Методические рекомендации для педагогов при взаимодействии с детьми с нарушениями в поведении.
консультация

Рахимьянова Наталья Романовна

Материал для педагогов

Уважаемые педагоги,  ежедневно мы сталкиваемся с нарушениями в поведении  детей. Важно определить истинную причину,  мотив   нарушения поведения у ребёнка.  Это возможно в том случае, если взрослый посмотрит на ситуацию с точки зрения самого ребёнка. 

Наши коллеги из Санкт- Петербурга разработали ряд писем для взрослых от детей. Эти письма  помогут  понять друг друга,  наладить взаимопонимание, взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ    ВЛАСТНЫМИ И МСТИТЕЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Таких правил шесть:

1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении),

а не на личности ребенка.

2. Займитесь собственными негативными эмоциями — выделите

«свой вклад» в развитие конфликта.

3. Не усиливайте напряжение ситуации.

4. Обязательно обсудите поступок, но позже.

5. Позвольте ребенку «сохранить» лицо.

6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Стадии

конфликта

Стратегии и техники воспитательного воздействия

Стадия     «глухих

раскатов»

Признайте силу (или правоту) ребенка.

Уберите зрителей.

Перенесите обсуждение вопроса.

Озадачьте ребенка каким-либо вопросом или поруче-

нием.

Временно согласитесь с ребенком.

Поменяйте тему разговора или спора

Стадия    «извержения»

Основная стратегия — изоляция, ее цель — убрать

зрителей, на которых работает расшалившийся ма-

лыш:

— с помощью блокирующего крепкого, но не удушаю-

щего объятия: он не может двигаться, ваше тело — жи-

вые рамки, граница;

— не покидая группы (в спальню);

— на «стул размышлений» («скамейку штрафников»,

как в хоккее и т.п.);

— в другую группу;

— в кабинет администрации

Стадия    разрешения

и выбор    санкции

Лишение/отлагательство права заниматься чем-либо.

Лишение/отлагательство права пользоваться предме-

тами.

Прекращение на время взаимодействия с другими

детьми.

Требование встречи с родителями.

Возмещение убытков родителями, если нанесен ущерб

другому ребенку или ДОУ.

Возвращение вещей на место

Санкции.

За нарушениями поведения очевидным образом должно последовать

наказание.  Лучше применить не  наказание, а  санкции.

Три отличия санкций от наказаний:

1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.

Санкции, которые вы применяете к ребенку, должны быть очевидно

логически связаны с этим нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она

видна, тем ценнее этот опыт для ребенка.

2. Санкции соразмерны проступку: интенсивность и тяжесть санкции должны быть соразмерны проступку. Санкции применяются не для того, чтобы унизить ребенка или потешить обиженного воспитателя, а для того, чтобы научить ребенка в будущем выбирать правильное поведение. Соразмерная санкция не унизит, не обесценит ребенка.

3. Санкции созидательны. Созидательная санкция не закроет ребенку путь к хорошему поведению в будущем. Для этого надо постараться избежать типичных воспитательных ошибок, то есть необходимо:

   - не называть имена и не сравнивать с другими,

   -  не обвинять,

   -  не стыдить и не позорить,

   - избегать чтения морали и лекций о поведении и т.д.

Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

Если санкции не связаны с поступком, не соразмерны проступку и  не созидательны по форме, они превращаются в наказание, а следствием  наказания становится обида, ожесточение, оборона.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

 В-в-воспитатели!

Мы боимся приходить в детский сад, но и дома оставаться одни тоже боимся.

Мы боимся, что у нас что-то получиться не так, как вы хотели, что мы не успеем выполнить задание, не сможем быстро пообедать, и тогда нас будут ругать…

   Мы боимся, что нас вечером не заберут родители: ведь вдруг они попадут в несчастный случай или не будет работать метро…

  Ох, от всех этих «боимся» у нас постоянно болит то живот, то голова. А вот сейчас, кажется, поднимается температура…

Не кричите на нас, пожалуйста, говорите поменьше и тихим голосом. Похвалите нас и не забудьте сказать ласковое слово, не называйте нас по фамилии…

   Мы ждем, что вы нам поможете и поддержите нас.

(Составители-воспитатели детских садов № 14, 29 г. Санкт-Петербург.)

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
И СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ


1.Похвалилки
Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в " или "Однажды я быстро убрал игрушки" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

2. За что меня любит мама
Дети сидят в кругу (или за столами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.


3. Подари карточку
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.
По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу". На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.
Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки.

4.Скульптура
Цель: учить  детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
-ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

5. Воздушный шарик 
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
 

6. Корабль и ветер
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

7. Шалтай-болтай 
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-болтай".
Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклоняем корпус тела вниз".

8. Винт
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Ребенок становится ровно, пятки и носки вместе. По вашей команде “начали” малыш поворачивает корпус то влево, то вправо. Руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Винт завертелсяСтоп!
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.

9. Танцующие руки
Цель: если ребенок неспокоен или расстроен, эта игра поможет ему прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите с малышом в каждую руку по мелку понравившегося цвета. Теперь ложитесь спиной так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились на бумаге. (То есть, чтобы был простор для рисования). Закройте глаза и под музыку обеими руками рисуйте по бумаге.
Руками двигайте в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось.

10. Слепой танец
Цель: снятие излишнего мышечного напряжения, развитие доверия друг у друга.
Играют парой. Одному участнику завязывают глаза, он будет “слепой”. Другой остается “зрячим” и водит “слепого”. Потом возьмитесь за руки и 1-2 минуты потанцуйте под легкую музыку. Затем поменяйтесь ролями.

11. Зайки и слоники
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми.
Взрослый предлагает ребятишкам изобразить из себя зайку-трусишку. Затем спрашивает, что делают зайцы, если чувствуют опасность. - Дрожат. И просит показать, как они дрожат, поджимают уши, сжимаются, стараются стать маленькими и незаметными, хвостик и лапки у них трясутся.
Потом спрашивает, что делают зайки, если слышат шаги человека. (Дети разбегаются по комнате, прячутся). Что делают зайки, если видят волка?.. Поиграв так несколько минут, предложите детям стать слонами - большими, сильными, смелыми. И пусть они покажут, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. Что они делают, когда видят человека? - Они дружат с ним и когда его видят, спокойно продолжают свой путь (дети показывают). Вдруг слоны встречают тигра”. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После игры ребята садятся в круг и рассказывают, кем им больше понравилось быть и почему.

12. "Гусеница" 
Цель: Игра учит доверию.
 Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".  Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

13. Волшебный стул
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “волшебный стул” – он должен быть обязательно высоким. Взрослый перед начало игры рассказывает о происхождении имен вообще, а затем - об именах всех участников игры (группа не должна быть более 5-6 человек). Причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, о чьем имени рассказывают, становится королем. Его коронуют и сажают на трон.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказывать что-то хорошее о короле.
 

14. Слушай хлопки. (4-5 лет)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на 2 хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки), 3 хлопка – разрешается снова двигаться свободно
 Страшные сказки.
Цель: развитие смелости, уверенности в себе. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки или свои реальные страхи. Можно их тут же разыгрывать.

15.  Покатай куклу
Цель: снятие зажимов в мышцах рук, повышение уверенности в себе.
Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Задача ребенка – научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений и меняя их направление. Взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой. Если нет, то можно рассказать ей, что именно она должна сделать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно повторить еще раз.

16. Водопад
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
"Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".
 

17.Снежный ком
Игра помогает снизить напряженность в группе тем самым понизив уровень тревожности. Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример:
1. Алексей веселый - 2. Алексей веселый, Андрей умный - 3. Алексей веселый,
Андрей умный, Оля красивая
 

18. Меняющаяся комната 
Участники медленно ходят по комнате. Ведущий говорит: «Теперь представьте, что комната наполнена жвачкой, и вы продираетесь сквозь нее. А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте». А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые». Участники должны стараться представить эту волшебную комнату, попытаться ощутить, что происходит в этой комнате.

19. Спрятанные проблемы
Большинство детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, ребенок перестанет бояться кого-то или чего-то.
Для проведения игры понадобится пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его пугает, рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом, психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

20. Стрелялки
Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, то он всегда может ее открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д., а потом опять закрыть дверку.
Если во время занятия у ребенка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами.

21Волшебный мешок
Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и психолог со своими чувствами.

22. Настроение и походка
Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие, мышечных зажимов.
Ведущий показывает движение и просит изобразить настроение: «Покапаем как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке и т, д."

23. Дудочка
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

24. Штанга
 Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга,  приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
 

25. Насос и мяч
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями.

26.Ловим комаров 
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь снова за работу!"

27. Иголка и нитка
Цель: преодоление тревожности, застенчивости, зажатости
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней.
 

28."Театр масок" 
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. "Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!" Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!" "Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"
 













Предварительный просмотр:

Открытое письмо аутичных детей всем взрослым

  1. Вася такой, какой он есть: он  -воспринимает мир не так как вы.
  2. Васе хорошо одному
  3. Не заставляйте Васю играть: предлагайте что-нибудь другое – он выберет.
  4. Давайте вместе с Васей соберем дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек…
  5. Он делает то, в чем видит логический смысл и очень просит вас: занимаясь с Васей, объясните ему смысл того, что  он должен сделать

        (Составлено слушателями группы повышения квалификации при СПбУПМ в 1999/2000 учебном году



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К ПЕДАГОГАМ

Дорогие педагоги !

Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

  1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
  2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
  3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными  и  усидчивыми. Это  выше наших  сил!
  4. А  вообще – запомните:  похвала  и  порицание  действуют  на  нас  сильнее,  чем  на  других.

        (Составлено слушателями группы повышения квалификации при СПбУПМ в 1999/2000 учебном году.)



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:

  1. Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).
  2. Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а то мы будем защищаться).
  3. Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а то ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
  4. Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас обидеть (а то придется нам самим заняться этим).
  5. Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).
  6. Любите нас, ну, пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
  7. Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие.

        (Составители-воспитатели детских садов г. Санкт-Петербурга.)



Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей  адаптационных групп.

Адаптационный уровень ребёнка к условиям ДОУ зависит от развития игровых навыков. Высокий уровень развития предметной деятельности позволяет ребёнку наладить  деловые контакты,  установить    благополучное  эмоциональное  ощущение  в детском саду.

При слабой сформированности предметной деятельности наблюдается неумение сосредоточиться на игре;  отсутствие инициативы в выборе игрушек, при  налаживании деловых контактов  со взрослыми.

Для облегчения формирования предметной деятельности надо установить,  какие контакты предпочитает ребёнок-   эмоциональные или деловые.  При преобладании первой формы следует формировать вторую, прогрессивную форму- деловое общение. 

Надо учитывать, что  потребность в доброжелательных отношениях у ребёнка остаётся. В ДОУ  поступившие дети испытывают  дефицит эмоционального общения со взрослыми, которое было дома. Этот дефицит следует восполнить эмоционально теплым  общением с воспитателем. Важно  постепенно обогащать имеющуюся форму общения новыми связями, выдвигая на передний план предметную деятельность и контакты, связанные с ней. Можно на основе прочитанных книг разыгрывать диалоги, игры-драматизации.  Вначале игр инициатива может быть  в  руках взрослого,  в этот период  задачей взрослого является  формирование у ребёнка действовать совместно, поощряя успехи ребёнка, не подавляя его инициативы.  Регулярные сеансы  индивидуальных, в форме  малых групп (2,3 человека) предметных игр длительностью в 10-15 минут сформируют у детей потребность в них.  Взрослый,  постепенно  уступая инициативу ребёнку, подведёт ребёнка  к самостоятельной игре.

Контакты детей со сверстниками   складываются позже, чем общение со взрослыми. Задача взрослого постепенно переключить внимание  от предметов, игрушек к   сверстнику. С самого начала следует  формировать доброжелательное отношение к другим детям.  Внимание   взрослого к ребёнку, ласковое отношение к нему- один из примеров  установления личностного контакта,  возникновения положительной направленности друг на друга. Полезны совместные игры- взрослый и несколько детей «Догони мяч», «Трамвай», «Пузырь», «Поезд», «По ровненькой дорожке». Центр притяжения в этой ситуации- взрослый, в его руках связующая нить. Руководя совместной игрой, воспитатель учить детей играть вместе.

 Индикаторами  адаптации ребёнка являются   эмоциональное состояние, сон, аппетит, изменение активности ребёнка  в  игре, взаимоотношениях с другими людьми.  

   Снижение эмоционального  напряжения  у детей  можно добиться через двигательную активность, в которой они испытывают потребность. Такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолёты», «Попрыгаем, как зайчики», и т. п. надо проводить как можно чаще, привлекая  к их выполнению новеньких,  которых  этот приём отвлекает  от переживаний. Чтобы ребёнок не перевозбуждался, надо своевременно его переключать с подвижных игр на спокойные, привлекая к действиям с игрушками.  Не рекомендуется частая смена игрушек, пособий, т. к это утомляет ребёнка, мешает их освоить.

Способствует развитию взаимоотношений со сверстниками специальные игры-занятия. Они могут быть направлены не только на развитие речи, но и на усвоение ориентировки в окружающем, умение общаться со взрослыми, со сверстниками. Для игр –занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек. На играх –занятиях в виде инсценировок можно показать с помощью кукол, как общаться  со сверстником, пригласить его в игру, предложить поиграть своей игрушкой.

 Все атрибуты   к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом», «дочки-матери»  сначала рекомендуется продемонстрировать на играх-занятиях, и только затем включить в самостоятельные игры детей. При этом в процессе игр-занятий необходимо не только показывать, как действовать с игрушками, но демонстрировать правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку, учить просить, предлагать свои игрушки, учить давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре. Тогда конфликтные ситуации в общении с детьми  станут проявляться реже, отношения упрочатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении

Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего назва...

Консультация: "Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми и их агрессивным поведением"

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.Следите обязательно за содержанием мультфильмов и фильмов, которые смотрит ребёнок....

Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...