Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»
консультация на тему

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubaykinoy_n.yu_.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть - семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Поэтому в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой и актуальной. Педагоги и родители хотят видеть своих детей уверенными в себе, умеющими четко произносить все звуки родного языка, грамотно и четко строить предложения. Несмотря на активное применение инновационных технологий, количество детей с различными речевыми нарушениями не уменьшается. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Психологи считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Ведь правильное и своевременное физическое развитие и воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Семья – это первая ступенька овладения ребенком родного языка. В семье он приобретает первый опыт общения, проявляется его речевая активность. Детский сад – это вторая ступень вхождения в социум, где ребенок вступает в общение со своими сверстниками. От умения общаться, выражать свои мысли, от коммуникативных способностей зависит его дальнейшее развитие личности. Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам он должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами речи.

Познавательно-речевое развитие - одно из направлений по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В помощь таким детям в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Использование комплекса разнообразных средств и методов способствует умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности ребенка. Взаимосвязь специалистов, учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагога-психолога, помогает успешно преодолевать речевые нарушения у детей.

С целью корректировки у детей недостатков речевого развития в физкультурно–оздоровительную работу активно вводятся элементы логоритмики. Мною выбраны упражнения: на развитие ритма, выразительной стороны речи с использованием разной интонацией; развитие мелкой моторики и общей моторики.

Коррекция речевых и двигательных недостатков детей с нарушением речи средствами логоритмических упражнений стала основной целью моей работы с детьми с ОВЗ.

Для успешной реализации плана ставятся следующие задачи:

1. Создание условий для проявления и развития детской индивидуальности

2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимание и стремление к здоровому образу жизни;

3. Коррекция недостатков речевого и физического развития у детей посредствам логоритмических упражнений.

4. Формирование физической и социальной готовности к обучению в школе.

В дошкольном возрасте дети с нарушением речи обращают на себя внимание. У таких детей прослеживается замедление физического развития, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в общении и обучении. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развиваякоммуникативные способности, мы помогает ребенку адаптироваться в социуме.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет речедвигательная деятельность. К ним относятся:

1. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

2. физкультурные занятия;

3. активный отдых (физкультурные досуга и праздники, дни здоровья);

4. самостоятельная двигательная деятельность;

5. индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

Логоритмика – это система двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов, и общей моторики. Упражнения на развитие голоса, речи, речевого дыхания, темпа и ритма проводиться с музыкальным сопровождением и без него. Речевой материал доступен детям, понятен. Используя игровые упражнения на утренней гимнастике, дети становятся более активными, они быстрее пробуждаются и готовы к дальнейшей образовательной деятельности.

Например,

пальчиковая гимнастика - это песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Динамические упражнения, включают в себя разные виды ходьбы, бега, маршировки со словесным и музыкальным сопровождением.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры, помогают развивать речь, внимание, умение ориентироваться в пространстве и чувства ритма.

Артикуляционная гимнастика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. Помогает укреплению мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Дыхательные упражнения, направлены на формирование глубокого вдоха, так как у многих детей дыхание поверхностное.

Упражнения регулирующие мышечный тонус (сжимание и разжимание кулачков, изображение холода – тепла, походим как… медведь и т. д.)

Счетные упражнения, проводятся для выбора водящего, ведущего, центрального.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям, способствует развитию мышечно-двигательной и координационной сферы.

Статические упражнения.

Упражнение на развитие словотворчестваразвивает память ребенка и расширяет активный словарь детей.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на физкультурных занятиях положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные двигательные навыки, но корректируют нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Таким образомвзаимодействие педагогов: логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и, конечно, воспитателя приводит к положительным результатам. У дошкольников общими усилиями развивается связная речь, обогащается словарь детей, развивается художественная, выразительная сторона речи, а так же развивается чувство ритма, темпа, общая и мелкая моторика, что является неотъемлемой частью растущего детского организма.

Библиография:

1. Гончарук Г. «Игровая физкультура» М., 2004.

2. Картушина М. Ю «Логоритмика в детском саду» М., 2007.

3. Прищепа С. С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» М., 2009.

4. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. ,2009.

5. Третьякова Т. А. ,Суровцева С. Б. ,Кирьянова О. В. «Комплексные занятия с детьми 6-7 лет» Волгоград, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области социально – коммуникативное развитие, художественно = эстетическое развитие. во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в сказку».

Здравствуйте, мои родные, ребятишки озорные..  Я  вас  приглашаю  сегодня  попутешествовать и отправится в удивительную волшебную  сказку «Сказку добра»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.Упражнять в употреблении глаголов действия.Учить составлять описательные расск...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»

Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения  ориентироваться в окру...

«Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и физическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательн...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие раздел «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Игры с картиной «Кошка с котятами»

Цель: Усвоение общей схемы составления рассказа по сюжетной картине.  ЗАДАЧИ:Образовательные:- познакомить детей с поэтапными алгоритмами по составлению рассказа по сюжетной картине .- позна...