Здоровьесбережение детей как неизменный фактор формирования жизнеспособного подрастающего поколения.
статья на тему

Никулина Екатерина Сергеевна

В суете сегодняшней жизни взрослые люди порой забывают о своем здоровье и элементарных правилах его сохранения. Но наше новое поколение заслуживает того, чтобы с раннего детства им заложили базу понятий и навыков для поддержания своего физического состояния в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorovesberezhenii_microsoft_word.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Никулина, М.А. Лахина,  МКДОУ д/с 15, г.Острогожск.

Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей дошкольного возраста большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеет те или иные отклонения в состоянии  здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Здоровье – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

 Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

 Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие :

 - способность к развитию и формированию личных креативных черт;

 - высокий уровень коммуникативной, профессионально-эстетической и рефлексивной культуры;

 - знание функционирования психологических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствование человека;

 - умение прогнозировать итоги собственной деятельности;

 - способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здороьесберегающих технологий.

 Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

 Прогулка- один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

 Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный процесс, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.

 Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движения и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

 Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая и уменьшая количество повторений.

 Кроме подвижных игр , в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Упражнения на полосе препятствий, проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным  факторам внешней среды.

 ФГОС ДО базируется на основополагающих принципах : поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализации программ дошкольного образования и исследовательской деятельности, творческой активности.

 Именно поэтому для поддержания детской инициативы мы выбрали инновационную здоровосберегающую технологию «Квест».

 Образовательная деятельность в формате «Квест»- замечательно вписывается  в концепцию, заданную ФГОС ДО.

 «Квест» ( поиск, предмет поисков, поиск приключений)- путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Эта форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

 По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В.), при применении  «Квест»- технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Эта технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технологических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная  и интеллектуальная активности ребенка.

 Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей.

 Роль педагога – определение образовательных целей «Квеста», составление сюжетной линии игры, организация поисково-исследовательской образовательной деятельности.

 Основными критериями качества этой педтехнологии выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый «Квест» в уникальный продукт. «Квест » с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

 В целях оздоровления организма ребенка  во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и средних группах  это воздушные ванны и ходьба по координирующим дорожкам, дыхательная гимнастика.  В старших группах – массаж стопы, гимнастика на постели.

 Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.

 Дети показывают высокий уровень физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития  основных движений у детей.

 Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив  развития каждого ребенка.

   

                           Литература

  1. Бабенко Е.А. Как помочь детям стать здоровыми.- М.: «Астрель», 2003.
  2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: «ВАКО», 2004.
  3. Сокол И.Н. Классификация «Квестов».-М., 2014.
  4. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.- Казань: «Школа»,200

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Игра в современном мире, как один из факторов формирования познавательных интересов у детей

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Здоровьесбережение детей как неизменный фактор формирования жизнеспособного подрастающего поколения

Здоровьесбережение детей как неизменный фактор формирования жизнеспособного подрастающего поколения...

Использование нетрадиционного оборудования как метод здоровьесбережения детей в ДОУ и формирования основ здорового образа

Использование нетрадиционного оборудоваания как метод здоровьесбережения детей ДОУ...

Физкультминутки как фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения,слуха,мышцы кистей рук и всего туловища,часто длительно на...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...