"Решающая роль здорового образа жизни"
статья на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития ребенка. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность и лишь при использовании всех факторов, мы добъемся результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_zhizni.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Решающая роль здорового образа жизни»

Аннотация: физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития ребенка. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность и лишь при использовании всех факторов, мы добьемся результатов.

Ключевые слова: создание всех необходимых и благоприятных условий для бедующего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие здоровый образ жизни порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 5 лет. Но это вовсе не означает, что здоровый образ жизни - явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что её истоки лежат во временах прошлого.
Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд. лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн. лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация - качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни.
Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл.
Зарождение здорового образа жизни напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной деятельности.
Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание. Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость здорового образа жизни в укреплении здоровья эллинов.  Аристотель, изучая душу человека, впервые выделяет в физической культуре три направления: нравственное, умственное и физическое. В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо,  К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского,  А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

Состояние здоровья наших детей является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья дошкольников и формирование у них здорового образа жизни, сегодня имеет приоритетное значение, о чем свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье». 
Неслучайно в последнее время повышается роль Высшей школы как социального развития, формирующего полноценного, как здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.
       Целью физического воспитания и образования в детских содах является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у дошкольников сознательного и активного отношения к физической культуре.
Цель реализует адекватные ей задачи:
- создание условий для реализации принципов здорового образа жизни;
- усвоение детьми принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом;
-сохранение и укрепление здоровья детей;
-активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
-сохранения и укрепления здоровья посредством действующей информационно  образовательной системы детского сада, привлечению к  занятию физической культурой, туризмом и спортом.
Поставленные цели и задачи предполагают соблюдение следующих принципов:
-физическое воспитание  является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья у детей;
-доступность оздоровительных мероприятий для ребят;
-непрерывность оздоровительных мероприятий на протяжении всего детства.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

В современном обществе остро стоит вопрос формирования осознанной потребности в занятиях физической культурой, ведении здорового образа жизни. В то же время педагогическая наука испытывает недостаток в средствах и методах формирования ценностного отношения к физической культуре в системе образования. Поэтому перед нами взрослыми стоит задача заниматься не только оздоровлением детей, развитием их физических качеств, но и созданием условий формирования способствующей этому среды, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Особенно остро стоит этот вопрос в процессе образования, поскольку именно в этом возрасте происходит самоопределение, выбор идеалов, примеров для подражания и как следствие закладывается фундамент для формирования тех ценностей личности, которые будут определять дальнейшую жизнедеятельность детей. Потенциальные возможности физической культуры настолько велики, что способны стать основой при решении самых сложных задач в нашей жизни.
Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования здорового образа жизни россиян становятся сверх актуальными.
Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации.
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого - либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине,(а не ходит пешком), кушает с книгой. А спроси у него: "Что же такое здоровье?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас но, скорее всего, будет поздно… Когда приходит разочарование, но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное, нет…  А всё потому, что люди вовремя не смогли уловить ценность фразы «Движение- жизнь!»…

Список использованных источников

1. Антипова, Е.П. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами// Теория и практика физической культуры.- 2010.-№3.-с.48-50.
2. Аристотель. Собр. Соч.- Т.1.- Кн.8/Аристотель.- М., 1978.-с. 223-224.
3. Большой энциклопедический словарь.- М., 1999.-с.1048.
4. Бирюков С.В. Модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях страны /С. В. Бирюков// Материалы 4-й Всероссийской научно- практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г.- М., 2007.- с.24-29.
5. Зотова, Ф.Р. Коррекция психического состояния детей средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры.-2009.-№5.-с.83-87
6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.- М.:ГЦИФК,1992.
7. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания.- М .: Теория и практика физической культуры, 2005.-185 с.
8. Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности// Теория и практика физической культуры.-2009.-№5.-с.25-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...

Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" «Роль прогулки для здоровья детей. Одежда и обувь в весенний период».

Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное о...

Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....