Пути реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательно-образовательном процессе детей оздоровительной группы
консультация (младшая группа) по теме

Григорьева Анна Олеговна

                                                                                            

            В настоящее время ухудшение здоровья наших воспитанников серьёзно беспокоит нас, педагогов. Этому, как известно, способствуют различные факторы: экология, социальный уровень жизни, генетика, медицина. Считаю, что есть ещё один - недостаточное внимание к оздоровлению. Все мы любим своих детей, спешим оказать помощь, когда они болеют, но практически мало делаем для того, чтобы предупредить заболевания. Из статистики следует, что здоровье зависит от образа жизни  50-55%, окружающей среды 20-25%, наследственность 16-20%, здравоохранение 10-15%.  Но в наших силах – создать такой образ жизни, который поможет сохранить здоровье и не принесёт вреда. Естественно, не в наших силах улучшить свою наследственность, так же как и повлиять на уровень здравоохранения, кардинально изменить экологию, но мы можем самое главное – укрепить здоровье.

Нашу группу посещают дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие, поэтому одно из приоритетных направлений нашей практической работы – создание таких предпосылок для реализации программы помощи, которая построена на основе оздоровительной программы «Здоровей-ка» на ближайшие три года. Программа включает в себя три блока: - оздоровительный;

- образовательный;

- воспитательный.

            Первостепенная моя роль, как педагога заключается в грамотной организации учебно-воспитательного процесса. Большое значение придаю качеству проведения системы мероприятий для защиты и улучшения физического состояния, развития и здоровья ребёнка.

Исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», уделяю внимание процессу непрерывного образования. 

            Существует такое изречение: «В нашем распоряжении 8 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100% здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, наш разум».  

  П.Ч.Брэгг

            Осознавая, что, к сожалению, в современном мире здоровых детей практически нет, в наших силах остаётся единственно возможное – повлиять на снижение уровня заболеваемости, найти пути сохранения и укрепления уже данного от рождения здоровья. И дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в дальнейшем приведут к положительным результатам.

Широкое применение в моей работе имеет здоровьесберегающая практика. Всегда. учитываю индивидуальные особенности ребёнка, с учётом этого планирую: релаксационные, двигательные упражнения, закаливающие процедуры, точечный самомассаж, игры подвижные и малой подвижности с речью, элементы психогимнастики, логоритмика, пальчиковые, артикуляционные упражнения, оздоровительные упражнения, утренняя, дыхательная  и гимнастика для глаз, использование нетрадиционных форм работы (массажные дорожки, мячи-фитболы), нетрадиционное оборудование (орехи, вертушки, мячи и т.д.)

Всем комплексом мероприятий руководят заведующий и заместитель заведующего, при регулярном контроле фельдшера и медсестры в триединстве: воспитатели – воспитанники – родители. Проводя медико-педагогический контроль, я имею возможность наблюдать за результатами оздоровления.

Нами разработана система физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя следующее:

- Для реализации оздоровительной работы в детском саду и в моей группе созданы соответствующие условия. У нас есть физкультурный зал, оформленный современным и нетрадиционным оборудованием и инвентарем. В группе имеется спортивный уголок, оснащённый простейшими тренажёрами, изготовлены атрибуты к различным подвижным играм и двигательным упражнениям.

 - Регулярно осуществляем целенаправленную физкультурно-оздоровительную работу: узкие специалисты проводят осмотры, медицинский персонал наблюдает и анализирует проведение разных видов гимнастик, физкультурных мероприятий. Уделяю внимание максимальному пребыванию воспитанников на свежем воздухе с обязательным включением в прогулку дыхательных упражнений.

- Согласно разработанному планированию, совместно со специалистами проводим тематические физкультурные досуги, забавы, игры и игровые упражнения, развитие сенсомоторики на занятиях в сенсорной комнате. 

- Прививая культурно-гигиенические навыки, приучаем полоскать рот, а в - дальнейшем горлышко. В меню вводится второй завтрак (соки, фрукты), овощи и фрукты на обед и полдник, замена продуктов для детей - аллергиков, питьевой режим. 

- Стараюсь постоянно поддерживать интерес детей, для этого разрабатываю разнообразные комплексы утренней гимнастики. Особенно увлекает детей игра- гимнастика, «Мой паровоз», «Сбор урожая», «Дикие животные и их детёныши» и т.д.

            - Одним из наиболее подходящих вариантов для оздоровления детей является закаливание. Мы пришли к выводу, что оно помогает избегать заболеваний, повышает иммунитет ребёнка. Из собственных наблюдений видно, что закаливание – это своего рода тренировка организма. И лучше всего начинать её с наиболее раннего возраста, который, к слову, является самым подходящим для этого и превратит это в образ жизни.

Наиболее удачное время в проведении закаливания - дневное, поэтому в оздоровительный комплекс после сна включаю гимнастику пробуждения, обязательно используя босохождение. Основные элементы гимнастики пробуждения- потягивающие упражнения, которые имитируют позы животных; дыхательная гимнастика, действующая позитивно на организм ребёнка. Затем дети идут босиком по «дорожкам здоровья» для профилактики плоскостопия. А чтобы поддержать настроение и желание детей ходить по таким дорожкам, я изготовила их в нетрадиционной форме из бросового материала: пуговицы, карандаши, губки, крышки от бутылок и т.п. Они привлекают детей своей необычностью, яркостью.  Заканчивается оздоровительный комплекс босохождением по ковру, где мои малыши выполняют дыхательную гимнастику.

Для укрепления дыхательной системы я изучила методику М.Л. Лазарева «Звуковое дыхание», «Закаливающее носовое дыхание». Используя дыхательные игры, эффективно решаю такие задачи, как профилактика ринитов, бронхитов, повышение сопротивляемости простудным заболеваниям, развитие дыхательной мускулатуры. Малышам очень нравятся упражнения на дыхание «Подуй на снежинку», «Остуди чай в чашке», «Как пахнут цветы и т.д. Игры: «Воздушный футбол», «Насос», «Салют», «Пау-паучина», «Неболей-ка», «Футбол на животе».

При планировании непосредственно-образовательной деятельности стараюсь подбирать в занятия упражнения на профилактику плоскостопия и подвижные игры. Познавательные беседы на темы: «Вот наши ножки», «Зачем нам нужны ноги», дидактические игры: «Что мы надеваем на ноги?», «Подберём обувь», очень заинтересовывают детей.

 

            Доказано, что здоровье воспитанников зависит не только от физического состояния, но и от психоэмоционального. Стоит отметить, что психика ребёнка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже полезные, упражнения. Поэтому я стараюсь, чтобы малышу было интересно это делать не потому, что это надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Мои малыши очень любят играть в игру «Песок и вода». Они с удовольствием ловят рыбок, пускают бумажные кораблики, заводные плавательные игрушки, ищут секреты в песке. Во время таких игр развивается чувствительность и мелкая моторика рук.

            Часто провожу игры-драматизации, игры-инсценировки по любимым сказкам: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», игры на звукоподражание, в результате снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается, расширяется среда его эмоциональных и мыслительных возможностей.

С целью оздоровления и развития двигательных навыков нами разработаны проекты «Будь здоров, малыш», «Чтоб всегда здоровым быть». Собраны картотеки подвижных, дидактических игр, гимнастик, что оказывает действенную помощь в планировании.

Хочется отметить взаимодействие с семьёй. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья собственного ребёнка, им не всегда удаётся решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Оказываем существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка.

Прежде всего, рассказываю об особенностях развития ребенка, результатах обследования. Сообщаю, как и чем будем заниматься в детском саду и чем они должны помочь своему ребенку.

            Родители - активные помощники в пополнении предметно-развивающей среды группы, принимают активное участие в изготовлении атрибутов для оздоровления детей.

Работу с родителями строим по следующим направлениям:

- анкетирование и беседы;

- работа семейного клуба «Навстречу друг другу»;

- консультация психолога, инструктора по физкультуре;

- семейные конкурсы;

- фотовыставки.

            В результате последовательной, системной работы с детьми и их родителями наблюдается положительная динамика. Уровень оздоровительной деятельности в группе поднялся на качественно новую ступень

Так, в моей группе повысилась посещаемость и понизилась (хотя и незначительно) заболеваемость дошкольников, что можно трактовать в качестве эффективности проводимой работы по оздоровлению малышей.

Литература

  1. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях // Ростов-на-Дону., «Феникс», 2005 стр. 208 – 221
  2. Журнал «Инструктор по физкультуре». ООО «ТЦ СФЕРА»., 2013.- №4
  3. Оздоровительная программа для детей дошкольного возраста «Здоровей-ка». Творческая группа: Смолина Е.Н., Михайлова О.В., Яковлева Г.И. - г. Зима 2013., МБДОУ « Детский сад № 15».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_grigoreva_a.o.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Пути реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательно-образовательном процессе детей оздоровительной группы». Григорьева Анна Олеговна в оспитатель МБДОУ «Детский сад № 15»

Слайд 2

Иммануил Кант: « Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия в настоящем»

Слайд 5

«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Слайд 6

П.С . Брегг «В нашем распоряжении 8 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100% здоровья: 1.Солнечный свет; 2. С вежий воздух; 3. Ч истая вода; 4. Е стественное питание; 5. Ф изические упражнения; 6. О тдых ; 7. Х орошая осанка; 8. Н аш разум».

Слайд 8

Здоровьесберегающие мероприятия

Слайд 9

Здоровьесберегающая среда

Слайд 11

Сенсорная комната

Слайд 13

Утренняя гимнастика

Слайд 14

Закаливание

Слайд 15

Требования к закаливанию: 1.Комплексная оценка здоровья ребенка; 2.Определение типа и дозировки закаливания; 3.Корректировка действий педагогов и родителей по выбору средств закаливания; 4.Учет противопоказаний.

Слайд 16

Гимнастика после сна

Слайд 17

Упражнения на дыхание

Слайд 18

Противопоказания к закаливанию : 1.Менее 5 дней после оздоровления или профилактической прививки; 2.Менее 2-х недель после обострения хронического заболевания; 3.Высокая температура в вечерние часы; 4.Отсутствие контакта с семьей; 5.Протест и страх ребенка; 6.Температура окружающего воздуха ниже нормы.

Слайд 19

Закаливание предполагает непрерывность. Результат правильно организованной системы закаливания: поддержка температурного баланса тела; н ормализация поведенческих реакций ребенка; снижение инфекционно – воспалительных заболеваний; улучшение показателей физического развития; п овышение уровня физической подготовленности.

Слайд 20

Центр «Песок - вода»

Слайд 21

Игры - инсценировки

Слайд 23

Работа с родителями по направлениям Работа с родителями Анкетирование, беседы Работа семейного клуба «Навстречу друг к другу» Ф отовыставки Консультация психолога, инструктора по физкультуре Семейные конкурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональ...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.

Реализация интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе через синтез образовательных областей. Это дает детям реализовать творческие способности. При реализации интегрированного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...