От чистоты природы к здоровью человека
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Елена Мирзоумаровна Юнусова

Конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_uchrezhdenie.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан

Конспект  организованной образовательной деятельности для детей старшей группы

Тема: «От чистоты природы к здоровью человека».

Воспитатель

МБДОУ №3 «Огонек»

пгт. Камские Поляны

Юнусова Е.М.

воспитатель первой квалификационной категории

2017 г.

Тема:

От чистоты природы к здоровью человека.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид:

Познание (экология, валеология).

Тип:

Интегрированное.

Программное содержание:

Цель: обобщение представления детей о том, как человек использует факторы природной среды для укрепления своего здоровья. Систематизация знания детей по экологическому воспитанию.

Задачи:

Познавательное развитие:

- дать детям представление о том, какое большое значение имеют солнце, воздух и вода для всего живого на земле; расширить знания о роли этих природных факторах в жизни человека;

- закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира;

-формировать интерес к опытно-экспериментальной работе:

- развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать;

- воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны;

- расширять представления о своем организме, о его строение.

Речевое развитие:

-продолжать развивать связную речь детей;

- расширять и активизировать словарный запас;

Социально-коммуникативное развитие:

-закрепить элементарные нормы и правила здорового образа жизни;

- формировать у детей основы  безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Физическое развитие:

- развитие физических качеств и укрепление здоровья детей.

- создать мотивацию к здоровому образу жизни через все органы человеческого организма.

Методические приемы:

Наглядный: показ, демонстрация.

Словесный: беседа, художественное слово, вопрос – ответ.

Игровой: дидактические игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игры-эксперименты.

Практический: экспериментальная работа.

Словарная работа:

-активный словарь:солнце, воздух, вода, глаза, уши, нос, язык, руки, полезный, вредный.

- пассивный словарь: здоровье, организм, органы чувств, зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, сердце, желудок, легкие, микробы, витамины, ученый, лаборатория.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: номер лаборатории (от 1 до 5), картинки с изображением органов чувств, плакаты, баночки с продуктами (лук, чеснок, шоколад, апельсин), диск «Звуки природы».

Раздаточный: ваза с яблоками, лупы, салфетки, мешочек с предметами, овощи (капуста, огурец, морковь, лук), тарелочки и вилки для салата, салфетки, подносы.

Оборудование: ноутбук, аудиозапись, магнитные доски, столы.

Предварительная работа:

Беседы, рассматривание пособия «От чистоты природы к здоровью человека», отгадывание загадок, чтение художественных произведений, дидактические и подвижные игры, наблюдения на прогулке, опыты с водой, воздухом, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных записей.

Структура:

Вводная часть – 7мин.

I.Орг. момент. Беседа о здоровом организме человека, природных факторах, которые влияют на него.

II. Создание мотивации: ученые в экспериментальных лабораториях.

Основная часть – 15мин:

III.Экспериментальные лаборатории

      - зрения. Гимнастика для глаз.

      - обоняния. Д/и «Узнай по запаху». Дыхательная       гимнастика «Чудо-нос».

      - слуха. Д/и «Угадай, что слышишь». М/п игра «Узнай по голосу».

      - вкуса. Д/и «Волшебный мешочек».

      - осязания. Д/и «Угадай на вкус». Д/и «Какой орган узнает об этом?».

Заключительная часть – 3 мин:

VI. Подведение итогов.

Предполагаемый ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте! Исемнесез!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все здоровы, и беседовать готовы?

Дети: Каждый весел и здоров и беседовать готов!

Воспитатель: Ребята, скажите, что означает фраза: здоровому человеку – все здорово?

Дети: У него хорошее настроение, ему весело, он может все делать: прыгать, играть, рисовать…, у него ничего не болит, он может заниматься спортом и др.

Воспитатель:А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети: Заниматься спортом, есть полезные продукты, чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, закаляться, следить за чистотой своего тела и т.д.

Воспитатель:Ребята,  как вы думаете, без чего не могут существовать живые организмы: растения, животные, человек? Какие природные факторы здоровья вы знаете?

Дети:Все живым существам нужны: солнце, воздух и вода.Солнце дает тепло и свет. Воздухом- дышим. Воду – пьем.

Воспитатель: Представим на минутку, что исчезнут солнце. Воздух и вода. Смогут ли растения, животные и сам человек существовать?

Дети: Нет, без них все живое погибнет, поэтому на других планетах нет жизни, ведь там нет ни солнца, ни воздуха, ни воды. Жизнь есть только на нашей планете – Земля.

Воспитатель: Что такое тело (организм) человека?

Дети: Голова, шея, руки, туловище, ноги.

Воспитатель: Что находится внутри нашего организма?

Дети: Головной мозг, сердце, желудок, легкие, скелет, кровь.

Воспитатель: Ребята, какие органы чувств вы знаете?

Дети: Глаза (зрение), нос (обоняние), уши (слух), язык (вкус), руки (осязание).

Воспитатель: Сегодня мы будем учеными. А кто такие ученые?

Дети: Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, ставят опыты, проводят эксперименты.

Воспитатель: Коллеги, надевайте халаты – отправляемся в Институт Здоровья.

Воспитатель: Как вы считаете, какой орган чувств важнее  и как влияет окружающая среда на их здоровье?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте разберемся. Пройдите, пожалуйста, к наиболее важному, по-вашему, органу чувств, которые расположились в экспериментальных лабораториях Института Здоровья.

Дети делают свой выбор.

Воспитатель: В первой лаборатории изучают глаза. Закройте глаза, что я сейчас сделала?

Дети: Не знаем, потому что мы не видели?

Воспитатель: Вот что я сделала (показывает поднятую руку).

Дети: Мы видим, что вы подняли руку.

Воспитатель: Ваши глазки были закрыты и вы не могли видеть, что происходило вокруг. Ребята, почему вы считаете, что глаза это самый важный орган чувств?

Дети: Потому что глаза – это орган зрения, они нужны, чтобы видеть окружающий нас мир. Чтобы сохранить хорошее зрение нужно его беречь: проводить гимнастику для глаз, массаж глаз, больше есть витаминов и полезных продуктов, проверять зрение у доктора. Нельзя читать лежа или в транспорте, близко смотреть телевизор, носить длинную челку, долго сидеть за компьютером.

Воспитатель: Вика, проведи, пожалуйста,с ребятами гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Руку к носу поднесите

И мизинец отогните

На него вы все смотрите

Влево, вправо поверните.

Теперь руку опустите

На меня скорей взгляните

Левым глазом подмигните

Правым глазом мне моргните.

Отдыхать пришла пора

Закрывайте все глаза.

А теперь их открывайте

Быстро, быстро поморгайте.

Дети: Значит каждому из нас

Нужно пару зорких глаз!

Воспитатель: Проходите во вторую лабораторию.

Д/и «Узнай по запаху»

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Воспитатель: В этих баночках находятся продукты. Вы сейчас закроете глаза, я поднесу вам баночку, вы понюхаете и  попробуете отгадать по запаху, что в них находится (чеснок, лимон, духи, шоколад).

Воспитатель: Как вы определили, что находится в баночке? Какой сделаем вывод?

Дети: Мы узнали по запаху. Нос – орган обоняния.

Воспитатель: Чем мы дышим и как? Как необходимо оберегать дыхательные органы и для чего? Как необходимо оберегать дыхательные органы и для чего?

Дети: С  помощью носа мы можем дышать, различать запахи. Чтобы нос хорошо дышал нужно не болеть, закаляться, чистить нос, нельзя засовывать в нос посторонние предметы.Нос – это ворота, через которые воздух попадает в легкие.  Вокруг носа кружится много частичек – это микробы, грязь, пыль, т.е. грязный воздух, когда он попадает в легкие и человек может заболеть. Чтобы дышать чистым воздухом, нужно сажать много деревьев, ходить гулять в лес, парк, не допускать дыма от заводов, дыма из выхлопных труб у машин, не курить, не сжигать вредный мусор.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как работают ваши носики.

Дыхательная гимнастика (релаксация)

(после слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание)

«Чудо-нос»

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Бер, ике,өч, дүрт, биш

Носиком дышу.

Воспитатель: Проходите в третью лабораторию. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Д/и «Угадай, что слышишь» (шум дождя, татарская народная мелодия, пение птиц).

Правила игры: дети отгадывают звуки природы, называют их.

Воспитатель: Как вы определили, что поют птицы или журчит ручеек?

Дети: Мы услышали, нам помогли наши уши.

Воспитатель: Для чего нам нужны уши и как их беречь?

Дети: Чтобы слушать, слышать звуки. Чтобы сохранить слух нельзя засовывать в уши посторонние предметы, при купании надевать резиновую шапочку, а в холодное время года теплую шапку, закрывать уши от сильного шума, правильно питаться, делать зарядку, не шуметь, проверять уши у врача.

Воспитатель:Давайте поиграем.

Игра «Узнай по голосу».

Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Арина, ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау!»

Глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).

Воспитатель: Проходите в следующую лабораторию. Ребята, что это?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Угощайтесь!

Дети: Сначала их нужно помыть, потому что они грязные, на них много микробов. А если микробы попадут в организм человека, то он заболеет.

Воспитатель: Возьмите лупы и рассмотрите яблоки, свои руки, что вы видите?

Дети: Яблоки грязные, на них сидят микробы.

Воспитатель: Как же с ними бороться?

Дети: Надо мыть руки, делать уборку, проветривать помещение, пить кипяченую воду, чистить зубы, наблюдаться у врача.

Воспитатель: Проверим, сможете ли вы определить, что лежит в мешочке. Опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках.

Д/и «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Какой орган чувств помог вам определить, что лежит в мешочке?

Дети: Руки – это орган осязания.

Воспитатель: Для чего нам нужны руки?

Дети: С помощью рук мы можем определить форму предмета, из чего он сделан, горячий или холодный предмет.

Воспитатель: Как мы должны заботиться о наших руках?

Дети: Мыть руки, смазывать их кремом, не играть с огнем, надевать варежки в холодное время года, не трогать утюг, онможет быть горячим, не трогать посуду на кухне, в ней может быть кипяток, не гладить бродячих кошек и собак, закаляться, правильно питаться.

Воспитатель: Проходите в последнюю лабораторию.  Для чего нам нужен язык?

Дети: Язык – это орган вкуса. С его помощью можно различать вкус продукта, разговаривать. Утром и вечером нужно чистить язык массажером, нельзя употреблять слишком горячую и холодную пищу, говорить можно только красивые и добрые слова.

Воспитатель: Ребята,  давайте поиграем. Попробуйте определить на вкус продукты, из которых я приготовила для вас угощение.

Д/и «Угадай на вкус» (капуста, лук, морковь, огурец).

Воспитатель: Как вы думаете, что это за угощение?

Дети: Овощной салат. Он богат витаминами.

Воспитатель: Д/и «Какой орган узнает об этом».

Трава зеленая, а шар круглый – глаза, орган зрения.

Лед холодный, а чайник горячий – руки, орган осязания.

Сигналит машина, играет музыка – уши, орган слуха.

Конфета сладкая, а лимон кислый – язык, орган вкуса.

На кухне испекли вкусные пирожки – нос, орган обоняния.

Воспитатель: Ребята, какой же из органов чувств - главный?

Дети: Все органы чувств важны для человека. Они наши помощники, которые помогают узнавать об окружающем нас мире. О них мы должны заботиться и беречь. Если нарушится работа одного органа, то человека нельзя будет назвать здоровым.

Воспитатель: А как вы думаете, что у человека самое ценное?

Дети: Здоровье.

Воспитатель:  Как же нам вырасти здоровыми?

Карина: Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым

                 Чтоб прогнать усталость, лень,

                 Ешьте витамины каждый день!

                 Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!

                 Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были прилежными и старательными, растите здоровыми, а для этого нужно выполнять все правила о которых мы говорили.

Воспитатель: Кого вы можете научить, как заботиться о своем здоровье?

Что вам сегодня запомнилось, понравилось больше всего?

Дети: Играть, экспериментировать и т.д.

Воспитатель: И прежде чем мы пойдем мыть руки и угощаться, давайте пожелаем здоровья нашим гостям и угостим их нашим витаминным салатом.

Дети: Будьте здоровы! (Угощают гостей).

Воспитатель и дети:До свидания! Саубулыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект МБДОУ д/с №35"Здоровая природа- здоровый человек"

Тип проекта: Практико-оринтировочный.  Тема: " Здоровая природа- здоровый человек".Сроки реализации проекта: долгосрочный, 5 лет. Проблема: Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме э...

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы

Человек – высший  продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Потому что идеал находится в нем самом. Препятствия к достижению идеала – в нем самом. Твое положение есть тот ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Если здорова природа - будет здоров человек!"

Конспект НОД "Если здорова природа - будет здоров человек" поможет воспитателям обобщить и расширить представления детей о многообразии природы, важности и неповторимости каждого ее компонента и необх...

Конспект занятия по экологии "«Если здорова природа – будет здоров человек»

Итоговое занятие по формированию у детей дошкольного возраста правила экологически грамотного взаимодействия с природой....

Конспект занятия с детьми старшего возраста из цикла «Природа и здоровье человека». Деревья – наши друзья, доктора и целители.

Цель: выявить взаимосвязь между природой и человеком.Задачи:1. Формировать у детей элементарные представления о деревьях  кустарниках как о живых организмах, их влияние на самочувствие и здоровье...