Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью
проект на тему

Клочкова Светлана Васильевна

Проект  Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №20»

ПРОЕКТ

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Арзамас, 2016

        Укрепление физического и психического здоровья детей - приоритетное направление дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и базу практических навыков здорового образа жизни.

 В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому я считаю, что работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.

Проект: «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Участники проекта: семьи воспитанников, педагоги

Итоговое мероприятие: «День здоровья»

Актуальность проекта: Воспитание ценностного отношения к  здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные задачи дошкольного образования:

- Пункт 1.6 подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни…

- Пункт 1.6 подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- Пункт 2.6. Образовательная область «физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: … становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами правилами (в питании, двигательном режиме, в закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Цель проекта: установление сотрудничества и взаимодействия между семьями воспитанников и педагогами ДОУ по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к  здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни.

2. Сформировать навыки сотрудничества детей и родителей в процессе приобщения к здоровому образу жизни, содействовать их эмоциональному сближению.

3. Создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами в  сфере приобщения детей к здоровому образу жизни.

4. Способствовать получению практических навыков по ведению здорового образа жизни в рамках семьи; создать условия для обмена семейным опытом по формированию сознательного отношения к  здоровью.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение активности родителей в совместной с педагогами деятельности по формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.
  2. Приобретение родителями знаний и практической базы по приобщению детей к здоровому образу жизни.
  3. Создание совместными усилиями педагогов и родителей благоприятных условий для оздоровления детей.
  4. Накопление практического материала (методического, диагностического) по  формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Этапы осуществления проекта:

Этапы

Методы

1.Подготовительный

Изучение литературы и подбор материала. Разработка структуры проекта. Диагностика и анализ отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Составление перспективного плана.

2.Основной

Родительские собрания «Сохранение психологического здоровья в семье», «Бережем здоровье с детства или10 заповедей здорового образа жизни», «Чтобы ребенок рос здоровым…».

Тематическая выставка «Физкультурное оборудование в квартире»

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей «А без папы и без мамы – это что за выходной?», «Моя семья и здоровый образ жизни»

Фотовыставки «Здоровым быть – себя любить!», «Оздоровительные традиции в семье».

Оформление уголка здоровья: «Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома»; «Как с пользой провести выходной»; «Все о детском питании»; «Я прививок не боюсь…»; «Одежда детей зимой»; «Профилактика вирусных заболеваний»; «Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений»; «Следим за зрением и осанкой»; «Следим за зубами».

Мастер-классы для родителей: «Игровой массаж», «Оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников», «Дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью».

Дискуссия на тему: «Закаливание ребенка: «за» и «против».

Информирование родителей: «Здоровье ребенка в ваших руках»

Семинар-практикум: «Все о детском питании.  Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка», «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома», «Профилактика нарушения зрения у детей» (гимнастика для глаз), «Спину прямо я держу…»

Совместные с детьми мероприятия: «Мой папа самый сильный!», «А ну-ка, мамы!», «Мама, папа, я – спортивная семья!».

Круглый стол: «Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребенка»

День открытых дверей: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

3.Итоговый

Создание системы мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников по формированию сознательного отношения к  здоровью.

Совместное мероприятие «День здоровья» (дети, родители, педагоги).

Оформление отчетной документации: паспорт проекта «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью», размещение информации на сайте ДОУ.

Перспективный план реализации проекта

месяц

форма работы

содержание

задачи

сентябрь

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Опрос

Наблюдение

Выявить уровень осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.

Выявить степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей.

Родительское собрание

«Чтобы ребенок рос здоровым…»

Согласовать точки зрения педагогов и родителей по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни; донести до родителей важность здорового образа жизни.

Информация в уголке здоровья

«Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома»

Познакомить родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни, которые можно провести дома.

Фотовыставка

«Оздоровительные традиции в семье»

Предоставить возможность родителям поделиться  опытом семейного воспитания.

октябрь

Информация в уголке здоровья

«Как с пользой провести выходной»

Предложить родителям ряд оздоровительных мероприятий, которые можно провести в выходной день совместно с детьми (подвижные игры, велосипедные прогулки, пробежки, походы и др.)

Тематическая выставка

«Физкультурное оборудование в квартире»

Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом по оборудованию спортивного уголка в квартире

Информирование родителей

«Здоровье ребенка в ваших руках»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни

Совместное мероприятие

«Мама, папа, я – спортивная семья!»

Создать условия для творческого сотрудничества родителей, детей и сотрудников детского сада

ноябрь

Информация в уголке здоровья

«Все о детском питании»

Сформировать единый подход к организации  питания детей дома и в ДОУ

Семинар-практикум

«Все о детском питании.  Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка»

Познакомить родителей с рецептами вкусных и полезных блюд для детей (из меню детского сада), предоставить возможность родителям поделиться своим опытом.

Дискуссия

«Закаливание ребенка: «за» и «против».

Выяснить отношение родителей к закаливанию. Обсудить плюсы и минусы закаливания.

Круглый стол:

«Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребенка»

Обсудить с родителями значение подвижных игр для оздоровления и  физического развития ребенка

декабрь

Родительское собрание

«Сохранение психологического здоровья в семье»

Познакомить родителей с факторами, влияющими на психическое здоровье ребенка; побуждать их проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Информация в уголке здоровья

«Я прививок не боюсь…»

Расширить знания родителей о вакцинации

Информирование родителей

«Сказка – это серьезно!»

Познакомить со здоровьесберегающей технологией «Сказкотерапией»

Семинар-практикум

«Сказкотерапия детских проблем»

Познакомить родителей с практическими приемами использования сказкотерапии для решения поведенческих проблем у детей

январь

Семинар-практикум

«Спину прямо я держу…»

Совместно с родителями определить факторы, влияющие на сохранение правильной осанки и предложить комплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника

Информация в уголке здоровья

«Одежда детей зимой»

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей

«А без папы и без мамы – это что за выходной?»

Содействовать эмоциональному сближению детей и родителей в процессе совместного творчества

День открытых дверей

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Познакомить родителей с организацией работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни.

февраль

Информация в уголке здоровья

«Профилактика вирусных заболеваний»

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни

Мастер-класс

«Дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью».

Познакомить родителей с дидактическими играми по формированию сознательного отношения к своему здоровью

Совместное мероприятие

«Мой папа самый сильный!»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада

Фотовыставка

«Здоровым быть – себя любить!»

Распространение лучшего опыта семейного воспитания

март

Информация в уголке здоровья

«Следим за зрением и осанкой»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни

Совместное мероприятие

«А ну-ка, мамы!»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада

Семинар-практикум

«Профилактика нарушения зрения у детей»

Актуализировать проблему сохранения и укрепления зрения у детей, познакомить родителей с гимнастикой для глаз

Мастер-класс

«Игровой массаж»

Познакомить родителей с элементами игрового массажа

апрель

Информация в уголке здоровья

«Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей

«Моя семья и здоровый образ жизни»

Содействовать эмоциональному сближению детей и родителей в процессе совместного творчества

Семинар-практикум

«Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома»

Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом физического развития детей дома

май

Информация в уголке здоровья

«Следим за зубами»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни

Родительское собрание

«10 заповедей здорового образа жизни»

Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей

Мастер-класс

«Оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»

Познакомить родителей с оздоровительными упражнениями в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

Итоговое мероприятие

«День здоровья»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада

Ход проекта

         Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведена диагностика  и  анализ  отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Обследование проводилось в форме анкетирования, опроса, наблюдения, бесед с членами семей воспитанников. Целью данного анализа было выявление уровня осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни и степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей. На основе результатов данного анализа была разработана система взаимодействия   с родителями по вопросам здорового образа жизни. Также на этом  этапе была изучена литература по данной теме, составлен перспективный план взаимодействия с родителями.

        Во время реализации основного этапа проекта были использованы разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни: родительские собрания, фотовыставки, индивидуальное информирование, совместные с детьми праздники и мероприятия, день открытых дверей, семинары-практикумы, мастер-классы, круглый стол и др.  Семьям была предоставлена возможность делиться своим опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни с педагогами и другими родителями. Родители и педагоги приобрели опыт по созданию благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни  в ДОУ и дома. Была создана единая система оздоровительной работы в семье и ДОУ.

         В уголке здоровья каждый месяц в кратком и красочно оформленном виде публиковалась новая информация, которая была интересна и полезна родителям.

Семьи воспитанников принимали активное участие в фотовыставках «Здоровым быть – себя любить!» и «Оздоровительные традиции в семье», где были представлены любимые виды спорта некоторых семей и воспитанников, семейные прогулки, активный отдых, закаливание, совместные утренние пробежки, семейные дни здоровья и др.

На семинарах практикумах некоторые мамы раскрыли секреты приготовления вкусных и полезных блюд, а папы делились опытом изготовления спортивного оборудования для дома. Воспитатели познакомили родителей с методикой проведения гимнастики для глаз (профилактика нарушений зрения), упражнениями для профилактики искривления позвоночника.

Педагоги провели мастер-классы, на которых познакомили родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни: элементы  игрового массажа: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками» и др.; оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности детей: «Часики», «Вырасти большой», «Любопытный щенок», «Упрямый жеребенок» и др.; дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью: «Мой день» (режим дня), «Если сделаю так…» (Опасные и неопасные для здоровья ситуации), «Скорая помощь» (оказание первой помощи), «Путешествие хлебного комочка» (строение пищеварительной системы), «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым» др.

В процессе реализации проекта было обращено внимание родителей и на психоэмоциональное здоровье детей. Воспитатели познакомили мам и пап с факторами, влияющими на психоэмоциональное здоровье ребенка, даны рекомендации «Методы общения с ребенком», каждой семье предложена памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы». Педагоги познакомили родителей со здоровьесберегающей технологией «сказкотерапия», которая способствует снижению уровня детской конфликтности и агрессивности, уменьшению числа психосоматических заболеваний. Был проведен практикум по сказкотерпии «Сказкотерапия детских проблем».

В ДОУ был проведен день открытых дверей. Родители поприсутствовали на утренней зарядке, НОД по физкультуре, в течение дня могли наблюдать за самостоятельной двигательной деятельностью детей, физкультминутками и другими оздоровительными мероприятиями.

Самые важные мероприятия для детей и родителей – это совместные развлечения и праздники.  «Мой папа самый сильный» - спортивный праздник, посвященный 23 февраля. Мальчики, вместе с папами соревновались в ловкости, быстроте; а девочки подготовили для родителей концерт. На празднике «А ну-ка, мамы!»  команда девочек соревновалась с командой мам. Эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!» сдружила семьи воспитанников. Эти праздники позволили привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, способствовали эмоциональному сближению детей и их родителей, появлению общих интересов в сфере здорового образа жизни и спорта у семей.

Итоговым мероприятием работы по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни был «День здоровья», в котором приняли участие дети, родители и педагоги. Целью данного мероприятия было обобщение полученных знаний и родителями и детьми по формированию сознательного отношения к своему здоровью и приобщению к здоровому образу жизни. В течение дня в ДОУ проводились здоровьесберегающие мероприятия: игры и упражнения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья; мульт-сеанс «Мойдодыр»; выставка продуктов детско-родительского творчества на тему здоровьесбережения; сюжетно-ролевые игры, игры-этюды, развивающие проблемно-игровые ситуации и др. Утром детей и родителей встречали сказочные персонажи с пожеланиями здоровья. Они предлагали детям и родителям  пройти через полосу препятствий. Веселая разминка сопровождалась музыкой. Родители выполняли задания, отвечали на вопросы, а перед уходом заполняли плакат пожеланий «Добавь здоровья». А вечером родители совместно с детьми приняли участие в  викторине «Если хочешь быть здоров…».

        В результате реализации данного проекта создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между педагогами и семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию у детей сознательного отношения к здоровью, снижен уровень заболеваемости детей в группе. Повысилась активность родителей в совместной с педагогами деятельности по формированию здорового образа жизни. Семьи воспитанников приобрели знания, практические умения и навыки осуществления  оздоровительной работы. Родители и педагоги получили опыт сотрудничества в создании благоприятных условий для оздоровления детей.

Результатом всех форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников стало установление доверительных отношений между педагогами и родителями  и продуктивное сотрудничество в вопросах формирования у детей сознательного отношения к   здоровью.

        Результат проекта: создана модель конструктивного сотрудничества и взаимодействия  семей воспитанников и педагогов ДОУ по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к  здоровому образу жизни.

Литература

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод.пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 144с.

2. Двигательная активность дошкольников. Учебное пособие/авто-сост. О.В.Головин – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. – 304с.

3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.- 96с.

5. Родительские собрания в детском саду./Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М: ВАКО, 2014. – 240с.

6. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС/авт.-сост. А.Я.Ветохина, Л.Ю. Крылова, Н.М.Сертакова, О.В.Голова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 181с.

7. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для определения знаний родителей о здоровом образе жизни. Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни».

Самое ценное в любом анкетировании - это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол...

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!»

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!»Тема: «Что такое здоровый образ жизни».Цель:Формирование осознанного...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.«Наш здоровый образ жизни.»

Плискина Анастасия АлександровнаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.Тема: «Наш здоровый образ жизни.»Цель: Формирование у детей представление о ...