«Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, через знакомство с органами чувств»
консультация (старшая группа) на тему

Гусева Ирина Валентиновна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №77

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

на Педагогический совет №2

«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через усовершенствование развивающей среды для

двигательной активности дошкольников»

«Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, через знакомство с органами чувств»

Подготовила :  воспитатель высшей категории

Гусева И.В.

октябрь, 2014 год

г.Раменское

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. Считаю, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу. 

Одной из основной цели моей педагогической деятельности на этот учебный год является: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.

В начале работы над этой темой, я провела первичный опрос, с целью выявления знаний детей о своем организме, о значении правильного питания и личной гигиене. Согласно результатам опроса – только 5% детей могут рассказать о том, что находится у них внутри и 10% называют части тела и их функции.

         Для осуществления поставленной цели выдвинула ряд задач:

1)​ Создать и обогатить развивающую среду в группе;

2)​ Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

3)​ Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.

4)​ Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Для начала решили обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам.

Пополнили спортивный уголок в раздевалке, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени.

Изготовили дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».

 В своей работе использую такие формы организации обучения:

— ООД  (фронтальные, групповые, комплексные);

— беседы;

— проблемно-игровые ситуации, логические задачи;

— дидактические и сюжетно-ролевые игры;

— экскурсии, наблюдения;

— экспериментирование;

— встречи с медработниками.

 Свою работу организовала  по тематическим блокам:

  •  «В гостях у Мойдодыра»
  •  «Как я устроен»
  •  «Если хочешь быть здоров»
  •  «Уроки Неболейки»
  •  «Помоги себе сам».

При построении такого плана учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.

В начале учебного года, мы с ребятами путешествовали по «городу Чистоты и Порядка», обсуждали ситуации, требующие мытья рук. Обращала внимание детей на то, что в одних случаях руки следует мыть «до», а в других «после» определенных действий. Предлагала посчитать и сказать, сколько раз в день мы моем руки в детском саду. Основные гигиенические правила, дети закрепляют, работая с алгоритмом мытья рук.

Во время приема пищи, обращаю внимание ребят на опрятность и соблюдение гигиенических правил. Задаю вопросы:

— Почему нельзя есть грязными руками?

— Почему нельзя доедать что-то за другим человеком?

— Можно ли есть и одновременно играть с животными?

Вместе с детьми  читали сказку Т. Шарыгиной «Муха Грязнуха» и сделали вывод: опасно ли быть неряхой?

Использовала игровую ситуацию «Вредные советы», в которых дети не слушались и делали все наоборот – не умывались, не причесывались.

Следующий тематический блок озаглавила «Как я устроен», направленный на развитие представлений о строении своего тела.

Вначале провела занятие на тему: «Какие мы», на котором обратила внимание детей на то, что все мы люди, похожие друг на друга формой своего тела, но отличаемся по возрасту, цвету глаз, волос.

Предложила разложить карточки с изображением человека в разном возрасте в том порядке, в каком человек изменяется со временем. – «Как человек растет». Предложила  детям такое упражнение: стать перед зеркалом и по очереди поднять руки, ноги, покачать головой, пошевелить пальчиками. При этом обращаю внимание на то, какие они у них красивые, умелые, ловкие, веселые. Использую при этом веселую ритмичную музыку, под которую детям легче двигаться. Это дает возможность почувствовать свое тело, увидеть, как работают его части.

Для закрепления знаний детей о частях тела провожу игры «Конструктор тела», «Путаница», «Покажи правильно». В логической задаче «Что было бы, если…» дети высказывают свое мнение о том, зачем нужны части тела, может ли человек обойтись без них.

Большая работа проводилась по теме «Моя кожа». Объясняла, что благодаря коже – мы можем «ощущать». Чтобы узнать, что это такое, проводила эксперименты: потрогать гладкую обложку книги и провести по шершавой поверхности; почувствовать тепло своей щеки и холод оконного стекла; если на ладонь положить тяжелый предмет – то ощутишь давление, а если уколешь палец – боль. Использовала игры «Сундучок ощущений», «Что полезно для кожи, что вредно».

В ходе этой темы предусмотрела ряд мероприятий по ОБЖ. Совместно с детьми рассматривались опасные ситуации, которые приводили к травмам; учились оказывать первую медицинскую помощь при порезе, ссадинах, укусах насекомых. Рассматривали и обсуждали то, что опасно и вредно для их кожи: солнечный загар, чрезмерное охлаждение; как поступить, чтобы предупредить несчастный случай.

Для закрепления полученных знаний были организованы сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь»,  «Служба спасения».

Отмечаю, что дети затрудняются рассказать о том, что болит, что они чувствуют, переживают, не умеют объяснить причину своего недомогания. А в игре они учатся обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что их беспокоит. Заостряю внимание детей на том, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и не бояться этих визитов.

Продолжая знакомить детей с органами чувств, подвожу детей к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предлагаю детям объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво даю детям хорошие понятия, что такое органы чувств.

Д        ля более осознанного усвоения материала детьми организовывала исследовательскую деятельность, проводила дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал».

Познакомив детей со строением своего тела, формирую умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать. Такому тематическому блоку я дала название «Если хочешь быть здоров». Здесь вырабатываю у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

Вместе с детьми рассматриваем карточки иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Предлагаю вспомнить: есть ли у них знакомые, которые ведут себя неправильно, не соблюдают режим дня? Спрашиваю: как это может отразиться на их здоровье? Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использую ситуации – провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?» Рассматривая фотографии спортсменов, спрашиваю: почему у них хорошо развиты мышцы, благодаря физическим упражнениям. Провожу игры «Хорошо – плохо», «Делаем зарядку».

Использую различные формы организации физической активности: физминутки,   пальчиковую и дыхательную гимнастику, массаж.

Провожу работу с родителями по данному направлению, с целью повышения валеологической грамотности, создания валеологического пространства в семье и детском саду. Считаю, что если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе.

Использую такие формы работы: консультации в форме решения проблемных ситуаций, наглядная информация и информация в родительском уголке.

Подводя итог можно отметить, что родители заинтересованы в проведении мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. На практике убедилась, что семья станет партнером детского сада в этом процессе, если лучики света и добра, которые идут от детского сада, не погаснут в каждом доме, где растет маленький человек, а проникнут в него и сделают его светлее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей положительного отношения к своему здоровью.

Прививать санитарно-гигиенические навыки,потребность быть здоровым....

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...

Развитие у детей бережного отношения к своему здоровью

laquo;Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении з...

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу....