Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования.
методическая разработка на тему

Коноркина Виктория Юрьевна

Мастер класс для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_na_22.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих  технологий на занятиях дополнительного образования.

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе на занятиях дополнительного образования.

Задачи:

  1. Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, познакомить с методикой проведения;
  2. Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми разных возрастов;
  3. Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.

Актуальность: применение здоровьесберегающих технологий является одной из приоритетных задач в учебно-воспитательном процессе.
Забота о сохранении здоровья воспитанников -важнейшая обязанность педагогического коллектива и самого ребёнка. Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущерблён и не адаптирован в реальной жизни. Детям, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Именно в подростковом  возрасте закладываются основы знаний, так как это  начало сознательной активности, возраст формирования нравственных идеалов и важнейших личностных качеств, недостаток которых бывает трудно восполнить впоследствии.

В настоящее время доказано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные – 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.  

На протяжении нескольких лет наш центр работает над проблемой формирования культуры безопасности жизнедеятельности воспитанников школьного возраста. Главными составляющими КБЖ является здоровье и ЗОЖ, нравственность и гражданственность, а также знания, умения, навыки  безопасного взаимодействия с окружающей средой. Вот почему главными приоритетами для нас в работе с детьми является здоровье и безопасность воспитанников. Работа в этом направлении для нас традиционна и ведется систематически.

Воспитательный компонент, который реализуется через работу кружков здоровьесберегающего содержания и систему традиционных массовых мероприятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

 Цель   нашей   встречи:   сегодня   мы проведем с вами мастер класс по   обмену   опытом  использования  здоровьесберегающих  технологий   в системе дополнительного образования, используя системно -  деятельностный подход.

Здоровьесберегающие технологии целостная система воспитательно -оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий направленных на укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в работу здоровьесберегающих технологий. На своих занятиях использую здоровьесберегающие образовательные технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период реабилитации в СРЦ, сформировать у него за короткий период необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одна из важнейших задач – это сохранение здоровья детей:

в физическом плане (умение справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость)

в социальном плане (коммуникабельность, общительность)

в эмоциональном плане (уравновешенность, способность удивляться, восхищаться);

в интеллектуальном плане (умение проявлять хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость );

в нравственном плане ( признание общечеловеческих ценностей).

Для этого важна правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение занятия с учетом работоспособности обучающихся;

- соблюдение гигиенических требований к учебному кабинету;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях.

Рассмотрим некоторые способы сбережения здоровья детей на занятиях.

 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого воспитанника и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии  дифференцированного обучения, технологию критического мышления, игровые технологии. Я назвала те, что использую в своей работе это разумеется не все но именно об этих я бы хотела сегодня рассказать. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных  решений, средств  и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Одним из основных видов дифференциация  является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).

В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения:

1)внутренняя (без выделения стабильных групп)

2)внешняя (с выделением стабильных групп).

В своей работе я использую следующие методы и формы дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала: игровой метод, исследовательский, метод создания проблемно- поисковой ситуации, групповую, индивидуальную работу, работу в парах; систему « подсказок» воспитателя, направленных на активизацию мыслительной деятельности; комбинированные занятия с применением ИКТ  (Информационно-коммуникационные технологии) . Также дифференцированные задания для развития психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления. Применяю дифференцированную самостоятельную работу ( по интересам, по уровню сложности, по объёму). Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний , умений детей. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ребенка и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.

Цели использования дифференцированного обучения

• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных детей.

Принципы

• Учет индивидуальных возможностей детей.

• Вариативность материала для детей с разным уровнем умственного развития.

• Вариативность познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

• Ориентирование на адаптацию и развитие воспитанников.

Сейчас проведем на практике метод создания проблемно- поисковой ситуации. Группа делится на 2 подгруппы по 2-3 человека, выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди зачитывают, эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение.

Предложения: – курение должно быть запрещено во всех публичных местах;

– алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества;

 – нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы;

 – женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей.

Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи. Время на работу в подгруппах (3–5 человек) — 10–15 мин.

Таким образом, в результате организации образовательного процесса на основе технологии дифференцированного обучения повышается качество овладения знаниями ; у детей возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению на занятиях, наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня, базисный минимум усваивают практически все воспитанники. Основным же показателем эффективности технологии дифференцированного обучения является то, что дети начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких жизненных результатов.

Технология критического мышления

Критическое мышление - это-открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт;

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Дети должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Использовать технологию критического мышления мне помогает прием кубик Блума.

Прием "Кубик" Блума

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет детям реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы,задания;
– создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Методика использования кубика «Блума»

 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать. Мы с вами попробуем освоить эту технику на теме «Правильное питание».

Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Сейчас мы рассмотрим это на примере сказки.

                            Муха-Цокотуха на новый лад

Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо

Муха по городу гуляла,

Книжку в парке почитала,

Надоело ей читать, решила снова погулять.

Шла спокойненько по парку,

Встретила пчелу-знахарку,

Поболтала с ней немножко.

-Здравствуй, кумушка  моя,

Как делишки у тебя?

-Ой, привет! Ты похудела?!

-На диетах я сидела и немножко похудела! На кремлевской, голоданье и раздельное питанье. А сейчас совсем не ем, пью водичку и компот.

Даже любимый бутерброд мне не лезет больше в рот.

- Ты совсем с ума сошла. Разве можно, дорогая, так издеваться над собой! О здоровье ты подумай, станешь ты совсем худой, да к тому же и больной энорексией .    

-Постой, такой болезни я не знаю.

-Знаешь, лучше б и не знать. Это когда не хочешь кушать и худеешь с каждым днем, превращаешься в скелета и от тела твоего не остаётся ничего.

С этим лучше не шутить.

-Слушай, милая моя, чем критиковать меня, посоветуй  что-нибудь  и отправлюсь дальше в путь.

-Цокотуха, дорогая, спортом больше занимайся, ешь целебные продукты: мед, все овощи и фрукты. Шейпинг, фитнес, физкультура и красивая фигура!

Что ж, голубушка, пока, мне спешить уже пора.

-Знать прислушаюсь к советам. Только денег совсем нету.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Наконец-то повезло! Запишусь на фитнес, буду пресс качать и о прошлом буду только вспоминать.

-Заниматься нужно спортом сегодня, завтра и всегда!

-Физкультура, физкультура и красивая фигура!

Буду в зал я собираться.

-Спорт, походы и кружки   вот тебе лекарство от таски.

Назови- предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Главных героев? Какой болезнью могла заболеть муха?

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.

Например: почему Кумушка пчела забеспокоилась о Мухе?

Объясни. Это вопросы уточняющие.Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Объясни ты уверен в правильности совета Пчелы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.

-Ты действительно думаешь, что Муха вела себя не правильно по отношению к своему здоровью?

-Ты уверен правильно  ли поступила Муха решив начать заниматься спортом?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Воспитанник должен объяснить ,как использовать то или иное задание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например. Предложи , как бы ты поступил если бы был на месте Пчелы или на месте Мухи?

Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например. Придумай свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!»,

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Переходим к следующей.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах занятия, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

· психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

· педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

· решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими тирующих реальные.

 «Деловой театр».

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Деловая игра — моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. Деловую игру с учащимися средних и старших классов можно проводить в проектных играх, при необходимости выработать общее решение. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.

Особенности организации

В деловой игре выделяют следующие этапы:

1. Планирование

2. Подготовка

3. Введение в игру

4. Разделение участников на группы

 5. Изучение ситуации

6. Обсуждение ситуации в группах

7. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление)

8. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп

9. Разбор оптимального варианта

10. Общая дискуссия

«Создание клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни»

Группа работает в режиме проективной деловой игры. Она становится телестудией, сотрудники которой разрабатывают проект клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни». Группа разбивается на подгруппы, которые создают для себя тексты (10–15 предложений), сценарий (последовательность событий), разрабатывают живые картины (что делают члены группы, раскрывая идеи текста), выбирают жанр (фантазия, триллер, реализм, мелодрама, трагедия, драма, комедия и т.д.) и подбирают музыкальное и шумовое сопровождение. Интерактивные методы обучения 27 Ведущий может распределить жанры следующим образом: 1-я подгруппа — песня, 2-я подгруппа — стихи, 3-я подгруппа — рисунки, 4-я подгруппа — коллаж,5-я подгруппа — мини-спектакль и т.п. Каждая подгруппа показывает свой проект. Затем происходит обсуждение, на ватмане записываются признаки здорового образа жизни и тех действий, которые необходимы для его реализации.

Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.

Игра всегда должна находиться в контексте занятия. Одну и ту же игру можно интерпретировать по-разному, в зависимости от темы вашего занятия. Игра должна апеллировать к аудитории, ее опыту и составу. Если у вас не очень много времени, лучше не затевать длинной игры, чтобы успеть ее закончить. Если игра сложная, то очень важно, чтобы правила были понятны всем участникам. Следует учитывать то, что часть учащихся воспринимает информацию на слух, а часть — только после прочтения текста. Поэтому все условия, роли, требования должны быть не только прочитаны вслух, но и напечатаны или написаны на листе бумаги. Обсуждение игры и выводы часто требуют больше времени, чем ее проведение. Эта часть работы зависит от числа участников и квалификации ведущего. Поэтому имеет смысл определять вопросы предварительно, еще на стадии подготовки. Планируя игру, вы должны четко представлять, какой момент игры для чего нужен. Игры могут приводить к всплеску эмоций в группе. Будьте готовы к этому. В игре должны принимать участие все члены группы. Если кто-то отказывается играть определенную роль, сделайте его наблюдателем с четко сформулированным заданием.

Проводит игру "Клубочек".

Запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему. Следующий пропивает строчку другой песни, то, что приходит на ум и передает следующему. Когда участники заканчиваются - все воспитатели соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к ведущему, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на пол.

Ведущий обращает внимание на то, что ниточка не порвалась и она надеется, что все всегда будут так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба - это тоже здоровье.

И в конце я бы хотела услышать ваше мнение о мастер-классе. Возьмите листочки и напишите несколько слов. Благодарю Вас за вашу вежливость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. «Применение здоровьесберегающей методики - массажа БАТ на занятиях (с использованием нестандартных пособий).

Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей, поднятию их жизненного тонуса; учить ребят выполнять упражнения массажа БАТ в игровой форме с применением нестандартных по...

Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"

Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"...

Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Мастер-класс "Применение Даров Фребеля на музыкальных занятиях в ДОО"

Применение игрового набора Фребеля на музыкальных занятиях в ДОО...

Мастер - класс: «Применение игровых технологий на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста».

Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по организации ООД посредством использования игровых технологий; ознакомление участников мастер- класса с методами и приемами, применяемыми в иг...