Комплексно-тематическое планирование на тему: "Здоровье"
календарно-тематическое планирование (младшая, старшая группа) на тему

Балахонова Марина Николаевна

Комплексно-тематическое планирование на тему: "Здоровье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Здоровье»

Разработано старшим воспитателем  ГБОУ Школа № 933

 Балахоновой М.Н.

МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Цель: Формирование представлений детей о здоровье

Задачи:

  1. Знакомить детей с частями тела и органами чувств человека (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
  2. Дать представления  о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Итоговое мероприятие:  младшая группа коллаж «Полезные продукты»;

средняя группа  «День Здоровья»

Дата проведения итогового мероприятия

 

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация.

Беседы с детьми: «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»,

«Как лечили жирафика», «В гости к тёте Зубной Щетке»

Настольно – печатные игры: серии разрезных картинок из 4-6-8 частей  на тему:  «Как ухаживать за своим телом»

Кукольный театр «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Познание.

Дидактические игры «Кукла Таня простудилась»,  «Что есть у игрушки», «Уроки Мойдодыра», «Мои умные помощники» (для чего нужны глаза, уши, нос)

Конструирование «Строим детскую больницу».

Чтение художественной литературы

Чтение: песенки, потешки «Пальчик – мальчик»,  «Ножки, ножки,  где вы были?».   К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», « Федорино горе».

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

А. Барто, П.Барто. «Девочка чумазая».

А.Барто «Зарядка».

Л.Воронкова  «Маша – растеряша»

Семёнова И.И. «Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой»».

Э. Мошковская «Время спать».

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Заучивание:потешки «Водичка, водичка», «Пальчик – мальчик».

Н.Саконская «Где мой пальчик?»

 

Социально-личностное развитие

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Айболита», «Наши куклы – врачи»,

«Больница», «Дочки – матери».

Театр на фланелеграфе « Мойдодыр»

 

Труд.

Самообслуживание.

Дежурство в уголке природы: полив комнатных растений.

Дежурство по столовой.

Создание книги - самоделки загадок на тему «Посуда»

 

Безопасность.

Беседа «Полезные и вредные продукты»

Свободное общение «Зачем нужно умываться и мыть руки перед едой»

 

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность: Лепка « Ваза с фруктами»

Аппликация «Засолка огурцов»

Рисование «В нашем саду растут витамины»

Коллаж «Полезные продукты»

 

Музыка.

«Мы умеем чисто мыться» муз. М. Иорданского, сл. О.Высотской .

«Шагаем как физкультурники»  муз. Т.Ломовой.

Физическое развитие

Физкультура.

Спортивные развлечения  «Кто быстрее?»,  «Зимние радости», «Мы растем сильными  и смелыми»

 

Здоровье.

Подвижные игры на прогулке, утренняя гимнастика, физминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна и др.

Свободное общение и беседы «Что ты любишь кушать»,

 «В какие игры ты любишь играть  дома»

Дидактические игры: «Я собираюсь на прогулку»,  «Полезные продукты»,  «Узнай на ощупь»

 

Создание условий для самостоятельной деятельности

  • Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания, иллюстрации,   фотографий с изображением различных полезных продуктов (овощи, фрукты, молочные продукты). Сюжетные картинки с изображением движений ребенка.

 Настольно-печатные игры по данной теме.

  • Центр сюжетно-ролевых игр: Кукла-девочка, кукла-мальчик. Атрибуты для игры «Больница», «Семья»
  • Центр строительно-конструктивных игр:строительные наборы

конструктор 

  • Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

 

Взаимодействие с семьёй

  • Памятки «Об одежде детей», «Как правильно выбрать обувь», «Как научить ребенка правильно чистить зубы», «О рациональном питании», «Сон и здоровье» и др.
  • Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»
  • Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.)
  • Папка – передвижка  «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

 

Рекомендуемая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Пензулаева Л.И.. Растём здоровыми и крепкими! : книга для родителей и детей 4 – 5 лет. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Игровой дидактический материал Малыши – крепыши» для детей дошкольного возраста.
  4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная пресса, 2008.
  5. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно – методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2004

Приложение

  

Водичка, водичка

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Что смеялся роток

И кусался зубок.

 * * *

Добрый доктор Айболит

Пачкать руки не велит.

Если всё же твои руки

Целый день, не зная скуки,

Перемазались совсем,

Ты иди, конечно, к крану,

Воду тёплую открой-

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

 Игра «Умывалочка».

Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь)

Раз, два, три. Раз, два, три. (по три хлопка)

А над ручками, как тучки ( руки вверх)

Пузыри... пузыри... (прыжки, руки на поясе)

«Мойдодыр» К. Чуковский (отрывок)

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

           Физкультминутка:

1.Приступили. Для начала

Только глазками вращаем.

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко умеем.

2.Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать. 

3.Поворот за поворотом,

То к окну, то к стене.

Выполняем упражнение.

Чтобы отдых дать спине.

4.Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем.

5.Отдохнули мы чудесно,

А теперь пора на место.

 

 «Зачем носик малышам?»

 Ю.Прокопович.

Есть прямые носики

Есть носики - курносики…

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки

На полянке – землянику

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос

В доме может так случится

Носик тоже пригодится

Он найдет в шкафу варенье

Где конфеты и печенье

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он каков

Запах маминых духов

Нос не должен быть простужен

Нос здоровый всем нам нужен.

Чтобы сон когда придет

Тихо спать, закрывши рот

Ещё можно пожелать

Пальцем в нос не залезать

Днем на солнце не сидеть-

Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

 

 

Игры

1. «Чудесный мешочек».

У ребенка закрыты глаза. Малыш достаёт из мешка предмет и с помощью рук определяет, что он достал (шарик, карандаш, кубик и др.).

2. Игра-исследование «Определи состояние предмета».

Тяжёлый или лёгкий

Холодный или горячий

Мягкий или твёрдый

Мокрый или сухой

Гладкий или шершавый

3. Игра-физкультминутка.

Мы капусту рубим.

Мы капусту жмём, жмём, жмём.

Мы капусту солим.

Мы капусту трём, трём, трём.

4. Игра-исследование «Где погремушка?»

На громкую музыку дети гремят погремушками, на тихую музыку – прячут погремушки за спину. Если сидят на стульчиках, накрывают погремушку ладонями  на коленях. 

5.«А где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель и дети прячут руки за спинку стула. Воспитатель поёт: «Где наши ручки? Где наши ручки?» Дети отвечают: «Нет ручек». Воспитатель опять поёт: «Где наши ручки? Где наши ручки?» Дети смеются и отвечают: «Вот наши ручки! Вот наши ручки!» (показывают руки воспитателю). Игра проводится 2-3 раза.

 

6. «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

(Дети приседают на корточки и показывают заячьи уши)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают, как зайки)

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети прячутся в «норки» - садятся на стульчики)

Стихотворения:

ХЛЮП – ХЛЮП

   Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз. 

А водичка булькает.

А водичка пенится.

 Машенька помоется.

Причешется, оденется.

С. Капутикян

 

ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК

Маша варежку надела.

-Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

И. Саконская

 

ЗАМАРАШКА

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин.

Мы на шее лук посадим.

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

  На носу морковь взойдет –

Будет целый огород!

Д. Демьянов

НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ И БРАТЦА

Я умею обуваться,

Если только захочу,

 Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они – сапожки.

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта – с правой ножки,

Эта – с левой ножки.

Вот как хорошо!

Е.Благинина

 

ПЛЯСОВАЯ ПЕСЕНКА

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

  Попляши-ка со мной!

Эх, и тили-тилишок,

Попляши-ка, мой дружок!

Зарядка для малышей

Ножками потопали,

(Топ-топ-топ.)

Ручками похлопали.

(Хлоп-хлоп-хлоп.)

Сели, встали,

Снова сели.

 (Приседают в такт словам.)

И вокруг все посмотрели.

(Повороты в стороны.)

Песенка об органах человека

С добрым утором, глазки!

(Слегка дотрагиваются до глаз.)

Вы проснулись?

С добрым утром, носик!

(Дотрагиваются до носа.)

Ты проснулся?

С добрым утром, ушки!

 (Показывают руками уши.)

Вы проснулись?

С добрым утром, ротик!

(Показывают рот)

Ты проснулся?

С добрым утром, ручки!

(Вытягивают руки вперед)

Вы проснулись?

 С добрым утром, ножки!

(Показывают ноги)

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

(Моргают глазами)

Носик дышит.

(Вдох и выдох)

Ушки слушают.

Ротик кушает.

(Ам, ам, ам)

Ручки хлопают.

(Хлопают руками)

Ножки топают.

(Топают ножками)

Мы проснулись!

СТАРШИЙ   ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

 Цель: Расширять  представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
  2. Расширять представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
  3. Расширять представления о рациональном питании (объём пищи, разнообразие в питании, питьевой режим).
  4. Расширять  представления о роли гигиены и режима дня  для здоровья человека.
  5. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.
  6. Расширять представления о правилах и видах закаливания.
  7. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Итоговое мероприятие:  старшая группа спортивные соревнования

 «Веселые старты»;

 подготовительная группа КВН «Тело человека».

Дата проведения итогового мероприятия:

 

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация.

Беседы с детьми: «Учимся правильно чистить зубы», «Полезные и вредные продукты», «Спорт для здоровья».

Свободное общение на тему: «Что такое здоровье»,  «О пользе комнатных растений, зеленых насаждений для чистоты воздуха», «Кто помогает тебе быть здоровым» (люди каких профессий)

«Пишем письмо заболевшему товарищу»

Составление описательных рассказов об овощах, фруктах.

Рассказы детей «Мой любимый вид спорта»

 

Познание.

Рассматривание и составление рассказа по картине «Здоровье».

Составление загадок, кроссвордов о полезных продуктах, о видах  спорта.

Дидактические игры: « Аскорбинка и её друзья», «Назови одним словом», «Найди лишнюю картинку», «Угадай вид спорта»

Микроскоп, песочные часы, лупа, муляжи для проведения наблюдений и экспериментирования.

Чтение художественной литературы

Чтение: С.В. Михалков «Грипп», «Прививка», «Не спать», «Тридцать шесть и пять».

В. Берестов «Как я плавать научился».

Ш. Галиев «Заяц на физзарядке». 

В. Суслов «Про Юру и физкультуру».

Семёнова И.И. «Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой»».

Э. Мошковская «Время спать».

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

А.Барто  «Я расту».

С. Маршак «Великан».

Заучивание: отрывка из «Мойдодыр»  К.И. Чуковский

 

Социально-личностное развитие

Социализация.

Сюжетно – ролевые игры:  «Детская поликлиника»»,  «Медсестра в детском саду», «Визит к стоматологу», «Спортивный магазин», «Продуктовый магазин».

 Упражнение – пантомима  «Расскажи стихи без слов»,  «Мир эмоций»

 (я радуюсь, грущу, боюсь).

Труд.

Самообслуживание.

Дежурство по столовой.

Дежурство в уголке природы: полив комнатных растений.

Хозяйственно – бытовой труд: стираем кукольную одежду.

Труд в природе: наше здоровье завит  от нас самих, от чистоты окружающей среды.

Создание книги - самоделки загадок на тему «Полезные продукты»

 

Безопасность.

Беседа и составление  совместно с детьми «правил Чистюли»,

 «Техника безопасности во  время приема пищи»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность:

 Аппликация «Ваза с фруктами».

Лепка «Корзина с овощами».

Коллаж  «Как мы  гуляем».

Рисование «Мой любимый вид спорта»

 

Музыка.

С.Прокофьев  «Болезнь куклы».

«Нам в любой мороз тепло»  муз. М. Парцхаладзе.

«Будет горка во дворе» муз. Т. Потапенко, сл. Е.Авдиенко.

«Ой, вставала я ранешенько» рус. нар. песня

«Выйду ль я на реченьку» рус. нар. песня, обр. В. Иванникова.

Слушание и исполнение песен, упражнения на развитие слуха и голоса

 

Физическое развитие

Физкультура.

Спортивные развлечения «Веселые старты»,  «Зимние состязания», «Детская Олимпиада». 

Здоровье.

Подвижные игры на прогулке, утренняя гимнастика, физминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна и др.

Свободное общение и беседы «Что полезнее», «Какие мы разные», «Какой  вид спорта ты любишь и почему»

Ситуация «Что будет, если не умываться»

Дидактическая игра  «Полезные и не очень полезные продукты»

 

Создание условий для самостоятельной деятельности

  • Книжный уголок: Папка (альбом) с иллюстрациями «Человек и его организм». Книги для чтения и рассматривания, иллюстрации,  фотографии   о полезной и вредной пище, о правилах питания,  о режиме дня, гигиене, о пользе  утренней гимнастики, занятий спортом и т. д. Настольно-печатные игры по данной теме.
  • Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты и  предметы - заместители для сюжетно-ролевых игр «Детская поликлиника»»,  «Медсестра

в детском саду», «Визит к стоматологу», «Спортивный магазин»

  • Центр строительно-конструктивных игр: строительные наборы, лего, юный конструктор и др.
  • Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, оригами.

Взаимодействие с семьёй

  • Папки – передвижки по темам: «Можно – нельзя», «Полезное – вредное», «Первая помощь при травмах»
  • Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»
  • Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Активный отдых нашей семьи»
  • Рекомендации для родителей (памятки)  «О закаливании»,  «О рациональном питании»,  «Упражнения для домашней зарядки», «Как уберечь ребёнка от гриппа»,  «Как с пользой для здоровья загорать и купаться на море».

 

Рекомендуемая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/  авт. – составитель Т.Г.Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010
  3. Пензулаева Л.И.. Растём здоровыми и крепкими! : книга для родителей и детей 5 - 6 лет. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная пресса, 2008.
  5. Игровой дидактический материал Малыши – крепыши» для детей дошкольного возраста.
  6. Шукшина С.Е.Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная пресса, 2004.
  7. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно – методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010
  8. Здоровьесберегающая  система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  10. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. – М.:АРКТИ, 2003

Приложение

«НОС»

Загадки о носе

1. Между двух светил посреди один.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

2. Он бывает очень разным

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым

Толстым, тонким, конопатым.

Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, цветы и др.

Стихотворения о носе

МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу». 

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной!»

Э. Мошковская

 

***

Есть прямые носики,

Есть носики-курносики.

 Очень нужен всякий нос,

 Раз уж он к лицу прирос.

 

***

Нет приятнее занятья,

  Чем в носу поковыряться.

Всем ужасно интересно,

 Что там спрятано внутри. 

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Григорий Остер

Зачем нам нос?

(беседа-рассуждение)

- И зачем он нам только нужен? Одни страдания с ним. То с горки упадёшь, да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да и не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски исполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Показать рисунок - нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.

Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов.

Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается.

А ещё нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе.

Мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов, потому что у нас замечательный нос!

Правила гигиены и безопасности

· Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.

· Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

· При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.

· Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

 «ГЛАЗА»

Загадка о глазах

Два Егорки

Живут возле горки.

Живут дружно,

Друг на друга не глядят.

  Зачем нам глаза?

(беседа-рассуждение)

Глаз – это орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки.

Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Посмотри на свои глаза в зеркало, ты увидишь посредине круглое цветное пятнышко. У всех оно разного цвета: коричневое, серое, зеленое, голубое. Это радужная оболочка. Посредине видна чёрная точка . Оно называется «зрачок». Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на сетчатке уменьшенное изображение. А ещё внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твёрдой оболочкой (склерой), как яйцо скорлупой.

Природа заботливо оберегает глаза.

Пот течёт со лба – его остановит густая изгородь бровей.

Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат ресницы.

А если несколько пылинок и попадут в глаз, их тотчас слизнёт мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» - стеклоочистители на стекле автомобиля.

Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем ты об этом подумаешь.

Есть люди, которые не видят. Это слепые люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий мир, новую игрушку, маму и т.д. Без глаз нет радости в жизни. Не зря говорят: «Глаза – это зеркало души».

Правила гигиены и безопасности

· Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

· Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.

· Нельзя близко смотреть телевизор.

· Каждое утро надо умывать глаза тёплой водой.

· Нельзя лёжа читать книгу или близко наклоняться к буквам.

«РОТ, ЯЗЫК И ЗУБЫ»

Загадки

Красные двери

В пещере моей,

Белые двери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб –

Всю добычу мою –

Я с радостью

Белым зверям отдаю! (Губы и зубы.)

К. Чуковский

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

  Конфеты и плюшки.

(Рот.)

За красными жёрдочками

Сидят белые курочки.

(Рот, губы и зубы)

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать  продукты: апельсин, соленый огурец, лук, лимон.

- Апельсин, какой? (Сладкий.)

- Огурец, какой? (Соленый.)

-Лук, какой?  (Горький.)

-Лимон, какой? (кислый)

В рот мы кладём пищу, с помощью языка различаем вкус, зубами мы жуём.

Ещё раз обращаем внимание на значение каждого органа.

Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-то продукта и ответить на вопрос: «Что ты съел?» (конфета, сахар, хлеб, яблоко, морковь и др.)

Зачем нужен язык? Зубы?

(беседа-рассуждение)

Как ты уже понял, язык помогает различать вкус пищи (кислая, сладкая, горькая, солёная), а также состояние пищи (горячая, холодная, мягкая, твёрдая).  

А ещё наш язычок сообщает о состоянии твоего организма. Если ты заболел, язык закутывается в плотное белое покрывало. Он, как говорит мама, «обложен». Всё кажется ему теперь невкусным, а у тебя пропадает аппетит. Приходит доктор, прописывает лекарства, и тебе приходится исправно глотать горькие порошки и таблетки.

- Ты знаешь, сколько у тебя зубов? (32.)

- А все ли твои зубы одинаковые? (нет.)

- Есть резцы (ими грызёшь морковку), клыки (помогают кусать твёрдую пищу), коренные зубы (перетирают пищу).

Зубы – самые твердые части твоего организма. Раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые. Но как не тверды зубы, они также боятся зловредных микробов, как и другие, части организма.

После каждой еды между зубами остаются крошки. А в пище, воде и воздухе всегда полно опасных микробов.

Оказавшись вместе с крошками между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно. Избавиться от них можно только при помощи зубной щётки. Вот почему надо обязательно чистить зубы порошком или пастой утром и вечером. Жёсткие волоски зубной щётки «выметут» микробов, а порошок и паста снимут следы пищи. Зубы снова станут белыми.

Про язык и нос

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги. А язык один и нос тоже один.

- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый, куда не надо не совала. 

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Ясно?

Правила гигиены и безопасности

· Нельзя брать в рот мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.).

· Нельзя брать в рот грязные пальцы и какие-либо предметы.

· Нельзя кушать слишком горячу или слишком холодную пищу.

· Нельзя ковыряться в зубах острыми предметами.

· Надо утром и вечером чистить зубы специальной зубной щёткой.

· Надо 2 раза в год показываться зубному врачу.

· Нельзя кушать немытые овощи и фрукты.

«УШИ»

Загадка

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз.

 

Игры

1.«Назови мое слово».

Воспитатель предлагает закрыть уши ладонями крепко-крепко и попробовать услышать слово, которое назовет воспитатель (воспитатель говорит шепотом «мяч»).

- Какое слово я сказала? (Не слышали.)

Воспитатель предлагает теперь не закрывать уши, называет шепотом слово «мяч».

- Какое слово я сказала? (Мяч).

Обращает внимание детей на значимость данного органа для человека.

2. Игра - исследование «Какой инструмент звучит?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза (дети сидят на стульчиках). Поочередно звучит определенный предмет (погремушка, бубен, дудочка и др.)

- Как называется данный инструмент?

- Какой орган помог вам услышать звуки и определить инструмент? (Уши).

 

Стихотворения об ушах

Доктор-доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

- Еже!

Отвечает доктор гневно:

- Еже-

- Еже-

Ежедневно!!!

Э. Мошковская

 

Зачем нам уши?

(беседа-рассуждение)

Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.

Сколько у вас ушей?

На самом деле у нас с вами по 6 ушей: по два наружных (две ушные раковины), по два средних уха, по два внутренних уха.

Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представьте такую ситуацию: вы сидите в сквере на скамейке и рассматриваете картинки в книге. А на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность.

Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может.

Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, летучие мыши, ежи, собаки, совы и другие животные.

Правила гигиены и безопасности

· Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами (карандашом, палкой, спичкой и др.).

· Нельзя слушать слишком громкую музыку.

· Надо защищать уши от сильного холодного ветра.

· Надо каждое утро мыть уши водой с мылом или чистить специальной палочкой.

· После купания надо тщательно вытирать уши.

 «РУКИ»

Загадка

Пять мальчиков, пять чуланчиков,

Разошлись мальчики в тесные чуланчики.

(Пальцы в перчатках)

 

Игры

1. «Чудесный мешочек».

У ребенка закрыты глаза. Малыш достаёт из мешка предмет и с помощью рук определяет, что он достал (шарик, карандаш, кубик и др.).

2. Игра-исследование «Определи состояние предмета».

Тяжёлый или лёгкий

Холодный или горячий

Мягкий или твёрдый

Мокрый или сухой

Гладкий или шершавый

3. Игра-физкультминутка.

Мы капусту рубим.

Мы капусту жмём, жмём, жмём.

Мы капусту солим.

Мы капусту трём, трём, трём.

Зачем нужны руки?

(беседа-рассуждение)

Руки  нужны для того, чтобы: брать различные предметы, рисовать, играть (мячи, машины), держать ложку и хлеб, одевать свои ботинки, гладить друг друга по головке.

Рук у человека – две. На каждой руке по пять пальцев. Самая подвижная часть руки – это кисть. У человека очень хорошо развиты пальцы. Только он может противопоставить большой палец остальным.

При прикосновении к чему-либо мы испытываем определённые ощущения. Кожа рук чувствует тепло чашки, холод льда, боль от укола, нежность ласкового помахивания. Нервные окончания кожи посылают информацию о прикосновении в мозг. Слепые люди с помощью рук могут читать и писать.

Оказывается, без рук человеку никак нельзя.

Проведём опыт: связать за спиной ребенка руки и предложить определенное действие: принести мяч, дать ложку и т.д. 

Правила гигиены и безопасности

· Надо несколько раз в день мыть руки водой с мылом.

· Надо ухаживать за ногтями.

· Зимой надо носить варежки.

· Нельзя «возиться» в холодной ледяной воде.

· Нельзя трогать горячий утюг.

· Нельзя лезть пальцами в розетку.

· Нельзя брать в руки острые опасные предметы (иглы, ножницы, кнопки и др.)

· Если повреждена рука, надо её обработать йодом или обратиться к врачу.

 «НОГИ»

Загадка

Два одинаковых столба

Идут по дороге.

Мне никак без них нельзя,

Ведь это мои …(ноги).

 

Зачем нужны ноги?

(беседа)

Ноги нужны для того, чтобы передвигаться. Ещё это «подпорки», на которые опирается тело человека. Они соединяются с тазовыми костями с помощью тазобедренных суставов. Движения в них позволяют садиться и вставать, поднимать и опускать ноги. А ещё есть на ноге коленный сустав – та самая коленка, которую мы часто разбиваем. В него входит специальная косточка – надколенник. Она, как щит, предохраняет его от возможных повреждений.

Самая главная опора – стопа. Она, будто пружина, сглаживает толчки и сотрясения тела, которые возникают при ходьбе, беге, прыжках. Чтобы хорошо выполнять своё дело, она не должна быть плоской. Чтобы проверить, какая у тебя стопа, поставь её на бумагу и обрисуй карандашом.

(Предлагаются карточки с изображение нормальной стопы и плоской, дети сравнивают с рисунком своей стопы).

Правила гигиены и безопасности

· Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стёкла, колючки, камни и др.).

· Нельзя носить обувь без каблука.

· Надо держать зимой ноги в тепле.

· Летом надо закалять ноги, бегая по земле, песку, воде.

· Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.

· При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу – ортопеду.

 «ВСЁ О ЧЕЛОВЕКЕ»

Пантомима

Плечи говорят? Я горжусь.

Спина говорит? Я очень старый.

Палец говорит? Иди сюда.

Голова говорит? Да! Нет!

Что делает ухо? Я слышу птичку.

Что делает нос? Нюхает цветок.

Как рот говорит? М-м-м, я люблю это варенье.

Загадки по теме «Человек»

О.П.Власенко

Две ноги, две руки, а голова одна.

И та мыслей всяких полна.

(Человек)

На голове они растут,

Косы все из них плетут.

А мальчишкам косы не идут,

Поэтому так часто их они стригут.

(Волосы)

Вот загадка про тебя,

Про тебя и про себя:

 Частокол их окружает,

От соринок так спасает.

Утром открываются,

 На ночь закрываются.

(Глаза)

Его носит человек

И не устает весь век.

(Имя) 

Вот две дырочки в горе,

Запах ловят везде.

(Нос) 

По пять на каждой руке,

По пять на каждой ноге.

(Пальцы)

Тук-тук-тук! Мотор стучит,

Пульс послушать нам велит.

С ним ты спишь, с ним идёшь,

Разговариваешь и поёшь.

(Сердце) 

У кого из вас, его нет,

Тот не может дать ответ.

(Язык)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

календарное планирование по теме: «Здоровей-ка».(младшая,средняя группы)

Младшая  группа Тема: «Здоровей-ка».Программное содержание: 1. Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.2. Создание игровых, проблемных ситуаций, способ...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....