Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей. (из опыта работы Минашкиной Елены Валерьевны воспитателя подготовительной группы №3)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Минашкина Елена Валерьевна

Из опыта работы. Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей.

(из опыта работы Минашкиной Елены Валерьевны воспитателя подготовительной группы №3)

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности, а также основы здорового образа жизни. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети вынуждены значительное время находиться малоподвижной позе. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения.

В нашей подготовительной группе (возраст6-7лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно сосудистой и дыхательной системы.

Режим дня нашей группы направлен на закаливание организма ребенка. В теплый период прием ребенка в детский сад ежедневно ведем на улице, если на улице нет сильного ветра и дождя. За это время дети играют в спокойные игры на участке, сюжетно - ролевые игры, словесные игры, проводим наблюдения за природой, беседы. Утренняя гимнастика также проводится на улице (за исключением зимы, ненастной погоды) или  в хорошо проветриваемом помещении, в облегченной одежде. Когда на улице тепло, то снимаем куртки, шапки, перчатки, расстегиваем пояса, развязываем шарфы. Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате, дети надевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей. Дети не перегреваются в помещении.

Прогулка является мощным средством закаливания организма. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину _ до обеда и во вторую половину дня _ после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15С и скорости ветра более7м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводиться при температуре воздуха нижи минус 15С и скорости ветра более 15м./с.,  для детей до 4 лет, а для детей 5- лет при температуре воздуха ниже минус 20С и скорости ветра более 15м./с..

Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подбираем подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, проводим гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организуем трудовую деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдение за природой и окружающим миром, беседы, организуем сюжетно-ролевые игры, проводим индивидуальную работу с детьми с учетом возрастных особенностей).

После дневного сна проводим гимнастику «Побудки». Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.  Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве), выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи  платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д. При этом еще укрепляются  своды в связке стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней), затем полностью босиком по 3-4 минуты. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 минуту и постепенно доводится до 15-20 минут. Смысл хождения босиком заключается в закаливание кожи стоп, которое происходит главным образом под действием низких температур пола и земли.                                                  

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

С детьми три раза в неделю проводятся физкультурные занятия, одно из них на улице. Переодевание для занятий также способствует закаливанию организма, так как некоторое время он получает воздушную ванну. В нашем ДГ проводятся спортивные досуги, развлечения, праздники (зимой в зале).

Дети очень любят воду.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней). Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя. В результате систематического закаливания нормализуется состояние нервной системы. Повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшению настроения.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдение принципов :

Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Например: постепенное облегчение одежды в весенние время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т. д.

Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня.

Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол).

Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева способствует физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой основана на коротком активном вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы.

Методика дыхательных упражнений йогов позволяет сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Двухфазное йоговское дыхание помогает вдыхать то одной, то другой ноздрей.

Звуковая психорегуляция дыхания М.Л.Лазарева направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.

Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской повышает защитные свойства слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей.

Детям все процедуры очень нравятся, мы проводим их в игровой форме.

Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи и в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы - снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении психического и физического здоровья детей»

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях....

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду....

Анализ деятельности МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко» по проблеме сохранения психического и физического здоровья детей.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских сад...

выступление на педагогическом совете по теме «Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»

Что включает в себя понятие психического здоровья?Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, ...

Роль образовательной организации в сохранении психического и физического здоровья детей.

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У нег...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов, родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

В детском саду здоровье рассматривается с трех позиций: здоровье физическое, здоровье психическое и здоровье духовно-нравственное, что является необходимым условием полноценной жизни ребенка в период ...