Статья на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
статья на тему

Васильева Анна Тимуровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Статья

на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                      Васильева Анна Тимуровна

                                                                                    Первая квалификационная

                                                                                    категория

 

                                                                  

 

 

 

Санкт-Петербург

2017 год.

 

 

 

 

       ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей." (см. п.1.6 ФГОС ДО).  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. «Учиться быть здоровыми, физически активными, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» — таким должен быть девиз всех взрослых заботящихся о здоровье детей.  Перед педагогом встала проблема организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях внедрения требований ФГОС ДО. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования.

        Главная цель ФГОС ДО это работа по формированию навыков и привычек здорового образа жизни, достижения гармонии с природой, с самим собой и социумом, необходимо заботиться о своем здоровье с детства. Ведь здоровье определяется как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным на протяжении всей своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков здорового образа жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, методической литературы, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.

        С этой позиции центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад — две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». В дошкольном образовательном учреждении должно быть создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

        Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Именно по этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного развития ребенка. Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляется поэтапно.

        "Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств" В работе необходимо использовать различные технологии, формы, средства, методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

        Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

        Основными формами работы являются игры, создание ситуаций, просмотр и обсуждение видеоклипов, отрывков из фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, непосредственно организованная, проектная, продуктивная деятельности, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, смотры и конкурсы, спортивные праздники, досуги, режимные моменты.

        Также необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужен оптимальный двигательный режим. Он должен соответствовать возрасту детей, удовлетворять не только физиологическую потребность в движении, но и способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать работоспособность на высоком уровне в течение всего дня, недели, обеспечивать разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Дошкольный возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.

        Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через: непосредственно организованную деятельность, организацию игр, общение, художественно-речевую деятельность, познавательно-практическую деятельность, максимальное использование наглядности.

        Организуя данную работу с детьми, невозможно добиться положительных результатов без участия родителей. В свою очередь, с семьями воспитанников может быть проведена следующая работа:

– пропаганда здорового образа жизни;

– консультации;

– индивидуальные беседы;

– выступления на родительских собраниях;

– распространение буклетов;

– выставки;

– проведение совместных мероприятий;

– тематические выпуски газеты.

         В режиме дня и в непрерывно непосредственной образовательной деятельности рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки:

-физкультурные минутки,

-минутки здоровья,

-двигательные разрядки,

-элементы релаксации, в ходе которых закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.   

        Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром используется для формирования представления детей о человеке, как о живом существе, его организме и здоровье; о здоровом образе жизни человека и зависимостиздоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

        Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Необходимо уделить серьезное внимание формированию культурно-гигиенических навыков. Сформировать привычки: опрятно одеваться, мыть руки и умываться, правильно вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком при кашле и чихании, культурно вести себя за столом во время приёма пищи, полезно чистить зубы, стричь ногти, заниматься гимнастикой, вредно гулять вблизи проезжей части, есть не мытые фрукты.

                 Изобразительная деятельность помогает выражать детям свои представления о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.

        Музыкальная образовательная деятельность используется для развития у детей правильного дыхания, координации движений.

        Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама». А также народные песенки,потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивают наизусть.

        Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительнойдеятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей тоже способствуют приобщению к здоровому образу жизни детей и родителей.

        Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируется поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровьяпроветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

        Досуги, спортивные праздники способствуют созданию условий эмоционального восприятиядетьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Использование проблемных ситуаций позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

        Использование нетрадиционных видов гимнастики играет важную роль для сбереженияздоровья дошкольников. Гимнастика пробуждения помогает поднять настроение и мышечный тонус детей, а также - обеспечивает профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

        С помощью дыхательной гимнастики развивается дыхательный аппарат, дети учатся правильно дышать.

         Для систематической тренировки пальцев и кистей рук используются комплексы пальчиковой гимнастики. Проведение пальчиковой гимнастики четко определено в режиме каждой возрастной группы. Для стимулирующего воздействия на мышцы руки используется самомассаж кистей пальцев рук. Для самомассажа можно использовать карандаши, грецкий орех, игрушки, массажоры.

         Немаловажную роль для сбережения и сохранения здоровья играют психоэмоциональные технологии (оздоровительные паузы, психогимнастика, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.).

        Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известноизречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, разумное и рациональное использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

         Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

        Так же необходимо воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, бережное отношение к окружающей среде, к природе, развивать умения слушать и говорить, отличать ложь от правды.

         Немаловажную роль играет организация здоровьесберегающего пространства. С этой целью необходимо создать экологическую и психологическую комфортность образовательной среды; создать развевающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает безопасность жизни детей, условия для укрепления здоровья и закаливания организма. Развивающая предметно-пространственная среда, должна включать Центр «Физическогго развития» оснащенный наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера, оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая предмнтно-пространственная среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

        Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Без участия самых близких людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесозидания, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья. 

         Взаимодействием ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются:

        - Информационные стенды для родителей, где -работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

        - Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках, конкурсах, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, практические показы (практикумы).

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

        Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

       Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно — методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.

 

Список литературы:

1.     И. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».

2.     Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.

3.     Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.

4.     Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).

5.     Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.

6.     Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольныхобразовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.

7.     Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.

8.     Н. И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.

9.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2010.

10.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

11.  Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

12.  Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

13.  Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” 2013.

14.  Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

15.  Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014г.

16.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Е.: Ажур, 2014 год. Источники.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                      Васильева Анна Тимуровна

                                                                                    Первая квалификационная

                                                                                    категория

                                                                 

Санкт-Петербург

2017 год.

       ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей." (см. п.1.6 ФГОС ДО).  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. «Учиться быть здоровыми, физически активными, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» — таким должен быть девиз всех взрослых заботящихся о здоровье детей.  Перед педагогом встала проблема организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях внедрения требований ФГОС ДО. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования.

        Главная цель ФГОС ДО это работа по формированию навыков и привычек здорового образа жизни, достижения гармонии с природой, с самим собой и социумом, необходимо заботиться о своем здоровье с детства. Ведь здоровье определяется как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным на протяжении всей своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков здорового образа жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, методической литературы, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.

        С этой позиции центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад — две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». В дошкольном образовательном учреждении должно быть создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

        Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Именно по этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного развития ребенка. Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляется поэтапно.

        "Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств" В работе необходимо использовать различные технологии, формы, средства, методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

        Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

        Основными формами работы являются игры, создание ситуаций, просмотр и обсуждение видеоклипов, отрывков из фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, непосредственно организованная, проектная, продуктивная деятельности, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, смотры и конкурсы, спортивные праздники, досуги, режимные моменты.

        Также необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужен оптимальный двигательный режим. Он должен соответствовать возрасту детей, удовлетворять не только физиологическую потребность в движении, но и способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать работоспособность на высоком уровне в течение всего дня, недели, обеспечивать разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Дошкольный возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. 

        Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через: непосредственно организованную деятельность, организацию игр, общение, художественно-речевую деятельность, познавательно-практическую деятельность, максимальное использование наглядности.

        Организуя данную работу с детьми, невозможно добиться положительных результатов без участия родителей. В свою очередь, с семьями воспитанников может быть проведена следующая работа:

– пропаганда здорового образа жизни;

– консультации;

– индивидуальные беседы;

– выступления на родительских собраниях;

– распространение буклетов;

– выставки;

– проведение совместных мероприятий;

– тематические выпуски газеты.

         В режиме дня и в непрерывно непосредственной образовательной деятельности рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки:

-физкультурные минутки,

-минутки здоровья,

-двигательные разрядки,

-элементы релаксации, в ходе которых закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.    

        Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром используется для формирования представления детей о человеке, как о живом существе, его организме и здоровье; о здоровом образе жизни человека и зависимостиздоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

        Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Необходимо уделить серьезное внимание формированию культурно-гигиенических навыков. Сформировать привычки: опрятно одеваться, мыть руки и умываться, правильно вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком при кашле и чихании, культурно вести себя за столом во время приёма пищи, полезно чистить зубы, стричь ногти, заниматься гимнастикой, вредно гулять вблизи проезжей части, есть не мытые фрукты.

                 Изобразительная деятельность помогает выражать детям свои представления о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.

        Музыкальная образовательная деятельность используется для развития у детей правильного дыхания, координации движений.

        Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама». А также народные песенки,потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивают наизусть.

        Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительнойдеятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей тоже способствуют приобщению к здоровому образу жизни детей и родителей.

        Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируется поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровьяпроветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

        Досуги, спортивные праздники способствуют созданию условий эмоционального восприятиядетьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Использование проблемных ситуаций позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

        Использование нетрадиционных видов гимнастики играет важную роль для сбереженияздоровья дошкольников. Гимнастика пробуждения помогает поднять настроение и мышечный тонус детей, а также - обеспечивает профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

        С помощью дыхательной гимнастики развивается дыхательный аппарат, дети учатся правильно дышать.

         Для систематической тренировки пальцев и кистей рук используются комплексы пальчиковой гимнастики. Проведение пальчиковой гимнастики четко определено в режиме каждой возрастной группы. Для стимулирующего воздействия на мышцы руки используется самомассаж кистей пальцев рук. Для самомассажа можно использовать карандаши, грецкий орех, игрушки, массажоры.

         Немаловажную роль для сбережения и сохранения здоровья играют психоэмоциональные технологии (оздоровительные паузы, психогимнастика, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.).

        Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известноизречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, разумное и рациональное использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

         Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

        Так же необходимо воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, бережное отношение к окружающей среде, к природе, развивать умения слушать и говорить, отличать ложь от правды.

         Немаловажную роль играет организация здоровьесберегающего пространства. С этой целью необходимо создать экологическую и психологическую комфортность образовательной среды; создать развевающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает безопасность жизни детей, условия для укрепления здоровья и закаливания организма. Развивающая предметно-пространственная среда, должна включать Центр «Физическогго развития» оснащенный наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера, оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая предмнтно-пространственная среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

        Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Без участия самых близких людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесозидания, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.  

         Взаимодействием ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются:

        - Информационные стенды для родителей, где -работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

        - Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках, конкурсах, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, практические показы (практикумы).

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

        Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

       Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно — методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.

Список литературы:

  1. И. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
  2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.
  3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
  4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
  5. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.
  6. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольныхобразовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
  7. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
  8. Н. И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
  9. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2010.
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  11. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  12. Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
  13. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” 2013.
  14. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  15. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014г.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Е.: Ажур, 2014 год. Источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятел...

Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:«Формирование навыков здорового образа жизни и основбезопасности жизнедеятельности у детей дошкольногов соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о че...

Консультация Тема:«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами  , является  сохранение и укркпление здоровья  детей....

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни и основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в условиях пандемии по COVID – 19» "Маски 20202

Защитные средства стали новым модным аксессуаром. Даже мировые дизайнеры принялись трудиться над изготовлением коллекций с учетом нового веяния моды....