Программы по физ.развитию
учебно-методический материал на тему

Тучина Наталья Валерьевна

Программы по физ.развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_po_fiz.razvitiyu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Выбираем программу по физическому развитию детей дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области)1, в т. ч. физическое развитие.

Образовательная область «физическое развитие» включает:

  • приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.

В настоящее время существуют разные программы по физическому развитию. Практики знают их и активно используют в работе с детьми. С учетом современных требований разрабатываются и получают распространение программы нового поколения. Это парциальные и дополнительные образовательные программы, авторы которых — научные коллективы или педагоги с большим стажем работы.

Парциальные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках2. Они предназначены главным образом для того, чтобы дополнить основную образовательную программу дошкольного образования детского сада и разработать часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Дополнительные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг.

Количество программ для ДОО увеличивается с каждым годом. Для того чтобы выбрать ту или иную образовательную программу, педагогическим коллективам необходимо подробно познакомиться с ее содержанием, а также проанализировать ресурсы своего детского сада (кадровые, материально-технические), образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов.

В рамках данной статьи предлагаем обзор парциальных и дополнительных программ по физическому развитию детей.

Парциальные программы

Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)

Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.

Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:

  • физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;
  • психологическое благополучие — программа «Комфорт»;
  • духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;
  • нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».

Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.

Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. Итогом пятилетней работы (с 1985 по 1990 г.) стала программа «Группа здоровья» — это комплексная система физического воспитания дошкольников.

В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.

Задачи программы:

  • укреплять здоровье детей;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • развивать физические качества;
  • создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
  • выявлять интересы, склонности, способности;
  • приобщать к традициям большого спорта.

Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996 г.)

Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.

Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».

Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.

Задачи:

  • сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;
  • сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
  • укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
  • развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
  • сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
  • привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
  • воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;
  • сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.

Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.

Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.

Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997 г.)

Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.

Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.

Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.

Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.

Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.

Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).

Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).

Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.

Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.

Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)

Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).

Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.

Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:

  • упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
  • упражнения на принятие и сохранения позы;
  • упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
  • спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
  • подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.

Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.

Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:

  • развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
  • формировать осмысленную моторику;
  • создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие «Развивающая педагогика оздоровления».

Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)

Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

  • «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);
  • «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;
  • «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);
  • «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;
  • «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);
  • «Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);
  • «Двигательный портрет дошкольника „рисует“ методика игрового тестирования»;
  • «Создай тренажеры сам»;
  • «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции»;
  • «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:

  • любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
  • начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
  • начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);
  • в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
  • все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
  • чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;
  • для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.

Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.

Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007 г.)

Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В структуре программы представлены следующие разделы:

  • «Познавательная деятельность»;
  • «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;
  • «Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;
  • «Закаливание детей»;
  • «Организация рационального питания»;
  • «Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;
  • «Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».

Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях.

Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» (авторы — О.В. Бережнова, В.В. Бойко, 2016 г.)

Это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей в контексте преемственности дошкольного и начального общего образования.

Разработана в качестве дополнения к образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основными положениями профессионального стандарта педагога3.

В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, в т. ч. с нарушениями развития. А также системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для формирования общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, воспитания инициативности и самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Программу могут использовать педагоги дошкольных групп образовательных организаций, семейных дошкольных групп, групп кратковременного пребывания, малокомплектных и частных детских садов.

Дополнительные программы

Программа «Старт» (авторы — Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, 1997 г.)

Данная программа характеризуется как творческая двигательная программа с элементами спортивной и художественной гимнастик, цирковой акробатики. Она основана на наблюдениях за самостоятельной деятельностью детей. Более десяти лет программа апробировалась в нескольких детских садах г. Москвы.

Главный принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова: «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста».

Цель программы: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.

Задачи:

  • применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка на основе определения уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
  • выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта;
  • сформировать у детей устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы;
  • осуществлять выполнение программ минимума и максимума через игровые формы обучения и создание развивающей среды;
  • выработать у дошкольников устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни;
  • сформировать представления о здоровом образе жизни и устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой любимый вид спорта станет неотъемлемой частью.

Особое внимание авторы уделяют организации развивающей среды, играм с обычными (бытовыми) предметами с целью развития творческих способностей.

Для реализации программы рекомендуются спортивные снаряды: гимнастическая стенка, канат-шест, турник, кольца, веревочная лестница, бум, батут, рукоходы, горизонтальные и наклонные лесенки, мячи, кегли, обручи, палки, биты, мешочки, санки, лыжи, велосипеды, самокаты.

В процессе организации физического воспитания по данной программе комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующий ДОО, воспитатель.

Программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» (авторы — Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, 2000 г.)

Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Цель программы: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

  • укреплять здоровье дошкольников;
  • совершенствовать их психомоторные способности;
  • развивать творческие и созидательные способности.

Содержание программы представлено несколькими разделами:

  • танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика, игрогимнастика, игротанцы;
  • нетрадиционные виды упражнений: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подражательные игры, игры-путешествия;
  • креативная гимнастика.

Программа обучения плаванию в детском саду (автор — Е.К. Воронова, 2003 г.)

Цели программы: обучить детей дошкольного возраста плаванию, сформировать осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями; укрепить здоровье посредством закаливания; создать основы для разностороннего физического развития (развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы).

Задачи: сформировать у детей навыки плавания, бережное отношение к своему здоровью, навыки личной гигиены, умение владеть своим телом в непривычной среде.

В ходе реализации программы особое внимание уделяется созданию эмоционального отношения ребенка к выполняемому заданию. Для этого тренер проводит игры-эстафеты. При обучении базовым плавательным движениям используется метод контрастных заданий, основное правило которых — контрастность, а не переход от простого к сложному. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря этому они быстрее и легче осваивают новые движения.

В программе имеются приложения: перечень средств, методов и методических приемов для обучения детей плаванию, план распределения учебного материала для всех возрастных групп.

Программа «Играйте на здоровье»(автор — Л.Н. Волошина, 2004 г.)

Данная программа представляет собой систему обучения элементам спортивных игр посредством занимательных игровых упражнений и игр-эстафет.

Цели программы: оптимизировать деятельность педагогов по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, достижению «запаса прочности» здоровья, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности.

Задачи:

  • сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  • содействовать развитию двигательных способностей;
  • воспитать положительные морально-волевые качества;
  • сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Содержание программы разработано на основе:

  • общедидактических принципов и ведущих положений дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса;
  • комплексного подхода к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре, а также приемов руководства организованной и самостоятельной двигательной деятельностью;
  • максимальной вариативности использования предложенного содержания (на физкультурных занятиях, динамических часах, в секционной, индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности).

Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста «Невская ракетка» (автор — А.А. Морозова, 2006 г.)

Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется в течение одного года обучения.

Цель программы: сформировать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

Содержание программы направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные задачи:

  • укреплять здоровье дошкольников;
  • улучшать их физическое развитие;
  • совершенствовать костную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы;
  • повышать работоспособность и защитные свойства детского организма.

Образовательные задачи:

  • совершенствовать освоенные умения;
  • формировать новые двигательные навыки, в т. ч. игры в настольный теннис;
  • развивать специальные физические качества посредством специальных упражнений с разными мячами (координационные способности — меткость, глазомер; способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений; скоростные способности; выносливость — общая и специальная);
  • развивать психофизиологические процессы (восприятие, мышление, память, наблюдение и сравнение);
  • прививать навыки и привычки личной и общественной гигиены;
  • формировать способность к самостоятельному показу и объяснению простых физических упражнений и подвижных игр.

Воспитательные задачи:

  • приобщать дошкольников к строгому соблюдению режима дня, ежедневным занятиям физическими упражнениями не только в детском саду, но и дома, используя накопленный опыт;
  • воспитывать положительные черты (организованность, самостоятельность, активность и дисциплинированность), нравственные (честность, справедливость, взаимопомощь, бережное отношение к физкультурному инвентарю и ответственное выполнение поручений) и волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, настойчивость в преодолении трудностей и выдержка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Рабочая учебная программа общеразвивающей направленности на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие» Венгера Л.А. для детей 3-4 лет

Программа призвана обеспечить разностороннее развитие детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личност...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"

Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по  ФГОС программа "Истоки"...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"

Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по  ФГОС программа "Истоки"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...