Детско-родительский проект "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка!" (ОО "Физическое развитие")
проект (старшая группа)

Кантеева Вера Петровна

В формировании здорового образа жизни ребенка важно многое: режим дня, закаливание, правильное питание, занятия физкультурой и спортом, полезные привычки. Базовым этапом формирования у детей здорового образа жизни следует считать накопление ими социального опыта в своей семье, приобщение к миру её культуры.Молодым родителям сейчас нужна помощь и в сохранении своего здоровья, и выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.     В  постоянном  поиске новых форм взаимодействия с дошкольниками и  семьями воспитанников поможет проект  "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка!" 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Детско-родительский проект

 «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»

http://4sp.detkin-club.ru/images/articles/efd8e259d0c55cef1c590d1d1f2efb12_5b9236c78ee73_5bdab29d602b7.jpg

Подготовила:

                                                                                         воспитатель первой

                                                                                          квалификационной                  

 категории

Кантеева В.П.

Саранск

МАДОО «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Проект:  «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»

«Береги платье снову, а здоровье - смолоду»

Пословица

Актуальность:

Соответствие современным тенденциям развития общества

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте, о здоровье

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Современный мир диктует нам новое, «быстрое» мышление. Дети и подростки больше времени проводят за планшетами и компьютерами. Ведя сидячий образ жизни, мы забываем о двигательной активности. О правильном питании.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, активный, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. В формировании здорового образа жизни ребенка важно многое: режим дня, закаливание, правильное питание, занятия физкультурой и спортом, полезные привычки.

Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования

        В программе дошкольного образования должны учитываться индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Среди задач дошкольного образования:

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Совершенствование образовательной системы и её переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей, в том числе задач укрепления здоровья детей. В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ)в настоящее время происходит обновление воспитательно - образовательного процесса.

В соответствии со ст.3 основные принципы государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования основываются в том числе, и на приоритетах жизни и здоровья человека.

     В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (утверждены Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.) основными принципами дошкольного образования  являются, в том числе (п. 1.5принцип сотрудничества с семьей)

Базовым этапом формирования у детей здорового образа жизни следует считать накопление ими социального опыта в своей семье, приобщение к миру её культуры.

Союзниками, единомышленниками  в данном направлении  должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером. Решать эти задачи непросто, но необходимо.

Востребованность на уровне ДОО, города, республики

      Любая сторона воспитания в дошкольной организации невозможна без  участия родителей.  Мы хотим вырастить здоровое поколение и все вместе решать эту проблему - детский сад, семья, общественность. Необходимо повышать педагогическую компетентность, а также знания родителей в области формирования у детей культуры здорового образа жизни. Поэтому основное направление деятельности ДОО – это содружество с родителями и творчество по вопросам организации воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Молодым родителям сейчас нужна помощь и в сохранении своего здоровья, и выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.      

В  постоянном  поиске новых форм взаимодействия с дошкольниками и  семьями воспитанников поможет проект  «Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка!»

Репрезентативность  (возможность использования в широкой практике)

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на дошкольников старшего возраста.  

В качестве оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Содержание данного проекта доступно в использовании дошкольными учреждениями города и республики.

Новизна:

  • в реализации долгосрочного проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; формирование основ здорового образа жизни;
  • в интеграции работы по сохранению и укреплению здоровья детей в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Содержание проекта:

1. Актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

Тип проекта: детско-родительский, творческий

Цели проекта:

  • Определение педагогических основ проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни детей и родителей.
  • Расширение знаний детей и родителей о  здоровом образе жизни, воспитание уважения к национальным традициям.
  • Активизация работы по освоению навыков здорового образа жизни у дошкольников, как составных частей:

- правильного питания,

- двигательной активности,

- закаливания,

- соблюдение режима дня.

Задачи проекта:

1. Расширять представления о ценности здоровья

2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий

3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми

7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей

8. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческими, культурными традициями родного края,  достопримечательностями родного города (спортивные здания и сооружения)

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Методическое обеспечение проекта:

  1. «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004.
  2. Авдеева Н.Н. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева Н.Н. и др.- СПб.:

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.:  Олма-Пресс, 2000.
  3. Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» / В. Н. Волчкова - М: изд-во «Просвещение», 1989 г.
  4. «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  5. ЗайцевГ. Уроки Мойдодыра /  Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.
  6.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,        2007.
  7. Мы в Мордовии живем: Примерный региональный модуль программы дошкольного образования / авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011 г.

Сроки реализации проекта: в течение одного года

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с навыками здорового образа жизни положены следующие принципы:

Принцип историзма

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится  к историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее. С этой целью изучается развитие спорта в Мордовии, подобран материал о здоровом питании, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современных культурных и спортивных традициях родного края.

Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на осознанное отношение детей к своему здоровью.

   Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, проходящего в процессе освоения знаний о формировании привычек к здоровому образу жизни с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интеграции

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой, спортивными секциями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с развитием традиций развития спорта Мордовии, системы закаливания в отдельных семьях.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

 - сбор информации, фотографий о  здоровом образе жизни, ставшем  традицией семья;

- изучение литературы по  истории развития спорта в Мордовии, проведения спортивных праздников и мероприятий, посвященных укреплению здоровья;

- привлечение педагогов МАДОУ  и родителей к поиску информации по теме «Формирование здорового образа жизни ребенка в семье»:

 - разработка проекта, постановка цели и задач.

Основной этап - практический:

Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий по ОО «Физическая культура» и  ОО «ЗОЖ»; мероприятий; обогащение предметно-развивающей среды; организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий,  мастер-классы, педагогические мастерские)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах и спортивных мероприятиях)

Корректировка проекта.

Заключительный этап:

Анализ результата реализации проекта.

Обобщение результатов проделанной работы,

Подготовка и проведение презентации  проекта.

Постановка новой проблемы.

Обеспечение проекта

- центры детской деятельности по ознакомлению с историей и культурой республики Мордовия, развития движений и подвижных игр, художественного творчества и изодеятельности, детской литературы;

- альбомы, иллюстрации;

- дидактические игры;

- исторические документы, фотографии;

- аудио, видео версии сказок;

- методическая, краеведческая, художественная литература;

Ожидаемые результаты:

1.Развитие личностных качеств ребенка, направленных на формирование в воспитаннике понимания необходимости формирования полезных привычек,  позитивного и уважительного отношения к здоровому образу жизни.

2.Расширение знаний детей по краеведению (ознакомление с историческими традициями развития спорта в Мордовии), возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.

3.Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

4.Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  желания укрепить и сохранить свое здоровье.

5.Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках  по тематике проекта.

6.Расширение знаний детей и родителей о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, формирование на этой основе чувства ответственности за правильное развитие организма.

7.Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада (физическое  воспитание).

8.Формирование навыков личной гигиены, направленных на охрану их здоровья, способствующие правильному поведению в быту и в общественных местах.  

9.Закрепление положительного отношения к здоровому образу жизни.

10.Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

11.Размещение информации на сайте ДОО.

        Перспективное  планирование  работы по проекту

«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка!»

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

I

II

1.

2.

3.

 4.

5.

6.

  7.

  8.

9.

10.

11.

12.

13.

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Работа с кадрами

1.Изучение методической литературы.

2.Проведение открытых мероприятий.

Работа с детьми

Беседы

«Что такое здоровье?», «О пользе для здоровья фруктов и овощей», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Во саду ли, в огороде»,«Какие бывают привычки», «Пожалей свою бедную кожу!»,«Зачем нужна еда?»,«Мой режим дня»,«Береги здоровье смолоду», «Наша осанка», «Какими бывают болезни», «Что я знаю о своем здоровье», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?»,«Твои любимые фрукты (овощи)?», «Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?», «Какие фрукты (овощи) растут в теплых странах?», «Что продаётся в продовольственном магазине?», «Что из чего можно приготовить», «Всякому овощу свое время», «Моя любимая каша», «Как утолить жажду», «Как правильно есть», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Что можно есть на ужин»

Чтение художественной литературы

Я. Дягуити. «Руки человека»; Братья Гримм «Горшочек каши»;  Русская народная сказка «Вершки и корешки», «Мужик и медведь;  сказка (в. обр. В.Даля) «Война грибов с ягодами»;   3.Александрова «Большая ложка»;  А. Кардашова «За ужином»;   С. Михалков  «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки», В. Пахомов «Лёгкая атлетика» и др.

Дидактические игры: «Хорошо – плохо»,

«Чудесный мешочек», «Чистим зубы правильно», «Где растёт каша», «Узнай по вкусу», «Чего не хватает?» («Режим дня»),

«Ядовитые грибы и ягоды», «Расскажи, а мы отгадаем», «Что купить в магазине?»,

«Съедобное – несъедобное», «Загадай и отгадай» (о фруктах, овощах), «Собери из частей целое», «Ассоциации – еда», «Найди лишнее», Лото «Овощи и фрукты»,Лото «Что где растет»,«Назови крупу»,«Отгадай название»,«Полезно — вредно», «Купание куклы»)Игры – загадки («Назови овощи красного цвета» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры

«Фитнес клуб», «Мы поедем в лес за грибами», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Повар» (варим грибной суп), «Семья на прогулке», «Магазин», «День рожденья», «Готовимся к приему гостей», «Семья покупает полезные продукты»

Проблемные ситуации:

«Если есть совсем не хочется», «Как можно порадовать маму»,   «Что было бы, если люди не будут соблюдать режим дня», «Помощники человека»

Подвижные и малоподвижные игры: «Мордовские подвижные игры: «Слепая старуха», «Что мы делаем – не скажем, а покажем», «Кузовок», Эстафета «Передай апельсин, яблоко», «Грибы и грибники»

Физкультминутки

«Путешествие в лес», «А в лесу растёт черника»,  «Земляника», «Во дворе растёт подсолнух»,  «Огород», «Грибы», «Фрукты в саду», «Овощи», «Продукты питания»

Знакомство с фольклором:

Пословицы и поговорки на тему:

«Здоровый образ жизни для дошкольников»

«О продуктах питания»

Заучивание мордовскихпотешек:

 «Хотя мал,  как шишечка», «Солнышко выйди, выйди…», «А, баву, баву…»; пословицы и поговорки

Пальчиковые игры «Топ, топ – пять

шагов, в туеске пять грибов», «Ягоды»

Проведение оздоровительного досуга:

«Все готовы к ГТО!»

Презентация проекта

Оформление тематической папки «Из опыта семейного воспитания: «Мы за здоровый образ жизни!»

Постановка новой проблемы

Совместная деятельность с детьми

1. Рассматривание альбома  «Где спрятались витамины»

2.Рассматривание дидактических карточек «Овощи, фрукты»

3. Рассматривание иллюстраций растений: пшеницы, риса, гречихи и т.д.

        

Поисково-собирательная работа

1.Знакомство с развитием спорта в Мордовии на основе материалов музеев, книг, альбомов

2.Сбор книг, фотографий по тематике проекта из личных архивов родителей

Изготовление книжек-малышек

1.«Полезные ценности для вашей драгоценности»

2.«Сладкое – вред или польза?»

3.«Каша-пища наша»

Занятия с детьми

ОО «Познавательное развитие»

(мир природы)

1«Растения лечат»

ОО  «Физическое развитие»

(ЗОЖ) НОД:

  1. «Жизнь в детском саду»  
  2. «Вредная и полезная еда»
  3. «Спорт и витамины - здоровый организм»
  4. «Что мы делаем, когда едим»
  5. «Солнце, воздух и вода»
  6. «Как устроено тело человека»,  «Личная гигиена»
  7. «Безопасное поведение зимой»
  8. «Витамины и полезные продукты»

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни

(по программе «Мы в Мордовии живем») (см. приложение №2

Ф   ОО Социально-коммуникативное развитие

  1. «Накорми кукол   обедом» (столовая посуда)

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация)

НОД  «Дары осени»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Лепка)

1.«Мы гуляем на участке»  

«Мы любим спорт».

 «Грибы».

ОО «Речевое  развитие» (развитие речи)

1.Лес. Ягоды. Грибы.

  1. Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»
  2. Составление рассказа на тему «Игры зимой»

ОО «Социально-коммуникативное развитие» (Основы безопасного поведения)

  1. «Съедобные и несъедобные грибы»
  2. «Береги себя»
  3. «Берегитесь мороза»  
  4. «Опасные забавы»
  5. «Опасные предметы дома»
  6. «Ядовитые растения»

ОО «Познавательное развитие»

(Социальный мир и предметное окружение)

«Я и моя семья»

ОО Социально-коммуникативное развитие (труд)

«Смотри во все глаза»

Досуги и развлечения

Еженедельные развлечения с детьми:

1.«День прыгуна», «Мое здоровье – мое богатство»

2. «Озорной зонтик в детском саду»

 «Веселые старты»

3. «Где прячется здоровье?»

4.«День здоровья в старшей группе»

5. «Уроки Мойдодыра», «Сохрани свое здоровье»

6.« Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»  

7.«Мы здоровье сбережем», «Физкульт-Ура!»

8.«Путешествие в страну здоровячков»

Экспериментирование. Опыты.

1.Игры с водой

2.Как определить: жирная ли пища?

3.Практическая работа «Определи вкус продукта»

Самостоятельная художественная деятельность детей

Рисование на тему: «Дети на прогулке»

Работа с родителями

1.Подбор методической и художественной литературы.

2.Консультация «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»

3.Анкетирование родителей:

«Здоровый образ жизни»

4.Изготовление буклетов:  «Здоровое питание дошкольников», «Растим здоровое поколение»

5.  Консультации  «Правильное питание детей - основа их здоровья», «Как приобщить ребенка к спорту»,  «Как предупредить весенний авитаминоз», «Здоровое питание детей в ДОУ и дома»,

«Здоровое питание детей летом»

12.Памятки и рекомендации для родителей по питанию детей.

13.Изготовление информационного макета для родителей «Здоровый образ жизни»

14. Из опыта семейного воспитания: «Здоровье детей – в наших руках!»

Конкурсы, выставки

  1. Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
  2. Конкурс рисунков «Здоровому – все здорово!»

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатель

Воспитатель

инструктор по физ.культуре

Воспитатель,

инструктор по физ.культуре

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатели,

инструктор по физ.культуре

Автор проекта,

родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Педагог, родители, дети

Воспитатели группы

Воспитатели

группы

Воспитатели

группы

Воспитатели

группы

Воспитатель дети

Воспитатели

Старший воспитатель

Воспитатель

Родители

Родители, дети

сентябрь-

ноябрь

декабрь, май

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

декабрь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

сентябрь

сентябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

 май

В течение года

ноябрь

сентябрь

сентябрь

ноябрь

май

октябрь

декабрь

сентябрь

ноябрь

декабрь

январь

март

май

ноябрь

ноябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь  

декабрь

январь

февраль

апрель

май

в течение года

Октябрь

В течение года

Декабрь

В течение года

декабрь

В течение года

октябрь

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Статья-рассуждение на тему здорового образа жизни, о важности ведения ЗОЖ в семье, как пример для подражания детям....

Презентация для РМО средних групп "Здоровый образ жизни семьи- залог здоровья ребенка"

Презентация подготовлена для методического объединения воспитателей, однако может быть использована на собрании с родителями....

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»

"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"»Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоро...

"Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка!"

laquo;Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым»  (Эммануил Кант)Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственн...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка"

Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения ребёнка и прежде всего внутри семьи...

Детско-родительский проект "Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка"

Современный мир диктует нам новое, «быстрое» мышление. Дети и подростки больше времени проводят за планшетами и компьютерами.  Ведя сидячий образ жизни, мы забываем о двигательной акт...