Работа с сенсорной коробкой в летний оздоровительный период.
учебно-методическое пособие на тему

Знакомство педагогов ДОУ с возможностью использования сенсорной коробки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.

Задачи:

1.Показать  педагогам  возможность использования в летний оздоровительный период нетрадиционного оборудования  для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования сенсорной коробки для развития фантазии, внимания, координации движений.

3. Развивать творческие способности педагогов при помощи игровых упражнений с пособием.

Предварительная работа:

1. Отбор и изучение литературы по проблеме развития.

2. Подбор нетрадиционного материала .

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1. Практическое освоение  важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.

2. Активизация познавательной деятельности участников на мастер-классе;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.

4. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Оборудование:

Сенсорная коробка с наполнением фасолью.

Мелкие игрушки по темам: человек, транспорт, игрушки, животные.

Ход мастер-класса:

Моторика пальцев и тактильные ощущения должны развиваться с первых лет жизни. Детям недостаточно обычных игрушек, потому что со временем они привыкают к мягкому зайчику или твердому холодному роботу. Чтобы у ребенка развивались разносторонние ощущения и вызывались не только мысленные, но и тактильные ассоциации при упоминании того или иного слова, и были придуманы и разработаны сенсорные коробки.

Сенсорная коробка развивает тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений. Большинство современных методик немало внимания уделяют мелким предметам, ощупыванию, перебиранию сыпучих веществ и прочим тактильным играм. И недаром: свойство психики ребенка таково, что он большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. И ещё: часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами. Это значит, что играя с крупами и небольшими предметами, ребёнок не только познает мир, но и развивает речь.

В сенсорной коробке может находится любой наполнитель: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями, горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая, макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие, семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное, снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки, бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики, песок (сухой и мокрый, лоскуты ткани, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки,  кусочки поролона, ватные шарики, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пуговицы, деревянная стружка. Главное, чтобы это не было опасно для детей.

Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, грабли, мисочки, чашки, сито, воронка.

Большинство сенсорных коробочек наполнены чем-то сыпучим, и в них можно играть так же, как в песочнице: пересыпать наполнитель из емкости в емкость, закапывать и откапывать предметы. 

Важно, чтобы предметов было немного. Лучше несколько раз поменять содержимое сенсорной коробки, чем выдать все предметы разом. Ведь ребенку нужно место, чтобы свободно пересыпать наполнитель, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.Сенсорная коробка поможет ребёнку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, закапывать, пересыпать, исследовать и просто играть.

Основой сенсорной коробки может быть: коробка из-под обуви, крышка от торта, тазик, контейнер, большая миска. Можно взять поднос для тонкого слоя наполнителя.

Предлагаю несколько вариантов детских игр с сенсорной коробкой:

1.Наполнить предметами на определённую тему.

Например: Новый год – это наполнитель соль, ёлочные игрушки, ёлочка, фигурка деда Мороза, снеговики, снежинки.

Дети отыскивают предметы, обыгрывают сюжет. Можно пригласить игрушечного персонажа и предложить отыскать ему друзей.

2. Дети отыскивают группы предметов однотипные ( например - машинки: легковые и грузовые, делят их на группы) и разнотипные ( например – животные и машинки, делят их на группы по определённым признакам).

3. Старшим детям можно предложить несколько групп предметов для сортировки или  разных найденных предметов придумать какой-то сюжет.

4. Можно смешать фасоль и манку, предложить рассортировать, просеяв через сито. Дети знакомятся с признаками предметов.

5. Смешать два крупных наполнителя, предложить  рассортировать.

6. На мелком наполнителе (манка, песок) можно рисовать.

7.  «Рисование» фасолью. Воздушный шарик ,флажок, ёлочка, солнышко.

Можно использовать схемы.

8. Просто пересыпание из чашки в чашку.

9. Можно сделать тематические коробки. Дет  ничего не ищут, а просто обыгрывают сюжет на заданном пространстве. Например:

Птицы

Семечки подсолнуха или любые «птичьи» семена, перья, лопатки, кормушка для птиц и фигурки птиц.

Болото
Вода с зеленым красителем, крупные камни, игрушечный крокодил.

Вариативность  игр зависит только от вашей фантазии.

Приготовьтесь к тому, что, играя дети могут просыпать наполнитель, пробовать на "зуб". Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками, а не для еды. Детей дошкольного возраста очень привлекают макароны, крупы и прочие съедобные продукты.

На дворе лето, много времени дети проводят на улице. Сенсорная коробка - универсальная вещь, в которую можно играть детям разных возрастов. Можно не боятся, что что-то просыпется на пол, ковер искачкается.

Когда емкость наполнена, добавьте инструментов. Лопатки, ложки, совки, ведерки, стаканчики идеально подходят для пересыпания и переливания. Часто в сенсорных коробках используют пинцеты, щипцы, мини-грабли, садовые перчатки.

Ее использование помогает развивать мелкую моторику, усидчивость, воображение.

Лучше иметь несколько сенсорных коробок, учитывая интересы и предпочтения детей. Все игры индивидуальны, но есть общие правила организации игры:

-игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

-игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание ребенка на другой вид деятельности.

-поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазеры.

-не будьте занудами, не отвлекайте ребенка, не критикуйте и не ругайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

Перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в старшей группе на летний оздоровительный период

Перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в старшей группе «Незабудки»на летний оздоровительный период 2015 г....

ПЛАН воспитательно-образовательной работы в средней группе на летний оздоровительный период

ЦЕЛЬ:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движ...

План работы младшей разновозрастной группы на летний оздоровительный период.

Познакомить с работой детского сада в летний оздоровительный период....

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы работы по физическому развитию в летне-оздоровительный период»

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошко...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....