Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!

Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  сохраннее, самокритичнее, привыкает думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_word_2.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Я представляю детский сад№15 с. Кабанск. Тема моего мастер – класса «Шашечный дебют».

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!

Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  сохраннее, самокритичнее, привыкает думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребёнка.

Обучать детей игре в шашки я начинаю со старшей группы, т.к., в этом возрасте дети могут играть по установленным правилам, у детей более устойчивое внимание и усидчивость.

        Но знакомство с шашками начинается гораздо раньше. Ещё в младшей группе кукла «Шашечная Королева» дарит детям комплект шашек и в ответ на вопрос детей – что это такое? начинается постепенная работа по ознакомлению детей с игрой в шашки. Прежде всего, необходимо дать ребёнку возможность обследовать руками фигурки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).

        Сейчас я попрошу сюда выйти 6 человек, вы будете моими помощниками.

Вот 3 комплекта шашек, подумайте, в какие игры с шашками можно предложить детям младшего возраста (предлагаю слушателям придумать, как можно поиграть с шашками: строительство пирамидок с чередованием цвета, лесенка, выкладывание цветочка, солнышка)

        Потом появляется доска (предлагаю придумать игры с доской: зайчик прыгает по чёрным клеткам, лисичка по белым, путешествие по доске, ракета летает с одного угла доски на другой и т.д.)

Затем предлагаю такие игры как «Стрелялки», «Уголки», «Кто быстрее расставит шашки». Сейчас  я предлагаю вам побыть на месте детей и поиграть, а разновидности игр по шашкам.

        Непосредственно обучать игре в шашки начинаю с 5 лет.

Обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному, главное ,чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно.

Знакомить детей с новым материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказать детям о правилах игры можно в виде сказки или в стихотворном варианте. Шашки – это храбрые воины, доска это поле битвы.

         Мы с детьми заучиваем стихотворение, которое очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

        (Я буду проговаривать стихи, а вы будете двигать шашками  в соответствии с текстом).

        1.Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой!

        2.Шашки медленно, но метко шагают лишь по чёрным клеткам!

        3.Наверно, простым шашкам не везёт, что ходят шашки лишь вперёд.

4.Знают все: и стар и млад, шашкой рубим вперёд – назад!

5. Шашка соперника сразу погибнет, если твоя её перепрыгнет!

6. Полям вдруг конец настанет, сразу  шашка «Дамкой «станет!

7.Чтоб твою «дамку» не поймали, ход её по всей диагонали!

8.Цель игры – побить «врагов» и чтоб им не было ходов!

        В группе у нас такая традиция, перед началом игры в шашки мы  с Шашечной Королевой вспоминаем правила игры. (Правила на экране).

        Хотелось бы обратить ваше внимание, что во время игры в шашки стараюсь распределять детей таким образом, чтобы ребёнок играл не только с игроками сильнее, но также слабее него (победы в игре будут стимулировать его, а вот частый проигрыш может отрицательно  повлиять на дальнейшее желание ребёнка играть в шашки). Важно каждого ребёнка хвалить время от времени и никогда нельзя критиковать за проигрыш – это отобьёт у него желание играть в шашки. В случае поражения учу детей  не огорчаться, а делать выводы, учу анализировать ошибки и верить в победу.

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют интерес к игре. Поэтому стараюсь  подпитывать интерес детей, для этого мы с детьми довольно часто ходим на экскурсию в Дом творчества, где посещаем кружок «Русские шашки», руководителем которого является Еланов В.Г., мастер спорта России по шашкам.  70% выпускников моей группы после выпуска из детского сада занимаются в кружке «Русские шашки» в Доме творчества.

Каждый год мы с детьми участвуем в спортивной акции «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим», где дети и родители участвуют в соревнованиях в игре в шашки. На площадке царит игровой азарт, желающих сыграть партию в шашки бывает достаточно .

Стало доброй традицией перед выпуском в школу проводить «Шашечный турнир», где дети и родители встречаются в честных шашечных соревнованиях. Шашечный турнир посещает сама «Её величество Королева Шашек».

Всем очень нравится, дети  и родители довольны совместно проведённым временем. Все участники награждаются медалями и подарками.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих социальную успешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Победа в III Межрегиональном Фестивале «Десятилетие Детства: дошкольное образование XXI века - педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

Межрегиональный Фестиваль «Дошкольное образование XXI века» приобрел статус традиционного, который проводится третий раз и привлекает большое внимание педагогического сообщества.Целью Фест...

Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"

Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования....

Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования 2020

IV Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века - педагогические инициативы, диалог, сотрудничество...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Сборник тезисов "II Межрегиональный фестиваль педагогических идей INoKruf - 2023"

Представлен опыт работы по теме: «Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детско...

Статья в сборнике VII Межрегионального Фестиваля педагогических идей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ»

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ) Все лучшее, что ес...