Релаксационные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников.
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Садырина Светлана Федоровна

Современные  дошкольники порой загружены не меньше взрослых, посещая  детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Эмоциональные перевозбуждение приводит в тонус мышцы тела. Нервная система дошкольников далека от совершенства, им сложно контролировать процессы возбуждения и торможения. Нельзя запретить ребенку переживать то, что он в данный момент переживает. Можно ограничить форму проявления негативных эмоций.

        Для формирования эмоциональной стабильности важно научить ребенка управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы. Дети достаточно быстро осваивают метод релаксации.

        Жизнь детей  постоянно сопровождается звуковым  фоном. Радио, телевидение превращают в некие «звуковые обои». Терапия звуками природы является одним из лечебных направлений традиционной медицины. Хорошо известно, что звуки природы очень полезны, а особенно для людей, живущих в крупных городах.  Звуки природы положительно влияют на самочувствие, помогают полностью расслабиться и дают огромный  запас энергии.

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап:     Лечь удобно и расслабиться.

2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап­: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед настроем

         Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

 «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения для снятия

психоэмоционального напряжения дошкольников.

         Современные  дошкольники порой загружены не меньше взрослых, посещая  детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Эмоциональные перевозбуждение приводит в тонус мышцы тела. Нервная система дошкольников далека от совершенства, им сложно контролировать процессы возбуждения и торможения. Нельзя запретить ребенку переживать то, что он в данный момент переживает. Можно ограничить форму проявления негативных эмоций.

        Для формирования эмоциональной стабильности важно научить ребенка управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы. Дети достаточно быстро осваивают метод релаксации.

        Жизнь детей  постоянно сопровождается звуковым  фоном. Радио, телевидение превращают в некие «звуковые обои». Терапия звуками природы является одним из лечебных направлений традиционной медицины. Хорошо известно, что звуки природы очень полезны, а особенно для людей, живущих в крупных городах.  Звуки природы положительно влияют на самочувствие, помогают полностью расслабиться и дают огромный  запас энергии.

Среди натуральных звуков обычно выделяют следующие группы:

•        гроза, дождь, звук грома;

•        пение птиц, китов или звуки других животных;

•        треск поленьев в огне;

•        звук текущей воды, плеск волн, звуки моря или океана, водопада;

•        шелест травы и деревьев.

        В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап:     Лечь удобно и расслабиться.

2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед настроем

         Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

 «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие.все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).  Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).                                                            

        Для развития слухового внимания, на прогулке обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Предложите детям определить звуки с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице».

      Звуки природы могут стать отличным способом релаксации в любой день, оказывают  лечебное воздействие при гипертонии, хронической переутомляемости, стрессах и головной боли. вовсе не обязательно ждать стресса,  это может стать ежедневной практикой, увеличивающей стрессоустойчивость.

Подготовила педагог-психолог Садырина С.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА " Релаксационные упражнения для снятия напряжения"

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение....

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы...

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, с...

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища,рук,ног.

Эти упражнения вызывают у ребят самые положительные эмоции....

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица.

В данном материале представлен комплекс упражнений для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов....

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

В данном материале представлены упражнения для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов....

Интернет - ресурсы "Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками"

Изучаю совеременные подходы, методы, по использованию релаксационных упражнений с целью коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников....