ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
статья на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazebnaya_e.i._statya.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Лазебная Е.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13

«Солнышко» города Губкина

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья» (Приказ по ФГОС ДО от 17.10.2013г №1155) на первый план и уделят особое внимание использованию в педагогической деятельности ДОО здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающая технология - это система мер, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка в период его обучения и развития. Здоровеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 «Солнышко» города Губкина Белгородской области  является образовательным учреждением оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение их к здоровому образу жизни, в рамках введения ФГОС ДО,  для нашего детского сада является значимым и приоритетным.

Анализ состояния здоровья воспитанников показывает отсутствие детей с I группой здоровья. Из 45 воспитанников детского сада 40 детей имеют II группу здоровья, 4 воспитанника- III группу здоровья, 1 ребёнок- V группу здоровья. В основном, все воспитанники нашего учреждения - это дети, контактирующие с заболевшими туберкулёзом, поступившие в учреждение по направлению  тубдиспансера: из очагов туберкулезной инфекции, из асоциальных семей, семей опекунов. Зачастую такие дети с раннего возраста уже имеют патологии в здоровье: проблемы с осанкой, заболевания органов дыхания, кожными заболеваниями, дети группы ЧБД. 

Углубленное рассмотрение сложившейся ситуации показало с одной стороны, что современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья тубинфицированных детей дошкольного возраста, а с другой стороны, отсутствие интереса в семьях воспитанников к проблеме здорового образа жизни, отнесение предпочтений к медикоментозному лечению и полное игнорирование родителей двух составляющих здоровья ребенка -душевного и психосоциального благополучия. Поэтому то и возникла необходимость в создании соответствующей модели здоровьесохраняющего образовательного пространства в дошкольном учреждении.

      В поисках новых подходов к оздоровлению детей, используются  технологии, базирующиеся на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей детского организма с отклонениями в здоровье (с положительной туберкулиновой пробой или детей, контактных с заражёнными, кожными заболеваниями, детей с нарушениями осанки, плоскостопием),  индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью. 

Организация работы со всеми участниками образовательного процесса строится с опорой на определенный стиль профессионального поведения, предполагающий диалог, сотрудничество, партнёрское взаимодействие, главным образом, в создании оптимальных условий для продуктивного взаимодействия педагогического коллектива, медицинского персонала, родителей воспитанников в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В единстве организуется лечебно-профилактический и образовательный процесс, который опирается на учет специфики инфицирования дошкольников микробактериями туберкулеза и сопутствующими у них заболеваниями.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактическая технология. Основными задачами этой деятельности является:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

-отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья),

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания (хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой; контрастное воздушное закаливание,

-организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, витаминизация, полоскание горла противовоспалительными травами, отвар шиповника в осеннее - зимний период, щадящий режим в период адаптации, фиточаи и т.д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов. Для обеспечения оптимальной нагрузки на ребенка, с целью защиты от переутомления и дезадаптации, регулярно планируется проведение интегрированных занятий. Учитываются организационные условия для реализации индивидуального подхода к ребенку: организуются занятия по подгруппам (в ДОУ 3 разновозрастных группы), организовано психологическое обеспечение образовательного процесса. Особая роль отводится гигиеническим мероприятиям по профилактике утомления отдельных детей на занятиях.

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Основные требования к здоровьесберегающей образовательной среде в нашем учреждении полностью соответствуют ФГОС ДО. Условно их можно разделить на три группы: технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса, технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса, психолого-педагогические технологии сопровождения реализации  ООП ДО.

Особое внимание в группах воспитатели уделяют созданию экологической среды, воздействующей на тубинфицированного ребенка всей совокупностью средовых факторов. Это гигиенические требования, регламентированные СанПиНами: соблюдение освещенности: режима проветривания, требований к мебели и т.д.; воздушная среда, влияющая на сохранение здоровья дошкольников, использование в работе приёмов видеоэкологии, воздействующей на психику, а через нее - на здоровье зрительных образов. Неотъемлемая часть здоровьесберегающей среды - культурологическая среда, предполагающая интеграцию в образовательный процесс феноменов культуры и искусства. Воспитатели и узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель-логопед, педагог-психолог) постоянно используют на занятиях арт -, библио-, музыко, изотерапию. 

2. Физкультурно-оздоровительная технология. Направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и овладение физической культуры дошкольниками;

-формирование основ здорового образа жизни: формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;  формирование знаний о способах оздоровления средствами закаливания

-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;

-накопление первичных представлений о видах спорта и приобщение к спортивным играм.

Организация физического воспитания оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма тубинфицированного ребенка, ход его физического развития, содействие овладению необходимыми движениями. Исходя из специфики детского сада оздоровительной направленности, вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в системе. Формы организации физического воспитания включают в себя три физкультурных занятия в неделю для каждой возрастной группы (2 - в групповом помещении, 1 - на воздухе). При организации прогулок за основу берётся  двигательная активность, включающая проведение подвижных игр, закаливание, трудовая деятельность. Дети под руководством воспитателей часто ходят в мини-походы, на экскурсии за пределы ДОУ. Этому способствует расположение детского сада в парковой зоне, рядом с городским прудом и комплексом цветочных малых архитектурных форм (своеобразная ароматерапия). 

Интенсивную двигательную активность тубинфицированным и контактным детям обеспечивает скорректированный режим дня. Детскому организму для гармоничного физического развития необходимо ежедневно не менее 2 – 2,5 часов активных занятий, которые включают в себя разнообразные движения, элементы спортивных игр и упражнений, подвижные и народные  игры и другие физические нагрузки. В общем режиме дня, помимо традиционных мероприятий, широко используются элементы корригирующей, дыхательной гимнастики, самомассаж, точечный массаж, упражнения на коррекцию плоскостопия («дорожки здоровья» в группе и «тропа здоровья» на улице).

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Основная задача этой деятельности - обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В образовательной деятельности с детьми используются формы и методы в соответствии с их возрастным особенностям. Взрослый и ребенок действуют как равноправные партнёры. Воспитатели уделяют внимание эмоциональной стороне взаимодействия с дошкольниками, направленного на нейтрализацию их агрессии и «мышечных зажимов». В работе с детьми применяется психогимнастика, релаксационные упражнения, звуко-, аромотерапия; создаются минутки тишины..

4.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, и быть не переутомлен работой. В течение года педагог-психолог проводит различные семинары-тренинги, практикумы, направленные  на ознакомление работников ДОУ с приемами релаксации и снятия напряжения, консультирует педагогов по вопросам сохранения психического здоровья дошкольников.

        5.Технологии валеологического просвещения родителей.  Для ребёнка родители-это главный пример для подражания. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Поэтому так важно донести до родителей мысль о единстве требований в детском саду и дома к ребенку, вооружить родителей необходимыми знаниями. Этому способствуют информационные стенды в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления, привлечение  родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); различные консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

      6. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

 

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка, педагогов и родителей ДОУ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС

Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и ос...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Из опыта работы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в детском саду...

Совершенствование образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках социального партнерства

Совершенствование образовательного процесса дошкольного учрежденияв рамках социального партнерства...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»

    Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...