Методическая разработка «Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Демидова Оксана Валерьевна
Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ. 
Методическая разработка ориентирована на детей  3-7  лет. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zdorovesberezhenie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Ярцева Смоленской области

«Создание здоровьесберегающих и безопасных условий

при организации образовательного процесса в ДОУ»

(средняя группа)

Разработала: Демидова Оксана Валерьевна

воспитатель МБДОУ детский сад №1

2016 год

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ.

Методическая разработка ориентирована на детей  3-7  лет.

Цели методической разработки:

  • создание в МБДОУ детский сад №1 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
  •  формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
  •  обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

        Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.         Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  • Образовательного
  • Медико-профилактического
  • Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  • Психологического

        Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

        Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

        Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

        Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

        В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

        Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

        Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Традиционные занятия;
  • Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
  • Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
  • Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  • Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  • Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

        Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

        После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

        Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

        Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

Облегченная одежда в детском саду

        Гимнастика после сна

Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

- Солевые дорожки – младший возраст

- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

Летом ходьба босиком по спортивной площадке

Самомассаж

Витаминотерапия

Фитотерапия

Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

        Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

        Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,

Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»

Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.

Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

Контроль и руководство:

Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

        Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

        Повышение педагогической культуры родителей.

Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

        Для этого используем следующие формы работы с родителями:

проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.

педагогические беседы (индивидуальные и групповые)

совместные занятия и развлечения, труд.

круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).

организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

анкетирование

посещение семьи

наблюдение за ребенком

беседы с родителями

беседы с ребенком

изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

        Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Перспектива работы по данной проблеме:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.

Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Улучшение материально-технической базы:

- Приобретение сухого бассейна

- Обновление и пополнение физкультурного оборудования

- Дополнить и обновить медоборудование

- Приобрести новые бактерицидные лампы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"

Методические рекомендации по разработке  и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....

Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и ...

Методическая разработка "Внедрение лего - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ "

Актуальность внедрения лего - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС, формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованно...

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...

Методическая разработка «Создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»

Методическая разработка«Создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»...

Методическая разработка «Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ» (младшая, средняя группа)

Методическая разработка«Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»(младшая, средняя группа)...