Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья на тему

Гильмутянова Юлия Валерьевна

Аннотация: в статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации к формированию культуры здоровья в условиях детского образовательного учреждения. Предложены конкретные приемы работы, которые помогают достичь необходимых результатов в сфере здоровьясбережения дошкольников. Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным в решении проблем формирования здорового образа жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Задача сохранения здоровья детей в стенах дошкольного учреждения всегда была первостепенной. Перед педагогами ДОО стоит непростая, нелегкая задача – наряду с обеспечением сохранения самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, способствовать формированию у детей оберегающего, осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, приобретению детьми элементарных навыков здорового образа жизни.

Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности/В.Г.Яфаева. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников 2013.– С. 3-5/ . Здоровье человека закладывается в детстве. Мы педагоги должны учитывать все тонкости черты характера подрастающего поколения. Кроме  того, мы считаем, что следует уделить особое внимание грамотному построению здорвьесберегающего пространства в условиях дошкольной организации, предполагающей: создание высокой гигиеничной, развивающей предметной среды; использование современных средств оздоровительно-профилактической работы; организацию эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности детей; обеспечение максимально возможной двигательной активности детей. Считаем, что организовать такое здоровьесберегающее сопровождение детей дошкольного возраста под силу педагогу, обладающему высоким или хотя бы достаточным уровнем профессиональной компетенции в данной сфере. Сегодня уже не требует доказательств то,  что  укрепление здоровья дошкольников, является одной из главных педагогических задач. Это значит что, педагог должен нести ответственность за здоровье детей. Во-первых – сохранять, поддерживать и укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в детский сад. Во-вторых, воспитывать у него целостное отношение к собственному здоровью, обучать его основам здорового образа жизни.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая, система оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Чтоб достичь полноценных результатов, мы педагоги работаем совместно с родителями, которая включает:

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики здоровья ребенка.

2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

3. Использование наглядной информации в родительских  уголках., папках-передвижках, консультаций.

3. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, разнообразные виды закаливания, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, элементы арт-терапии и т.д.).

4. Совместные досуги, развлечения, праздники.

Беседуя с родителями о ребенке, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегаем к примерам, описанным в литературе. Мы не сравниваем конкретного ребенка с другими детьми, потому что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуально: то хорошо и нормально для одного ребенка, не всегда целесообразно и полезно для другого. Если обучать ребенка ДОУ может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны его семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь необходимо учитывать две особенности:

  1. Здоровый образ жизни, которому учат дошкольника дома, может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться.
  2. Здоровье ребенка важно для каждого родителя и поэтому организация сотрудничества ДОУ с семьей на этой основе особенно продуктивна. По результатам анкетирования 70% семей воспитанников поддерживаю ЗОЖ у детей, 30% - не всегда.

При организации занятий мы учитываем эмоциональный настрой детей. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями». Поэтому, если вы хотите вызвать у детей нужные вам формы обучения, позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ребенке во всех моментах воспитательно-образовательного процесса. И чтобы достичь этого мы стараемся во время учебной, игровой деятельности включать здоровьесберегающие технологии такие как,  хромотерапия (цветотерапия) – это когда энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Играем в дидактические игры «Покрывало Феи», « Зажги радугу», «Цветной круг», «Радужная страна». Здоровьесберегающие технологии для психического развития детей: психогимнастика – упражнять  детей в выразительном изображении отдельных эмоциональных состояний человека, коррекция настроения и отдельных черт характера. Используем такие игры как, «Холодно-жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища), «Игра с шишками» (на напряжение и  расслабление мышц рук), Пантомима «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица) ;  психорелаксация – способствует снятию психоэмоционального напряжения – «Отдых на море»;  кинезиологические упражнения - способствуют повышению стрессоустойчивости, активизации мыслительной деятельности, улучшению памяти и внимания.- «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование»; музыкотерапия – способствует расширению и развитию эмоциональной сферы. Для уменьшения агрессивности, непослушания, необходимо обратиться к классике: И.Бах «Итальянский концерт», Ф.Гайдн «Симфония». Музыка для релаксации: Т.Альбиони «Адажио», Л.Бетховен «Лунная соната».Ф.Шуберт «Аве Мария». Музыка для свободной деятельности: А.Вивальди «Времена года», Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайкрвский «Детский альбом». Музыка для пробуждения после дневного сна: Э.Григ «Утро», Ф. Мендельсон «Песня без слов», П.Чайковский «Вальс цветов»;  игры с элементами смехотерапии – «Шурум-бурум», «Царевна Несмеяна», «Сержусь и радуюсь»., комплексы игрового стретчинга – система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела – «Утенок Кряк», «Веточка», «Рыбка»., самомассаж кистей и пальцев рук для развития мелкой моторики рук (шишками, зубными щетками, карандашами, бигудями, мячики-ёжики, шариками Су-Джок,  и т.д.). А так же используем дыхательную и зрительную гимнастику.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном процессе и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности. Очень важно, чтоб ребенок чувствовал себя уютно в образовательной среде, с хорошим настроение шел на занятия, был заинтересован в учебе, адекватно общался со сверстниками, воспитателями и родителями.  А также получал знания и навыки по сохранению своего физического, психологического и нравственного здоровья.

Оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий показала, что данная работа с детьми оказалась результативной. Анализ работы по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей нашей группы показал снижение заболеваемости, снижение уровня тревожности, улучшение состояния здоровья.

Культура здоровья не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать культуру здоровья, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры здоровья в условиях детского образовательного учреждения

Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ  Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные ма...

Сообщение на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"

Сообщение и презентация на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"...

Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка

Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло на...

Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения

Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка

Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием и обучением детей, родители должны владеть основными педагогическими знаниями, умениями и навыками, чтобы создавать необходимые условия  для эффектив...

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В данной статье определяется влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...


 

Комментарии

В СТАТЬЕ ЗАТРОНУТА ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ТЕМА- ТЕМА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. Не секрет, что в последние годы значительно ухудшилось здоровье населения страны, особенно детей. У большинства детей не сформировано чувство ответственности за свое здоровье, у многих не хватает элементарных знаний о здоровье, умений оберегать и сохранять его. В статье предложены конкретные приемы работы, которые я с удовольствием использую в своей работе. Спасибо.

Не секрет, что в последнее время значительно ухудшилось здоровье населения страны, особенно детейУ большинства детей не сформировано чувство ответственности за свое здоровье, у многих не хватает элементарных знаний о здоровье, умений оберегать и сохранять его.В вашей статье предложены очень интересные приемы, которые я с удовольствием использую в своей работе с детьми.