проект по теме:"Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ".
проект (старшая группа) на тему

 Стопа-часть нижней конечности ,расположенной ниже голеностопного сустава.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным      особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений -укрепление связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_1.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

 

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного  возраста в ДОУ».  

                                                                                 Подготовил:

                                                                                инструктор ФК

                                                                                 Подунов Е.А.

                                                                    2018 г.

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное, и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Проблема проекта: Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.

Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.

Вид проекта: средней продолжительности.

Сроки реализации: февраль - март

ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия. 

Участники проекта: Отобранная группа детей из подготовительных групп , родители группы, воспитатели.

Задачи:

Для педагога:

1.Изучить   учебно -методическую литературу по теме «Профилактика плоскостопие у детей дошкольного возраста;

2.По итогам диагностики при помощи плантографа, следует сформировать специальную группу детей, которые в наибольшей степени нуждаются в профилактических мерах по предупреждению плоскостопия;

3.Проанализировать и подобрать физические упражнения по профилактике плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста;

4.Создать нестандартное оборудование для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Для работы с детьми:

1. Привить интерес к выполнению упражнений с нестандартным оборудованием, воспитывая желание быть здоровыми.

2.Укреплять мышцы стоп.

Для работы с родителями:

Углублять представления родителей  о  профилактических мероприятий по плоскостопию.

Ожидаемый результат: 

Для детей: повышение уровня физической подготовленности, сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях, укрепление мышц стопы и голени ног.

Для родителей: повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения,а также сформированное желание и интерес к проведению профилактики самостоятельно.

Для педагога :  уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия ;повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, приобщить детей  самостоятельно использовать предложенные комплексы упражнений.

Формы работы: (методы)

С детьми:

  1. словесные

-беседы

-объяснения

-разучивание комплексов

  1. визуальные

- показ упражнений с соблюдением техники движений;

-использование картинок по теме

С родителями:

-консультирование

-индивидуальные беседы

-объяснения выполнения упражнений

-показ пособий

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Проект будет способствовать предупреждению развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. При помощи плантографа   будет выявлена и отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети будут заниматься корригирующей гимнастикой  после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин., занятия будут проводиться групповым способом. Благодаря этим занятиям возможно своевременно и эффективно устранить нарушения свода стопы у детей. На первых занятиях дети познакомятся с предлагаемыми упражнениями и освоят их правильное выполнение. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастет и сохранится на достигнутом уровне. В конце года будет проведена повторная диагностика  . Для того чтобы профилактическая работа была успешной,  планирую  создание  полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря. Для поддержания активности и повышенного интереса детей  к этим занятиям ,я буду в своей работе использовать тренажеры и нестандартное оборудование: коврик массажный из пуговиц;-поролоновый коврик ;деревянные палочки  ;мешочки с орешками и камешками ;ребристая доска ;доска «следовая» ;короб с камушками ;короб с каштанами; массажеры  роликовые ;массажные мячи

Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, сбор информации и необходимого материала для реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.

2. Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей, оповещение о начале его реализации

3. Анкетирование родителей, провести профилактические беседы.

4 Оформление информационного стенда для родителей.

5.Участие родителей: Сбор бросового материала (крышки от пластмассовых бутылок) для изготовления массажных ковриков.

6.Диагностическое обследование стоп детей, отбор группы .

7.Создание предметно-развивающей среды:

 -  Изготовление массажных дорожек.

  - Изготовить картотеку игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

8.Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление  и формирование сводов стопы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1.Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”. 

 2.Беседы - рассуждения с детьми: «С чего начинается физическая культура», «В здоровом- теле здоровый дух», «Как следить за ногами».

3.Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 4.Буклет для родителей: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» 

5.Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление своими руками нетрадиционного оборудования для массажа стоп.

6.Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики «Здоровые ножки».

7.Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия. 

8.Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. 9. Во время основного этапа проводились следующие  комплексы упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия:

КОМПЛЕКС №1 «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА СТОП»

КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"

КОМПЛЕКС №3 «С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ»

КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ"

КОМПЛЕКС №5 "МАТРЕШКИ"

КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

КОМПЛЕКС№7 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»

КОМПЛЕКС№8 «ЗАГАДКИ»

(В конце каждого занятия-хождение по дорожкам здоровья.)

10.Показ и обьяснение родителям специальных упражнений, направленных на укрепление  и формирование сводов стоп.

11.Домашнее задание родителям : фото- отчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Проведение сравнительной диагностики стоп.

2.Проведение мастер класса с родителями. « Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия ,из  подручного материала».

3.Анализ проектной деятельности . Подведение итогов

4.Фотоальбом «В стране здоровья»

Основные понятия.

Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава.

Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами. Походка неуклюжая.

Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.

Механизмы реализации проекта.

№ п/п

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на профилактику плоскостопия Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у ребенка» составление картотеки:игры и упражнения по профилактике плоскостопия

Беседа с детьми: «С чего начинается физическая культура»

Изготовить нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик поролоновый, коврик с пробками, мешочки с орехами, короб с каштанами)

февраль

Инструктор физической культуры

2.

Просмотр презентации: «Правильная стопа – залог здоровья». Беседа с детьми:

«Как следить за ногами»

Консультация для родителей:

«Как правильно выбрать ребёнку обувь ?»

Хождение по дорожкам здоровья

февраль

Инструктор физической культуры

3.

Консультация для родителей: «Пальчиковая зарядка для ног».

Беседа с детьми в зоровом теле –здоровый дух» Буклет «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостпоия».

март

Инструктор физической культуры

Работа с родителями.

  Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» 

 Обучение родителей  специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.

Провел мастер класс с родителями. «Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из подручного материала».

Фото отчет от родителей о выполнении с детьми профилактических упражнениях с детьми дома.

Ресурсное обеспечение.

Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.

Ожидаемые результаты проекта.

Уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия

Повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием данного модуля.

Результат.

Выявлены  нарушения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря повторной диагностике видны изменения в лучшую сторону.

Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике и корекции плоскостопия. Изготовлено  нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик из пробок, мешочки с песком и камешками) .

Дети с удовольствием выполняют физические упражнения. Сформированы умения и навыки правильного выполнения движений. Дети могут самостоятельно заниматься профилактикой в домашних условиях;

Был организован мастер класс с родителями: « Изготовление нестандартного оборудования для профилактике плоскостопия, из подручного материала». Многие родители заинтересовались здоровъесберегающей технологией и готовы сотрудничать;  Родители научились правильно подбирать обувь в соответствии с ее назначением;

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - задача каждой семьи. А начинать нужно с профилактики заболеваний. Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Библиография.

  1. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергеенко «Школа здорового человека». - 2006
  2. Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». - 2009
  3. М.А. Рунова «Движение день за днем» - 2007
  4. В.Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» - 1994
  5. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» - 2007
  6. В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая Приложение к журналу «Обруч» - 1998
  7. Информационный ресурс: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/125944/Vilenskaya_-_Fizicheskoe_vospitanie_deteii_mladshego_shkol%27nogo_vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их орг...

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста...

Презентация «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Презентация «Формирование правильной осанки и  профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»...

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс можно использовать во время утренней зарядки или оздоровительной гимнастики после сна. Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Профилактика плоскостопия» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка направлена на профилактику плоскостопия, физическое развитие, привычку здорового образа жизни. Пробудить интерес к гимнастике для стоп и выучить как можно больше элементов, что...