ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО
статья на тему

Овсянникова Ирина Борисовна

Одним из главных направлений работы дошкольных образовательных организаций, в период стандартизации дошкольного образования, становится решение оздоровительных задач. Именно в дошкольном возрасте, в условиях образовательной организации, комплекс возможностей в рамках работы по здоровьесбережению эффективно способствует нормальному физическому развитию ребенка: правильному и своевременному становлению всех систем организма и их функций, укреплению здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesber._tehnologii_dou.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО

Мирионкова Г.Н.

инструктор ФК ГБДОУ детского сада №78

Невского района Санкт-Петербурга

Овсянникова И.Б.

воспитатель ГБДОУ детского сада №78

Невского района Санкт-Петербурга

     Одним из главных направлений работы дошкольных образовательных организаций, в период стандартизации дошкольного образования, становится решение оздоровительных задач. Именно в дошкольном возрасте, в условиях образовательной организации, комплекс возможностей в рамках работы по здоровьесбережению эффективно способствует нормальному физическому развитию ребенка: правильному и своевременному становлению всех систем организма и их функций, укреплению здоровья дошкольника. Пункт 1.6. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизирует: «Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;». Современный педагог, наряду с формированием востребованных обществом качеств личности, знаний, умений и навыков, уделяет первостепенное внимание - здоровьесбережению своего воспитанника.

      В конце года, по результатам педагогической диагностики в группах младшего дошкольного возраста, выявляется проблема достаточно слабого физического развития дошкольника.

Поэтому в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений, необходимо использовать такие здоровьесберегающие технологии, которые могли бы благоприятно влиять на физическое развитие воспитанника: психомоторное, речевое и эмоциональное. В этих технологиях должен быть учтен весь комплекс психосоматических, физических и личностных проблем здоровья дошкольников. Решать проблему слабого физического развития дошкольников возможно используя в практике работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, подобранных с учетом возрастных особенностей воспитанников.

       Мы уделяем особое внимание здоровьесберегающим технологиям и методикам, которые дети могут выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Такой подход к здоровьесбережению переводит оздоровительные мероприятия из разряда обязательных и обыденных в интересную, занимательную игру, дарит детям положительные эмоции и радость, способствует формированию у воспитанников понимание важности выполняемых им действий, повышает самооценку, способствует развитию навыков самооздоровления.

       Чтобы добиться положительного результата в здоровьесбережении, очень важно привлечь внимание родителей к тем технологиям, которые используют педагоги:

- психофизический комплекс упражнений для оптимизации работы системы пищеварения Руденко А.С., который выполняется до еды и заключается в следующем:

  1. Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
  2. Погладить живот (по часовой стрелке).
  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
  4. Пощелкать зубами 24 раза.
  5. Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
  6. Накопленную слюну проглотить медленно.
  7. Кушать медленно, чувствуя вкус, тщательно пережевывая пищу.

- самомассаж ушных раковин, способствует приливу бодрости и работоспособности организма;

- дыхательная гимнастика, улучшает функцию внешнего дыхания, увеличивает силу дыхательных мышц, профилактическое действие;

- пальчиковые игры, направлены на развитие мелкой моторики пальцев и координации движений рук. Пальчиковые игры, превращают процесс обучения в веселую, занимательную игру, которая благоприятно влияет на внутренний мир воспитанника и качественно улучшает память и внимание, мышление и речь, развивает фантазию;

- самостоятельное растирание воротниковой зоны шейного отдела позвоночника махровым полотенцем;

- самомассаж стоп, профилактика нарушений осанки, ходьба по массажным, ребристым дорожкам;

     

        Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями мы считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- становится общим желанием и родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с технологиями и методиками), а также освоить приемы обучения, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком навыки. Данные процессы принимают взаимообратные тенденции. Подчас дети, усвоив оздоровительную методику, спешат поделиться своими знаниями с родителями. Заинтересованность детей радует взрослых и некоторые из них снимают совместное исполнение оздоровительных процедур на видео, затем приносят записи в детский сад, где дети с удовольствие просматривают выполнение оздоровительных и профилактических упражнений уже всем детским коллективом группы. Безусловно, такая практика, на наш взгляд, оказывает очень положительное влияние на результат усилий педагогов по здоровьесбережению детей. Дети вступают в доверительные взаимоотношения друг с другом, а так же с родителями и педагогами, учатся оценивать свои возможности и управлять своим поведением.

        Развитие навыков собственного оздоровления помогает укрепить позицию ребенка в воспитательно-образовательном процессе как равного. Взрослый в общении с детьми в ситуации совместного обучения и совместного исполнения оздоровительных и профилактических процедур естественным образом придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Ведь, действительно, цель педагога - содействовать становлению воспитанника как самостоятельной личности.

      Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений позволяет повысить эффективность педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни в семье.

      Хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии способствуют решению одной из главной задачи дошкольной образовательной организации – сохранение, поддержание и укрепление здоровья воспитанников дошкольного возраста. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для успешного становления ребенка как личности, формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей. Работа в данном направлении помогает подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитать определенные привычки, которые они будут использовать в течение всей жизни.

Таким образом, целостная система здоровьесбережения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому и как итог личностному развитию детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет/ авт.-сост.Н.М.Соломенникова. – Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2014
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
  3. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/ авт.-сост. Е.И.Подольская.-Волгоград: Учитель, 2014
  4. Интернет источник:  

https://medic.news/pediatriya_787_789/psihofiziologicheskiy-kompleks-dlya-25775.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации

В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях в дошкольных учреждениях....

"Применение здоровьесберегающих технологий в организации работы в разновозрастной группе"

Проблема в формировании у детей навыков и привычек здорового образа жизни, как никогда является актуальной на сегодняшний день, так как у детей отсутствует осознанное отношение к своему здоровью. Важн...