Тема: «Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»
консультация на тему

Сафонова Елена Васильевна

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия  в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания. Перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx76.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад «Ромашка»

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Музыкальная деятельность

Доклад

Тема: «Развитие вокальных навыков у старших дошкольников

          посредством здоровьесберегающих технологий»

Сафонова

Елена

Васильевна

музыкальный

руководитель

г. Советский

Актуальность

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия  в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания. Перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить здоровье дошкольников. Один из путей решения – внедрение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательный процесс детского сада, чтобы способствовать становлению и развитию психически, физически и нравственно здоровой личности дошкольника. Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать здоровый творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания для детей. Уже в конце ХХ века физиолог Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит. А раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Правильно подбирая музыкальные произведения, можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство лечения пение назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Долгий распев одного слога или слова развивает дыхание. После занятий  вокалотерапией дыхание становится более экономичным, а по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания можно добиться координации дыхания с речью, улучшения артикуляции и дикции, избавиться от гнусавости. Здесь следует отметить, что о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. В своей книге «Здоровье по нотам» врач С.В. Шушарджан приводит примеры современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.. Например, если петь гласные, то: «А»- насыщает  организм кислородом, «Е» - удаляет избыток отрицательной энергии, «И» - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, «О» – оказывает оздоровительный эффект на сердце и легкие, «У» - оказывает положительное воздействие на область живота, «Э» - укрепляет сердечно-сосудистую систему, «Ю» – помогает при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, «Я» - обезболивает.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.  Необходимое качество для педагога, разделяющего идеи здоровьесберегающей педагогики - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в людях, умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Музыка в целом, и вокальное искусство в частности, способствуют формированию здорового образа жизни. Занятия вокалом  с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья дошкольников.

Цель –  создание условий для развития здоровьесберегающих технологий  

Задачи:

Обучающие:

 - учить ребенка сознательно относиться и беречь здоровье голосового аппарата;

- обучить механизму певческого дыхания, являющейся основой звукоизвлечения.

Воспитательные:

 - воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую  культуру.

Развивающие:

 - развивать базовые навыки  вокалиста  (опора звука, высокая позиция,

 «близкое пение», раскрытие глотки и др.)

Ожидаемые результаты реализации 

1.Овладение основными вокальными навыками;

2.Умение детей анализировать свой образ в песне;

3.Умение взаимодействовать в группе;

4.Адекватно оценивать себя и окружающих;

5.Освобождение артикуляционного аппарата.

 «В пении есть весь комплекс музыкальных способностей»

                                                                          А.Д. Войнова

                         

Изучением законов голосообразования, вопросами охраны воспитания эмоционального развития детских голосов занимались и занимаются многие исследователи.

Одним из основных видов музыкальной деятельности является пение-оно доступно детям с дошкольного возраста, и занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании

Физиологи В.М. Бехтерев и И.П. Павлов установили - пение изменяет кровообращение, что важно для организма ребёнка.

П.К. Анохин пришёл к выводу - умелое использование мелодического ритма может регулировать состояние человека, стимулировать или успокаивать его.

В 1940 г. основоположник дошкольного воспитания Я.А. Метлов в своей методической разработке «Обучение детей пению» говорил об охране голоса.

 Методику фальцетного пения и расширения диапазона разработал Виктор Емильянов. Б.Л. Чаплин ставил проблему чистоты интонации.

К.Д. Ушинский писал: «В песне есть содержание и отношение к этому содержанию».

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей.

В процессе пения - сольного и хорового:

 - укрепляется певческий аппарат;

 -развивается дыхание.

Это положительно влияет на общее состояние здоровья дошкольников.

Детская песня переживает не лучшие времена. Наши современные дети слышат по радио и телевидению такие песни, которые отнюдь не воспитывают их чувства, эстетические вкусы, а скорее наоборот, искажают их представления о настоящем хоровом и сольном пении.

«Обучение и самообучение начинается с подражания»

В. Емельянов

Малыши приходят в детский сад, не имея собственного эталона песенного исполнения.

Педагог несет ответственность за звучание своего голоса, так как дети автоматически берут его за эталон.

Этапы работы над песней:

        1.Знакомство, создание интереса к песне, малышам спеть «аккапельно»

( игровой момент – волшебная сумочка, сундучок, иллюстрация)

2. Воспитание правильной осанки, разучивание.

(разобрать сложные словосочетания  (учить петрушку)

3. Работа над  дыханием, певческой дикцией, звукообразованием,

воспитанием  музыкального слуха.

4.Художественная выразительность: развитие исполнительной активности, репродуктивного творчества, певческой эмоциональности.

Воспитание правильной осанки

Пение - трудоемкий процесс, поэтому разучивать песни лучше сидя. Во время пения старшие дошкольники должны сидеть прямо, в таком положении расширяется амплитуда диафрагмального дыхания.

Выученный песенный материал следует исполнять стоя, т.к. звучность пения при этом заметно улучшается. При исполнении песни стоя, необходимо чтобы ребята держали голову и спину прямо, шею не вытягивали, плечи держали естественно, не поднимая их вверх.

Для лучшего запоминания этих правил, использую в доступной для детей игровой форме упражнения «Обезьянка», «Ленивый барин»

« Сидит дед»

Сидит дед –  наклоны

Ему сто лет.    вперед                         

А мы детки маленькие,     садятся

У нас спинки пряменькие.   прямо 

Упражнение «Обезьянка»

Задачи:

  • Развивать внутренние резонаторные зоны;
  • Способствовать спонтанному творческому поведению;
  • Воспитывать вокально-певческую постановку корпуса.

Ход: (педагог и дети):

Обезьянка Чи-чи-чи, Песню напевала.

И смешные рожицы, Показывать нам стала.

1-й раз: Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.

2-й раз: Тоже самое

3-й раз: Тоже самое


Проговаривают ритмически

пропевать  поступенно  

одновременно надавливая на ушные раковины вперед.

пропевать постепунно

одновременно закрывая уши ладонями.

пропевать поступенно, прикладывая «искусственные уши». Для этого надо сделать из обеих ладошек «ушки», так чтобы мизинцы плотно прижимались к вискам и ушки смотрели назад.

Педагог: «Изменялся ли ваш голос? Если от изменения ушек так меняется наш голос, то представьте себе, как он измениться, если мы красиво сядем».


Упражнение «Ленивый барин»

Задачи:

  • Воспитывать укрепление опоры, мышцы брюшного пресса;
  • Воспитывать правильность вдоха физиологически.

Ход:

Педагог                                                                    Дети

Сидел как-то ленивый барин          Вдох, наклон вперед

                                                               «Д-м-м-м»  (3р.)

На крыльце раскачиваясь        

                                        (на неопределённой высоте пропевают)

В кресле-качалке, дремал.

                                  (на выдохе постепенно выпрямляются.)

                       

Поблизости стояла церковь.                   Наклоны влево- вправо,

Ленивый барин слышал звон колоколов.       (установка та же)

Он продолжал дремать                        Пропевать звук «3-м-м-м»

Мешал ему звон колоколов.                   Вдох, резко встать        

Барин рассердился,

А затем  успокоился                                         На выдохе медленно сесть                                                                          

                                                               

Педагог: Стал сидеть ровно, словно приклеился.

Пение сегодня наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке.

Петь может каждый здоровый ребёнок, и пение для него естественный и доступный способ выражения чувств, настроения.

Одним из пунктов обучения правильному пению является дыхание.

                              ДЫХАНИЕ

                                     «Дышать ртом, то же что есть носом»

                                                                               К. Куражима

Правильное дыхание предохраняет голос от переутомления, помогает приобрести в голосе яркость, округлость, легкость. А вот вдох ртом допускает частые заболевания верхних дыхательных путей, нарушает вентиляцию среднего уха, что приводит к нарушению слуха.

Заниматься воспитанием носового вдоха можно с трехлетнего возраста. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. При этом нужно следить, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

Чем правильнее ребята будут выполнять эти несложные правила, тем ярче и богаче будет звучать сама песня.

Для укрепления дыхания в процессе пения, я предлагаю детям комплекс дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения нужно чередовать с какими-либо другими упражнениями, так как у детей могут возникнуть неприятные ощущения (головокружения и т.д.).


Упражнение «Цветок и свеча»

      Детям предлагается представить себе, что в одной руке у них цветок, а в другой зажженная свеча. Вдох - нюхаем цветок, задерживаем дыхание, выдох - медленно и ровно дуем на свечу.

Упражнение «Качели»

Попеременно закрываем указательными пальцами то одну, то другую ноздрю, одновременно делая вдох и выдох.

Упражнение «Молоточки»

Делая вдох - указательным пальцем стучим по крылу носа, произнося звук «М». На выдохе прекращаем. То же самое с другой стороны.

Звук «М» даёт почувствовать головное и носовое резонирование, активизирует работу губ.

Упражнение «Сердитый и спокойный нос»

Вдох - «втягиваем воздух», брови хмурые, сердитые, ноздри сильные (вдох проговаривается быстро, на бессознательном уровне).

Выдох - «спокойный нос» медленно.

Серия упражнений « РЫБКА»

А)Вдох с открытым ртом произносим К – К – К - , и подышим носиком, палец к носу  -

Б) Ныряет и выныривает ( руки сложены «топориком» садятся и встают)

В) Рыбка плавает, вдох – легко бегут, выдох – останавливаются.

«Собачка»

 Дышит животик,(руки на животик) кончик языка на нижнюю губу.

« Воздушные акробаты»

Вдох – поднимаем руки вверх одновременно отрываем ноги от пола, выдох – опускаем беззвучно.

« Воздушные велосипеды»

Руками держим воображаемый руль, ногами крутим педали. Вдох – ВЗ - З –З,  (ноги поднять) крутим педали, выдох опускаем.

Певческая дикция. Звукообразование. 

                   

                                      «Приучайте весь «говорной» аппарат к  

                                          отчётливому  произношению всех слов».

                                                                              А.А.Архангельский

По данным медицинского обследования были получены  удручающие цифры: 64% детей рождены с различными патологиями. Как и в других сферах, педагогики, эти цифры ставят проблему перед музыкальным воспитанием, в частности - пением.

Существуют основные дефекты детского голоса:

-Слабость дыхания;

-Не развитость артикуляционного аппарата;

-Малоподвижность нёба;

-Логопедические нарушения речи;

-Не согласованность слуха и голоса.

Бытует «стабильное» мнение  - хорошая дикция при исполнении песен способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса.

В пении всё подчинено требованиям музыки, уделяется наибольшее внимание более продолжительному дыханию и произношению, которое ритмически строго организовано. Характер певческой дикции зависит от характера музыки

Для выработки правильной дикции применяю следующие приемы:

-Выразительное чтение текста;

-Разъяснение смысла незнакомых слов;

-Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.

Звукообразование в песнопении так же несколько иное, чем в разговорной речи. Для правильного звукообразования, большое значение имеет правильная раскрываемость рта. Во время пения детей, нужно следить, чтобы рот ребятишек был округлым, открывался только в высоту, чтобы при смене слов (звуков) в песне, ребята не дергали губами. Пели протяжно, напевно, естественно.

Упражнение « Животные»

(Элементарное сочинительство детей)

Распевание с соль первой октавы поступенно вниз

        Задачи:

 - Упражнять детей в чистом интонировании;

 - Песенно «изображать»  животных.

Текст:

Вот бежит собачка: гав – гав – гав!

А за нею кошечка: мяу – мяу – мяу!

А за ними петушок: ку – ка – ре – ку!

А за ними мышка: пи – пи – пи!

Упражнение «Два телёнка»

Задачи:

  • Закрепление звуковой моторики;
  • Инсценирование образного представления.

Текст:                                              Движения:

Ма,ма,мэ,мэ,ми,мо,му,                 «Раскрывают» руки

Два теленка на лугу,

Ра,ра,рэ,рэ,ри,ро,ру,                 выполняют«щипательные»

Щиплют сочную траву.               Движения перед собой.

Гра,гра,грэ,грэ,гри,гро,гру,   Закрывают испуганно ладонями глаза

Волки прячутся в лесу.

Да,да,дэ,дэ,ди,до,ду,                изображают бег (на месте)

Я к телятам побегу.

«Поезд в лесу»

Задачи:

 - Выдерживать голосом ритмический рисунок;

 - Выполнять динамику, активизировать звуки.

Текст:

Чу – чу – чу, я колесами стучу  ( p)

Зу – зу – зу,в лес ребяток я везу. (mp)

Бы – бы – бы, а лесу растут грибы.( mf )

Та – та- та, вот какая простота. ( f )

На – на – на, наша песенка слышна. (ff )

Ра – ра – ра, быстро кончилась игра!( p)

« Хохлатые хохотушки»

Задачи:

 - Удерживать интонацию на одном часто повторяющемся звуке;

 - Упражнять в чистом  пропевании на терцию вниз.

Текст:

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали

Ха – ха – ха.

« Краб » - гортанная

Задачи:

- Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на песню
шуточного характера;

- Вести чёткую артикуляцию;

- Упражнять в чистом интонировании на одном звуке в мелодии
с движением вверх по ступеням гаммы.

Текст:     «Хвастал краб три дня, краба нет, храбрей меня».

« Игрушки»

Задачи:

 - Работа над фразами по по стихам А. Барто;

 - Обучать умению увеличивать(уменьшать) темп, динамику звучания

Текст:

- Уронили мишку на пол…

- Идет бычок качается….

- Наша Таня громко плачет…

Воспитание музыкального слуха

«Проблема музыкальности - это проблема прежде всего

качественная, а не количественная».

Б.М. Теплое

«Музыкальный слух - качество индивидуалъное,  но его можно и   нужно развивать у каждого».

Я.А. Метлов

Учёный Б.М. Теплов определяет музыкальность, как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности.

Маленькие воспитанники детского сада, чувствуют эмоциональную выразительность музыки, понимают её красоту, получают от неё наслаждение.

Воспитание музыкального слуха в детском исполнительстве необходимо.

С этой целью «Программа Воспитания, Обучения и Развития Детей в детском саду» предусматривает развитие у детей музыкальных способностей, таких как слух, музыкальную память, чувство ритма.

В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух.

В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный слух.

Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой.

Для развития музыкального слуха использую музыкально-дидактические игры, упражнения.

Упражнение « Змейка »

Задачи:

- Развитие мелодического слуха;

- Совершенствовать навык различия звуков по высоте.

Текст: ( говорком)

Живет в зоопарке большая змея

И любит поползать по горке она.

То вверх ползет она,   ( гамма вверх)

То вниз ползет она.     ( гамма вниз)

То вдруг заснет и засопит.

Ну, а ты дружок не спи, ( угадывает один ребенок)

Куда ползет она скажи.

Паровозик. Цель:

- Развивать у детей звуковысотный ритмический слух.

 Ход игры:

Педагог говорит, что к ним в гости приехали два паровозика.  Один гудит низким длинным

звуком У—        У (прикладываем длинное облачко к паровозику).

А другой паровозик гудит коротким и высоким звуком.

Дети вместе с педагогом пропевают низкие и высокие звуки, используя дирижерский жест.

Примечание:

Облака следует чередовать.


Упражнение «Сказочка»

Задачи:

  • Упражнять детей в передаче голосом высоких, средних и
    низких звуков;
  • Уметь быстро голосом перестраиваться по показу руки
    педагога;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Ход:

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить и рассказать сейчас всем вместе сказку «Курочка Ряба». Курочка Ряба говорит высоким голосом. Бабка - средним голосом. Дед - низким.

Примечание:

Тон даётся для каждого персонажа. Упражнение выполняется стоя. Педагог может спонтанно начать в низкой или высокой тесситуре. Очень важно, чтобы дети следили за рукой и мимикой взрослого. В последствии ребёнок может руководить игрой и все дети повторять её.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Двигательные упражнения по развитию вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста

Данные упражения помогут педагогам сделать свои занятия яркими и интересными....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по развитию вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Язычка»

Сценарий включает в себя  игры на развитие вокальных навыков дошкольников, которые способствуют напевному, плавному пению без напряжения....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ В.В. ЕМЕЛЬЯНОВА

Упражнения помогут развить артикуляционный аппарат ребенка и подготовить к правильному звукоизвлечению....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»

Конспект мастер- класса пригодится для работы старших  воспитателей,педагогов дополнительного образования,для воспитателей в работе с родителями....

Самообразование по теме: "Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий"

Самообразование педагога на тему:«Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий»на 2022-2023 учебный год...