорох! Кто в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-тс! Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. Ква-ква-ква! Да это же большая жаба!  Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат. Давайте посмотрим: ускакала жаба или нет? Уф, наконец-то она ускакала, можно расслабиться и спокойно осмотреться по сторонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивно-оздоровительной секции "Веселый мяч"

 Данная программа по дополнительному образованию  содержит перспективное планирование, подробные конспекты  занятий, ежемесячные физкультурные развлечения. Позволит в работе с дошкольниками постепенно...

Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"

Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...

Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"

Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...

Рабочая программа спортивной секции "Юный лыжник"

Данная программа составлена с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Программа составлена на основе развернутого перспективного тема...

Рабочая программа спортивно-оздоровительного кружка для детей 2 - 3 лет

Занятия спортивно-оздоровительного кружка играют исключительную роль в предупреждении детских заболеваний и укреплении здоровья ребёнка. Благотворное влияние их на организм ребёнка тем сильнее, чем бо...

Рабочая программа "Спортивные игры" - 3-4 класс

Рабочая программа спортивной секции спортивно - оздоровительной направленности для обучающихся 3-4 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для спортивно – одаренных детей «Дельфинёнок» возраст обучающихся 5 – 7 лет

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...