ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
проект (старшая группа) по теме

Михайлова Марина Егоровна

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.      

 Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды
стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное. В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому
любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.          С точки зрения И. Сергеева, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства при формировании у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

Задачи проекта:

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к профилактической работе в домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

5.Формировать у детей первичные ценности представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Продуктом предлагаемого проекта является изготовление массажного коврика «Дорожка здоровья», Составление картотеки упражнений и игр по профилактике плоскостопия «Стоп – плоскостопие»

Участники проекта:

Участниками проекта были дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад» № 104 комбинированного вида г. Красноярска. На основании изучения особенностей их развития и определения уровня физической подготовленности были подобраны специальные упражнения для формирования и укрепления свода стопы.  (Приложение 3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye_nozhki.docx683.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

                                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………..3

1 Теоретические основы организации образовательной работы по профилактике плоскостопия в ДОУ……………..…6

1.1 Характеристика видов плоскостопия у детей дошкольного возраста…………………………………………...8

1.2 Роль родителей в профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста………………………………..9

2 Этапы проекта

2.1 Мотивационный этап………………………………...11

2.2 Проблемно – деятельностный этап………………….12

2.3 Творческий этап…………………………………….... 18

Заключение………………………………………………..19

Список литературы……………………………………….21

Приложения

                           

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.      

 Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды
стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное. В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому
любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.          С точки зрения И. Сергеева, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства при формировании у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

Задачи проекта:

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к профилактической работе в домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

5.Формировать у детей первичные ценности представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Продуктом предлагаемого проекта является изготовление массажного коврика «Дорожка здоровья», Составление картотеки упражнений и игр по профилактике плоскостопия «Стоп – плоскостопие»

Участники проекта:

Участниками проекта были дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад» № 104 комбинированного вида г. Красноярска. На основании изучения особенностей их развития и определения уровня физической подготовленности были подобраны специальные упражнения для формирования и укрепления свода стопы.  (Приложение 3)

Задача педагога ДОУ – Состояла в сборе информации для дошкольников и их родителей по профилактике плоскостопия, также в подборе комплекса упражнений для профилактики плоскостопия; формирование у дошкольников элементарные знания по профилактике плоскостопия; оказание помощи родителям в применении комплекса упражнений для проведения профилактики плоскостопия в домашних условиях.

В ходе данного проекта, в совместной работе педагогов ДОУ и родителей проводились информационные беседы и консультации, обменивались опытом по профилактики плоскостопия в семье, что способствовало повышению педагогической культуре родителей и понимание ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка; также родители принимали участие в сборе бросового материала для изготовления «Дорожки здоровья».

Ожидаемые результаты от реализации проекта.  Реализация проекта «Здоровые ноги идут по дороге» дает возможность детям:                                        

-  Повысить родительскую компетентность по вопросам профилактики плоскостопия, включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

- Улучшить состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

-  Сформировать у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.

-  Повысить степень двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

 

1. Теоретические основы организации образовательной работы по профилактике плоскостопия в ДОУ.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
 Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования. Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.). Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

1.1 Характеристика видов плоскостопия у детей дошкольного возраста Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги. Поперечное плоскостопие возникает вследствие целого ряда причин:

- ослабление функции связочного аппарата, образующего арку стопы;

- избыточный вес, как результат – дополнительная нагрузка на стопы;

- ежедневное использование тесной обуви, обуви на высоких каблуках, с узкими носами;

- постоянные длительные статические нагрузки.

Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону. Продольное плоскостопие возникает вследствие целого ряда причин:

- как результат перенесенного рахита или чрезмерных нагрузок, в результате чего возникает слабость связочно-мышечного аппарата стоп;

- косолапости;

- механических травм лодыжки, голеностопного сустава, самой стопы;

- паралича нижних конечностей (чаще всего в результате перенесенного полиомиелита);

- как результат ношения неудобной, неправильно подобранной обуви.

В результате продольного плоскостопия происходит деформация продольного свода стоп, пяточная кость и ее сухожилие смещаются. Значительно изменяется внешний вид стопы: она становится удлиненной, а центральная ее часть расширяется. В результате того, что происходит опускание продольного свода, стопа соприкасается с полом практически всей своей поверхностью. Такие изменения негативно сказываются и на походке человека: она становится неуклюжей, при этом носки стопы при ходьбе значительно разведены в стороны.

1.2 Роль родителей в профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Стопа ребенка, образованная хрящами, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей. По статистике, этот диагноз ставят каждому третьему ребенку. Часто родители этот диагноз не воспринимают всерьёз. У детей в первые годы жизни свод стопы заполняется жировой подушкой, отчего стопа выглядит плоской. Это мнимое плоскостопие.   Жировая подушка исчезает обычно к 4 годам, а полностью стопа формируется в 7-9 лет. Советы родителям для предупреждения и лечения плоскостопия:

- Нужно делать своему ребенку массаж стоп и икроножных мышц, проводить с ним лечебную гимнастику, ножные ванны.

- Выполнять простейшие упражнения: хождение на носках, на наружном крае стопы, катание палочки.

- Можно разложить на полу мелкие предметы, которые ребенок будет собирать пальцами ног, брать и перекладывать их.

- Следить за тем, чтобы обувь ребенка была из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Желательно, чтобы она была достаточно жесткой и с хорошим задником, который держит пятку в правильном положении. Подошва, напротив, должна быть гибкой и иметь небольшой каблук. Стараться следить за тем, чтобы обувь ребенка соответствовала форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости. Она должна быть приспособлена к климату, времени года и использоваться по назначению. Помнить: жесткая обувь ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу, вызывает быстрое утомление мышц, что может способствовать развитию плоскостопия. При определении размера обуви ребенка руководствоваться длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).

- Относиться с вниманием к проблеме плоскостопия у ребенка.

- Не допускать развития этого заболевания у детей, так как оно может привести к неприятным последствиям в будущем.

- Покупая обувь, помнить: длина следа должна быть больше стопы в носочной части, перед пальцами – небольшой припуск в 10 мм. Этот запас, равный в среднем полугодовому приросту стопы, создает необходимые условия для ее естественного роста, а также обеспечивает свободное удлинение стопы, которое происходит во время ходьбы и под действием нагрузок.  Если нет припуска, пальцы постоянно будут находиться в согнутом положении, это в дальнейшем может привести к деформациям, появлению потертостей и мозолей.

2 Этапы проекта

2.1 Мотивационный этап

Физкультурный досуг

Дети входят в зал и занимают свои места и к ним приходит в гости Нолик (герой из мультфильма фиксики)

Нолик: Все ли в сборе? Все ли тут?

         Оглянитесь! Помолчите!

А потом скажите в слух:

Что вас ждет?

Дети: Нас ждет досуг!

           Пусть игры и старты, как книжки и сказки

           Украсят сегодня досуг!

Нолик: Внимание! Внимание!

Всех участников прошу

Приготовиться к старту!

Проводятся эстафеты.

1) «Кто быстрее прыгает в мешке»

2) «Не упусти мяч»

- прыжки с мячом (мяч зажат между ногами);

- передача мяча над головой;

- передача мяча между ногами.

3) «Преодолей полосу препятствий»

4) Словесная игра: «Кто больше назовет виды спорта»

Жюри подводит итоги соревнований. Награждение.

Нолик.: Чтоб расти и закаляться!

Будем спортом заниматься!

Закаляйся детвора. В добрый час!

Дети: Физкульт-ура!

Праздник заканчивается песней «Физкульт-ура!»


Дни недели

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактическая игра

«Закончи слово»

Формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу)

Выносной материал: мячик, шнур для игры, перчатки

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

.

Понедельник

16 мая

1.Коммуникация ( чтение художественной литературы) Инсценировка сказки «Ленивая внучка»

2.Продуктивная деятельность (Рисование)

Тема: «Лето к нам стучится в дверь»

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

- Утренняя гимнастика.

«Здоровые стопы» (Упражнения, способствующие формированию стопы.)

Беседа «Что такое плоскостопие»

Задачи: Дать представление детям о плоскостопии

Упражнения для профилактики плоскостопия «Ежик»

Прогулка 1

Продолжать знакомить с берёзой, её особенностями в весеннее время года, воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Угадай, что где растет»                                                                 П.И «Смелые ребята»

Трудовые поручения: Организовываю труд со всеми детьми по уборке участка от сухих веток деревьев и кустарников.

Гимнастика пробуждения « самомассаж стоп после дневного сна»

С.Р.И «Магазин»

 Упражнения для профилактики плоскостопия  (Катание мяча поочередно одной и другой ногой)

Игра «Поймай рыбку» (Формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.)

Прогулка 2

- Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.

Вторник

17

мая

1.Познание (ФЭМП)

Тема «В гостях у цифры 10»

(Закрепление счета до 10)

2.Физическая культура

(по плану педагога)

3.Художественное творчество

(лепка)

Тема: «Солнышко лучистое»

Интеграция образовательных областей:

"Художественно-эстетическое развитие",

"Познавательное развитие"

Задачи: Продолжать формировать навык лепки стопой ноги (колбаски)

Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

- Утренняя гимнастика.

«Здоровые стопы» (Упражнения, способствующие формированию стопы.)

«Беседы — рассуждения с детьми: “Что значит здоровые ноги”,

Разучивание с детьми пословиц о здоровье

Прогулка 1

Наблюдение за майским жуком.

(Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.)

П.И «Гуси»

Трудовые поручения: Посадка семян гороха.

Самомассаж с различным «веселым» оборудованием (мячики)

Чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

Игра: Кто громче? (Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.)

Прогулка 2

- Наблюдение за погодой вечером. Развивать память, внимание наблюдательность, речь.

Игра : Загрузи машину

(Формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.)

Д.И                            

«Сложи геометрические фигуры»

(формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Выносной материал:

Предложить родителям, с использованием книг, журналов, ТВ, Интернет-ресурсов, познакомиться с вариантами изготовления корригирующих дорожек и мешочков

Среда

18

Мая

1.Музыкальная деятельность

(По плану музыкального руководителя)

 2.Познание. (Формирование целостной картины мира)

Тема: «Что будет, если мы не будем укреплять наши ножки?» (Беседа о воспитание потребности в здоровом образе жизни, воспитывать чувство уверенности в себе.)

3.Художественное творчество

(Рисование)

 Тема: ««Юные художники»»

(Под загадки дети рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.)

ЗаЗ Задачи: продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать тактильную чувствительность, зрительно двигательную координацию, создавать эмоциональный настрой

- Утренняя гимнастика. Упражнения в ходьбе (для стопы)

 «Беседа: “«Игры - которые лечат»»

Разучивание стихотворения Элени Керра «Здоровье»

Прогулка 1

Наблюдение за облаками.

    (побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.)

П. И «Пингвины с мячом», «Не наступи».

 (усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.)

Трудовые поручения: Уборка участка от сухих веток.

Инсценировка сказки «Три медведя»

Упражнение: «Забавный медвежонок» (Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево. )

Прогулка 2

Игра: Загрузи машину

(Формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.)

Четверг

19

Мая

1.Музыкальная деятельность

(По плану педагога)

2.Коммуникация ( развитие речи)

Тема: « Веселые звуки и буквы»( закрепление изученных звуков и букв)

2.

3.Физическая культура ( на воздухе) по плану физ. инструктора

ТеТ

- Утренняя гимнастика. «Здоровые стопы»

Прогулка 1 

Наблюдение за разными видами транспорта. (закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.)

 Подвижная игра 

Трудовые поручения :. Подметание дорожек на участке, сбор мусора. (воспитывать желание трудиться.)

Прогулка 2

-.- Наблюдение за погодой вечером. Развивать память, внимание наблюдательность, речь.

Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы

Игра  : Загрузи машину

НОД(форма)

Образовательная деятельность в регламентируемых моментах

Игра «Угадай, где правильно»

Выносной материал: мячик, шнур для игры, перчатки, лопатки, ведра

Консультация «Правильная обувь для детей»

Пятница

20

Мая

1.Познание (конструирование)         Тема: «Массажер для ног из пробок и пуговиц» (Профилактика плоскостопия, стимулирование детей к двигательной деятельности )

2.Физическая культура

Итоговое мероприятие: Квест-игра «Веселые старты»

- Утренняя гимнастика. «Здоровые стопы»

Прогулка 1 

Зеленый ковер (повторить признаки весны, строение травянистых растений).

П .И «Пингвины с мячом», «Не наступи».

 (усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.)

Трудовые поручения: Уборка участка от сухих веток.

Прогулка 2

Продолжить наблюдение за погодой вечером, сравнить ее с утренней, отметить какие произошли изменения. Пальчиковая гимнастика "Руки вверх». -развитие мелкой моторики рук. Подвижная игра «Летает – не летает»," Упражнение на равновесие", "Филин и пташки".-развитие двигательной активности.


2.3 Творческий этап

Массажная дорожка или «Дорожка здоровья".

Дорожки здоровья являются хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика плоскостопия) с детьми разного возраста которая одновременно несет функции и развлечения, и массажа.  Бывает, что ее нет в оснащении группы и тут на помощь приходит бросовый материал, умелые руки и фантазия.  Хочу рассказать Вам об одной очень простой, но интересной идее, это – дорожка здоровья, которая появилась в нашей группе совсем недавно. Сделали её мы вместе с детьми старшего дошкольного возраста

Для чего детям нужны массажные дорожки и коврики?

Благодаря использованию разных по фактуре материалов (пуговицы, губки, грубые шнуры, наполнители и др.) ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. Развивающую массажную дорожку можно сделать своими руками, много времени это не займет, а сам процесс творческий и интересный.

Для изготовления этого чуда нам понадобится основа (плотная ткань) и массажные элементы (карандаши, пробки, брусочки, в общем, всё, что можно приклеить к основе).

Создание массажной дорожки не требует много знаний. Каждый заинтересованный взрослый может в совместной деятельности с детьми изготовить ее своими руками самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 На основании изучения особенностей развития детей 5-6 лет и определения уровня физической подготовленности были подобраны специальные упражнения для формирования и укрепления свода стопы.  (Приложение 3)

Задача педагога ДОУ состояла в сборе информации для дошкольников и их родителей по профилактике плоскостопия, также в подборе комплекса упражнений для профилактики плоскостопия; формирование у дошкольников элементарных знаний по профилактике плоскостопия; оказание помощи родителям в применении комплекса упражнений для проведения профилактики плоскостопия в домашних условиях.

В ходе данного проекта, в совместной работе педагогов ДОУ и родителей проводились информационные беседы и консультации, обменивались опытом по профилактики плоскостопия в семье, что способствовало повышению педагогической культуры родителей и понимание ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка; также родители принимали участие в сборе бросового материала для изготовления «Дорожки здоровья».

В результате реализации данного проекта «Здоровые ноги идут по дороге»:                                        

-  Повысилась родительская компетентность по вопросам профилактики плоскостопия, включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

- Улучшилось состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

-  Сформировалось у детей стойкое и осознанное желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.

-  Повысилась степень двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

Список литературы

        1.  Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.

2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, - 2005. – 96с.

    3. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.

4. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.

5. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.

6. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58

7. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. - М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” - 2005. – 96с

      8.Федоров А. , Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у   детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Приложение №1

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви. Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корректирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
  2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
  4. Ходьба по палке.
  5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
  6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
  7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
  8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

     9.  Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

     10.  Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным - вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Приложение №2

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по профилактике плоскостопия в старшей группе «Там на неведомых дорожках…».

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия.

Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе и выполнении упражнений.

Ход занятия.

Инструктор: Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?

Инструктор: Ребята, нам пришло видеописьмо, давайте посмотрим от кого.

(Видео-письмо от Василисы: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите сказки, но сегодня я не могу вам их рассказать. Случилась беда, меня украл Кощей Бессмертный и спрятал в высокую башню. Ребята, вы же знаете, как победить Кощея. Помогите, освободите. А в помощь себе найдите цветик- семицветик).

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. (Музыкальное сопровождение: «В гостях у сказки»)

А для начала, нам необходимо укрепить мышцы ног.

«Массаж ног»

В сказку мы сейчас пойдем

Приключения найдем,

Свои ножки разминайте

Не спеша все выполняйте.

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Раз сгибай, два выпрямляй

Ну, активнее давай.

Рук своих ты не жалей

И по ножке бей сильней

Будут быстрыми они

Потом попробуй, догони

По подошве как граблями,

Проведем мы ноготками,

И полезно, и приятно

Это всем давно понятно

В центре зону мы найдем

Хорошенько разомнем,

Надо с ножками дружить,

Чтобы быстрым, ловким быть.

(Дети выполняют самомассаж стоп в соответствии со словами).

Инструктор: В лесу редко мы бываем

И путей дорог не знаем

Как понять куда идти?

Чтоб Василису нам найти.

Ребята, отправляемся в путешествие по неведомым дорожкам. (Звучит музыка «звуки природы»).

По следочкам мы пойдем

На полянку попадем.

Цветик - семицветик

Быстро найдем

И Василису от Кощея спасем.

(- ходьба по корригирующей дорожке (следы)).

Перед нами поляна «Цветочная».

Цветик- семицветик,

Сказочный цветок

В нем заданья скрылись

За каждый лепесток.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

Упражнения с иглболом.

  1. И. п.: сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе.
  2. И.п : сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя поочередно то левой, то правой стопой.
  3. И. п.: сидя на стуле, мяч под стопами. Круговые движения ногами – сначала вправо, затем влево.
  4. И.п.: сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч между ногами, руки опущены. Перекатывание мяча от правой ноги к левой и наоборот.        (Катаем с напряжением)      
  5. И. п.: Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней и отдельно каждого пальчика.

Инструктор: Дальше отправляемся.

По мостику пойдем

В сказку мы волшебную с вами попадем.

     Лепесток мы открываем

      И заданье выполняем.

(-  ходьба по ребристой дорожке).

- Ой, ребята, здесь поляна

Не простая, а Грибная.

     Должны грибы собрать

     И в корзину все убрать.

(дети садятся вокруг обруча, в которых разложены грибочки, мелкий конструктор и др. Дети пальцами ног, раскладывают предметы).

Идти нам далеко,

Идти нелегко.

Болото у нас впереди,

Осторожно надо пройти.

(- ходьба по корригирующей дорожке).

Инструктор: Ребята, поляна Волшебная на нашем пути

Можно отдохнуть,

И дальше идти.

Лепесток мы открываем

И заданье выполняем.

(дети ложатся на пол, руки опущены вдоль туловища, инструктор дует мыльные пузыри, дети стараются пальцами ног лопать).

Инструктор: Лепесток мы отрываем

В сказку с вами попадаем.

В сказке много приключений, очень радостных волнений, побеждает в ней добро, ведь, оно сильней, чем зло.

Чтоб Василису нам спасти

Смерть Кощея надо найти

А Кощея смерть в игле,

Та игла лежит в яйце.

Ребята, нам нужно будет нарисовать пальцами правой ноги яйцо, а пальцами левой ноги иглу.

А теперь разорвем рисунок. Только так вы справитесь с Кощеем.

(звучит громкая музыка, появляется Василиса).

Василиса: Спасибо, ребята. Освободили вы меня, избавили от Кощея. А теперь я расскажу вам сказку … (Василиса начинает рассказывать сказку, обнимая детей, уводит из зала). Звучит тихая музыка.

Приложение №3

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

  1. Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

  1. Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

  1. Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

  1. Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

  1. Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

  1. Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

  1. Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

  1. Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

  1. Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

  1. Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Фотоматериалы реализации проекта

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5090.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5087.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5085.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5051.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5052.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5060.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5067.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5073.JPG

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_5076.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"

Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес »  Цель совместной образовательной деятел...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подарок для мамы»

Цель непрерывной образовательной деятельности: воспитание трепетного уважительного отношения к матери.Задачи непрерывной образовательной деятельности:Образовательная область «Художественно-...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....