Консультация для воспитателей «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Дронова Нина Николаевна

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_8.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Дронова Н.Н.

Консультация для воспитателей

«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей

дошкольного возраста»

        «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский  

Что  же  такое  здоровье?  В  дошкольном  детстве  закладывается  фундамент здоровья  ребенка,  происходит  его  интенсивный  рост  и  развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о воспитании  здорового  ребенка  является  приоритетной  в  работе  каждого дошкольного учреждения.

Здоровье –это  совокупность  физических  и  психических  качеств  человека, которые  являются  основой  его  долголетия,  осуществления  творческих  планов, создания  крепкой  дружной  семьи,  рождения  и  воспитания  детей,  овладения достижениями  культуры.  Здоровый  и  развитый  ребёнок  обладает  хорошей сопротивляемостью  организма  к  вредным  факторам  среды  и  устойчивостью  к утомлению,  социально  и  физически  адаптирован.

 В  дошкольном  детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие,  формируются  основные  движения,  осанка,  необходимые  навыки  и привычки,  приобретаются  базовые  физические  качества,  вырабатываются  черты характера.

Здоровье -это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно

всем -и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.

Дошкольное  детство - очень  короткий  период  в  жизни  человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни -одна из ключевых целей в системе дошкольного  образования.  И  это  вполне объяснимо –только здоровый  ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании  фундамента  физического  и  психического  здоровья.

 До  семи  лет ребёнок  проходит  огромный  путь  развития,  не  повторяемый  на  протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем  здоровье,  воспитывать  у  него  заинтересованность  и  активность  в саморазвитии и самосохранении. Педагогам дошкольных учреждений необходимоработать в этом направление только совместно с семьёй, так как  важный субъект  начального звена системы является –семья.  Она  создает  условия  для  первичной  ориентации  детей  в  организации  здорового  образа  жизни.  Семья  остро  нуждается  в  помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад,  имея  свои  особые  функции,  не  могут  заменить  друг  друга  и  должны взаимодействовать  во  имя  полноценного  развития  ребенка.

  Главная  задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни

–  формировать  разумное  отношение  к  своему  организму,  учить  вести

Здоровый образ  жизни  с  раннего  детства,  владеть  необходимыми  санитарно-гигиеническими навыками

-  Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы  формирования  здорового  образа  жизни  в  оптимальном  сочетании  со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привычка  к  здоровому  образу  жизни —это  главная,  основная,  жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств  физического  воспитания  детей  дошкольного  возраста  в  целях  решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни,  побудить  ребёнка  самостоятельно  и  активно  формировать,  сохранять  и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни —это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,  адекватное  поведение  в  различных  ситуациях,  дети  могут  оказаться  в неожиданных  ситуациях  на  улице  и  дома,  поэтому  главной  задачей  является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования  культурно-гигиенических  навыков  у  детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит,  будет  ли  она  способствовать  укреплению  здоровья,  физическому  и  психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая  культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человекуощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка  к  гигиеническому  индивидуализму:  своя  расчёска,  своя  постель,  свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. В  детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище  ориентировать  детей  на  здоровый  образ  жизни,  дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы  ей  не  заразиться.  Пути  решения  задач:  занятия,  игры -занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия,  игры,  спортивные  мероприятия,  праздники,  беседы,  чтение литературы,  использование  эмоционально-привлекательных  форм.  Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Несомненно, главными союзниками  в этой работедолжны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем  детей.  Выслушать  их  просьбы  относительно  питания,  сна,  одежды  ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только строго с согласия родителей. Главное, в первую очередь направитьработу и доказать, что без их  участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад –два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. В  этих  целях  необходимо  широко  использовать различные  формы сотрудничества:  беседы,  консультации,  семинары,  родительские  собрания, совместные  праздники,  анкетирование.  Проводить  дни  открытых  дверей  с демонстрацией  методов  и  приемов  работы  с  детьми, показывать  разные  виды  физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни детского сада. Красочные наглядные  стенды  в  приемных  должны  знакомить  родителей  с жизнью  детского  сада,  с  Конвенцией  о  правах  ребенка,  с  возрастными  особенностями детей. В уголках для родителей необходимо поместить информацию практической направленности, приводить интересные факты, давать рекомендации воспитателей  и  специалистов.

В  результате  такой работы,  использовании различных  форм  и  методов  общения  с  родителями,  должна  повыситься  педагогическая  грамотность  родителей;  повыситься  культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду.  Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок,  целиком  и полностью  зависит  от  взрослых,  и  они,  бесспорно,  несут ответственность за счастье и здоровье детей.

В  соответствии  с  Законом  “Об  образовании”  здоровье  детей  относится  к приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  сфере  образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Поэтому  перед  каждым  педагогом  возникают  вопросы:  как  организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную  нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? .Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для  практики:  как  эффективно  организовать  воспитательно -образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода  к  организации  воспитанияи  обучения  с  позиции  трех  принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Здоровьесберегающие  технологии  в  дошкольном  образовании- технологии, направленные  на  решение  приоритетной  задачи  современного  дошкольного образования - задачи  сохранения,  поддержания  и  обогащения  здоровья  детей, педагогов и родителей.

 Здоровьесберегающие  технологии  используемые  в  системе дошкольного  образования  отражают  две  линии  оздоровительно - развивающей работы:Приобщение детей к физической культуре

Использование развивающих форм оздоровительной работы. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:  Стретчинг –не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.  со  среднего  возраста  в  физкультурном  ил  музыкальном  залах, либо  в  групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2 - 5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в  себя  элементы  гимнастики  для  глаз,  дыхательной  гимнастики  и  других  в  зависимости от вида занятия. Подвижные  и  спортивные  игры – как  часть  физкультурного  занятия,  на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности

Ежедневно  для  всех  возрастных  групп.  Игры  подбираются  в  соответствии  с возрастом  ребенка,  местом  и  временем  ее  проведения.  В  детском  саду  мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.  Можно  использовать  спокойную  классическую  музыку  (Чайковский, Рахманинов,  звуки  природы.)  В  нашем  детском  саду  создан  специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика  пальчиковая – с  младшего  возраста  индивидуально  либо  с подгруппой  ежедневно.  Рекомендуется  всем  детям,  особенно  с  речевыми проблемами.  Проводится  в  любой  удобный  отрезок  времени  (в  любое  удобное время) .

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 - 5 мин. в любое свободное время в зависимости  от  интенсивности  зрительной  нагрузки  с  младшего  возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно -оздоровительной  работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика  корригирующая –в  различных  формах  физкультурно-оздоровительной  работы.  Форма  проведения  зависит  от  поставленной  задачи  и контингента детей.

Гимнастика  ортопедическая – в  различных  формах  физкультурно -оздоровительной  работы.  Рекомендуется  детям  с  плоскостопием  и  в  качестве профилактики болезней опорного свода стопы/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие –2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя  гимнастика  является  одним  из  важнейших  компонентов двигательного  режима,  ее  организация  должна  быть  направлена  на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе  является  важнейшим  средством  воспитания  общей  выносливости  у дошкольников.  Оздоровительные  пробежки  с  детьми  старшего  дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий,  во  время  утренней  прогулки.  При  проведении  оздоровительного  бега должен  осуществляться  индивидуально - дифференцированный  подход  к  детям.

Детям 5 - 6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем ДА –один круг.

 Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные –2 круга.

Вначале  проводиться  небольшая  разминка  для  всех  групп  мышц.  В  самом начале дети бегут «стайкой». Первые один -два круга воспитатель бежит с ними, следя  за  их  самочувствием.  Уставшим  детям  предлагают  сойти  с  дистанции,  а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и  бегут  в  равномерном  темпе.  Выносливым  детям  предлагают  самостоятельно пробежать еще один - два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна.

 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7 -15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели;

- самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Проблемно - игровые  (игротреннинги  и  игротерапия)

– в  свободное  время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры

–1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из несколькихчастей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия –в различных формах физкультурно -оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов,...

Консультация для родителей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрыта задача и приёмы работы с дошкольниками 5-го жизни в работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью....

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

Очень важно, чтобы в дошкольный период у ребёнка закладывались основные навыки по  формированию осознанного отношения к здоровью. Кроме этого в дошкольном периоде детства отмечается более тесная ...