Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
методическая разработка на тему

Конкурсный материал

 для участия в районном конкурсе 

«Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга.

Конкурсный материал

 для участия в районном конкурсе  

«Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»

Санкт-Петербург

2018

Организация внутрифирменного обучения в ДОО как условие формирования и развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу

 при условии целенаправленной работы над собой.

А.С. Макаренко

Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы  модернизации.

Понятие Модернизация вошло в наше ДОУ  вместе с:

Нормативно-правовыми документами федерального уровня:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

− Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295.

− Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765-р.

− Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (опубликована для общественного обсуждения).

− Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Нормативно-правовыми документами регионального уровня:

-Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года,  разработанная в соответствии с пунктом 3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года»

− Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N453 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015 N296)

Нормативно-правовыми документами районного уровня:

-Концепция развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы, направленой на реализацию общей политики развития образования в районе, которая была установлена предыдущей районной Концепцией развития образования на 2011-2015 годы, и ориентирована на проблемные зоны в развитии системы образования района, приоритеты Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала.  Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года,  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку  специалистов нового поколения   сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об  образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».   В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.  

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович,      М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия  «компетентность»  применительно к сфере образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.  

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Процесс модернизации в дошкольном образовании характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.

Современный, динамичный мир, изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное образование- процесс трудоёмкий, но человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом.

Система методической работы ДОУ нацелена на наращивание качественных изменений в содержании повышения квалификации работников, на обновление учебно-воспитательной работы, поиск более эффективных способов управления образовательным процессом, обеспечению преемственности и непрерывности образования.

Перестройка методического сопровождения в дошкольном учреждении неизбежно ставит  перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен   овладеть педагог – практик  сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Нужно отметить важность оптимального выбора содержания методического сопровождения в современном дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Лосев П.Н. отмечает что, нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем.

Специалистами ДОУ были разработаны  формы работы,  оптимальное сочетание которых гарантирует повышение компетентности педагогов, комфортность пребывания воспитанников в ДОУ и установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

 1. Актуальность

Самым главным и существенным в методической работе ДОУ является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики, содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и районных  программ образования.

В условиях модернизации системы образования возрастает актуальность задачи проектирования и построения модели методического сопровождения, максимально учитывающего особенности региона, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации.

Модель методического сопровождения, реализуемая в деятельности ГБДОУ детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга:

Формы

Комментарии

Анкетирование

 «Анализ профессиональной деятельности» «Составляем годовой план работы ДОО»

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года с помощью анкетирования проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке и самоанализе педагогов. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, осуществлять необходимую коррекцию.

Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов.

Данная форма работы обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей. 

Семинары - практикумы

Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение  затруднений педагогов в практической деятельности.

Праздники профессионального успеха

«Звездный час» (День дошкольного работника)

«Достояние года» (Итоговый педсовет) 

Интеллектуальное кафе «За чашкой чая»(приглашение в методический кабинет для неформальной беседы)

Данная форма работы направлена на повышение у педагогов уверенности в своих силах, формирование понимания значимости личного вклада в общее дело

Тренинги по сплочению педагогического коллектива

Данная форма работы направлена на построение эффективного командного взаимодействия.

Площадки, ярмарки, галереи, конкурсы, фестивали педагогических достижений

Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, социуме и педагогическом сообществе разного уровня стала важным стимулом в повышении профессионально – личностного статуса педагогов

Интерактивные формы

- творческие группы

- круглые столы

- брифинги, дискуссии, «Коучинг–сессия», «Квик – настройка»,деловая игра

 Интерактивные формы работы предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

«Клуб начинающих педагогов»: включает в себя такие формы как

- Командировка в другие учреждения для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов(Методические объединения)

- День молодого специалиста

 

Данные формы работы направлены на оказание психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в современных условиях работы, формирование индивидуального творческого «почерка» у молодых педагогов.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта представлено такими формами как:

- «Банк инновационных идей» в методическом кабинете, который содержит опыт работы педагогов нашего ДОУ, педагогов ДОУ района. 

- участие в педагогических советах, проблемных семинарах, конференциях, как на базе ДОУ, так и на базе других организаций.

- публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных

- размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте

Все формы работы направлены на распространение и внедрение эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе. Свой опыт педагоги представляют в виде конспектов образовательной деятельности и режимных моментов; перспективных и комплексно-тематических планов работы; сценариев утренников, развлечений, выпускных балов; образцов дидактических материалов, продуктов детского творчества (фотоматериалы); авторских программ и проектов; образцов информационных материалов по работе с родителями и воспитанниками.

Информчас

Это практическая тренировка использования информационно – коммуникативной техники в воспитательно – образовательном процессе

 

Студия партнерского взаимодействия с родителями «Семейная гостиная»

Цель – научить педагогов выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, используя адекватные методы и средства для их психолого – педагогического просвещения.

Открытые просмотры, взаимопосещения  НОД, мастер - классы

Пропагандируют лучший опыт педагогов ДОУ, новые эффективные формы работы с дошкольниками. Его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагогов 

Формирование  методического кабинета

Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, обеспечивающей создание единого информационного и методического пространства в ДОУ. Его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в повышении педагогического мастерства, в организации воспитательно – образовательного процесса и  во взаимодействии с родителями.

 

Данные формы методической работы применяются дифференцированно  с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов. Именно такой подход позволяет педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе.

2. Новизна, перспективность, прогностичность

Методическая служба  ДОУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными  организациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений

Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи.

3. Рациональность, реалистичность, целостность

В основе деятельности методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности.

Сетевая модель организации методической работы - условие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции), изменения в профессионализме педагога.

4. Надежность

Методическая работа ГБДОУ детский сад №37  обеспечивает реализацию Региональной и районной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Калининского  района через сотрудничество с социальными партнерами, а также путем индивидуального сопровождения воспитанников.

В рамках данного направления работы осуществляется организация повышения мастерства педагогов через участие в профессиональных конкурсах, организацию курсовой подготовки. В межкурсовой период также ведется работа по повышению квалификации педагогов.

Следует отметить эффективность и результативность деятельности методической службы при организации системы методических мероприятий (от планирования и проведения различных семинаров, конференций, конкурсов и др. до обобщения педагогического опыта).

Полезность системы методических мероприятий для педагогов  нашего образовательного учреждения можно оценить по:

• росту профессионализма педагогов и готовности решать задачи, поставленные перед системой образования в целом;

• владению педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;

• качеству методического обеспечения образовательного процесса;

• освоению педагогами инновационного опыта в решении задач, стоящих перед образованием;

• способности педагогов к профессиональному саморазвитию;

• деятельности новых работников в образовательных учреждениях;

• росту профессиональной компетентности молодых педагогов и уровню их адаптации к профессии.

В моделе методического сопровождения ГБДОУ №37 прослеживается инновационный потенциал и перспективы развития, так как основными принципами построения модели являются:

- перспективность (учитываются перспективы развития системы образования Калининского района);

- комплексность (учитываются все факторы, воздействующие на районную систему образования);

- оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности);

- согласованность (взаимодействие всех  участников образовательных отнлшений.);

- прозрачность/открытость (доступность и обновление материала).

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. 

Педагог 21 века - это:

1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 

3. Способный организовать рефлексивную деятельность; 

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов. 

Информационно-методические  ресурсы Учреждения по сопровождению мероприятий и проектов, реализуемых в рамках заявленной темы

№ п/п

Название, описание

Адрес

1

Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob/

2

Министерство Просвещения Российской Федерации

http://government.ru/department/390/events/

3

Вести образования

https://vogazeta.ru/

4

ФИОКО Федеральный институт оценки качества образования

http://www.fioco.ru/

5

Научная электронная библиотека

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/365-nauchnaya-elektronnaya-biblioteka-elibrary-ru

6

Российское образование. Федеральный портал

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/362-rossijskoe-obrazovanie

7

Московский институт открытого образования

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/367-moskovskij-institut-otkrytogo-obrazovaniya

8

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/363-edinaya-kollektsiya-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov

9

Издательская группа «Основа»

http://irorb.ru/index.php/119-izdatelstva-bannery/948-izdatelskaya-gruppa-osnova

10

Федеральный центр единых образовательных ресурсов

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/364-federalnyj-tsentr-informatsionno-obrazovatelnykh-resursov

11

Российский образовательный портал 

Представляет аннотированный каталог ресурсов по разделам дошкольно -школьного и педагогического образования. Документы Минобразования и науки: школьные программы, государственные образовательные стандарты и др. Образование в регионах. Сборник авторских коллекций и образовательных проектов. Форумы и консультации специалистов по проблемам образования.

http://www.school.edu.ru/default.asp

12

Агентство стратегических инициатив

http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/560-agentstvo-strategicheskikh-initsiativ

13

ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений

http://irorb.ru/index.php/123-osnovnye-bannery/374-fedinstpedizm

14

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://irorb.ru/index.php/123-osnovnye-bannery/376-rosobrnadzorrf

15

Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Федеральное агентство по образованию

(Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

16

Федеральный центр образовательного законодательства

http://www.lexed.ru

17

Государственная научная педагогическая     библиотека им. К.Д.Ушинского

Образовательные ресурсы Интернет

Разработка НПБ им. К.Д. Ушинского. При создании данного Каталога не ставилась цель отразить все ресурсы Интернет, которые так или иначе относятся к педагогике и образованию. Представлен материал по разделам: История образования; Общая педагогика; Организация образования; Дошкольная педагогика; Педагогика средней школы: иностранные языки, история, философия, мировая культура, граждановедение, география; русский язык и литература; физико-математические науки и информатика; естественные науки; Высшее и среднее профессиональное образование; Дистанционное обучение, самообразование; Дополнительное образование; Семейное воспитание; Социальные проблемы молодежи; Психология; Дефектология; Словари, энциклопедии, справочники; Педагогические издательства и фирмы, производящие программы и оборудование.

http://www.gnpbu.ru

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm

18

Международный русскоязычный социально-образовательный интернет проект

http://www.maaam.ru/

19

Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения

эффективные  практические занятия – виртуальное посещение музея, лабораторный эксперимент и так далее

отрабатывать  практические навыки (используя, например,электронные  тренажеры)

выполнить  аттестацию своих  знаний, умений, навыков, компетенций

http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

20

Социальная сеть работников образования

арегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д.

 На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

nsportal.ru

21

Переподготовка методистов Дистанционно по всей России‎

www.pedagog-spb.ru/‎

22

Журнал "Детский сад будущего"

опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;

набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;

разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;

новые идеи и интересные находки Ваших коллег

http://www.gallery-projects.com

23

 Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов.

http://sdo-journal.ru/

24

Журнал «Справочник руководителя ДОУ»

 авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

http://www.menobr.ru/products/7/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

отчёт о самостоятельной работе по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций

В 2014 году я проходила курсы повышения квалификации .Думаю этот отчёт поможет другим воспитателям....

ОТЧЕТ о самостоятельной работе Комаровой Елены Александровны по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений

по ДПП «Проектирование и организация современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»на базе ГАУ ДПО «СОИРО», в период с 08.04.2015 г. по 30.04.2015 г....

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая баз...

Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях

Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...