Игры на эмоциональное развитие детей средний дошкольный возраст
картотека (средняя группа)

Муллаянова Римма Римовна

Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности; формируется устойчивая структура  мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_emotsionalnoe_razvitiesredniy_doshkolnyy_vozrast.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Средний дошкольный возраст

Задача:  Толерантное отношение к детям и взрослым, уважение к их увлечениям, интересам каждого.

Игра «Ладошки».

Материал: цветные карандаши, лист бумаги.

Обведите ладошки всех членов своей  дружной семьи, в том числе маленькой сестры и брата. Дорисуйте контуры ладошек, украсьте их. Впишите пожелания друг другу. Наклейте полученные рисунки на большой лист бумаги. Озаглавьте плакат, например, «Это – наш мир, и мы в нем». Дорисовывайте общую газету, каждый раз добавляя что-нибудь интересное.

Рекомендация: использование для воспитания добрых чувств  к  близким, укрепления неразрывных связей со своей семьей.

Игра «Друзья».

Материал: фотографии друзей (взрослых и животных).

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Назовите по имени своих друзей. Дети выбирают тех, кого считают своими друзьями. Называют их по имени, гладя по голове, жмут руку. И так, по кругу, проходят все играющие дети. Каждый ребенок выбирает своего друга и делает тоже самое.

Рекомендация: использование для формирования социального доверия, создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Игра «Говорящее зеркало».

Материал: зеркало.

Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.

Рекомендация: научить принимать себя таким, какое есть. Помочь увидеть свое отличие от других людей.

Игра «Узнай, про кого я расскажу».

Материал: большое зеркало размером 40 см  на 60 см.

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают о ком идет речь.

 Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

Игра «Водяной».

Материал: стихотворение «Водяной», шарфик для завязывания глаз.

Дети встают в круг, ребенку, который исполняет роль водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему:

                  Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

                  Водяной, Водяной, утащи меня с собой!

Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить, кто это и назвать имя.

Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

 

Игра «Что между нами общего».

Материал: общая фотография детей группы, карточки с графическим изображением отдельных деталей внешности.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает общую фотографию с детьми группы. Задает вопросы:

- Кто это с большим бантом на платье?

- Как вы узнали, кто это?

- Чем ты похож на других детей, а чем не похож?

- Что есть особенного в твоей внешности?

- Во внешности других?

- Что между вами похожего?

Затем выделяют детей темноволосых, светловолосых, с короткими волосами. После этого из предложенного большого количества карточек с графическим изображением отдельных деталей внешности каждый ребенок выбирает те, которые соответствуют его внешности (прическа, цвет глаз и т.д.).

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Садовник».

Материал: лейка маленькая, искусственный цветок роза, сундучок, платочки по количеству детей для завязывания глаз, медленная музыка.

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, а один становится ведущим – садовник. Он ухаживает за цветами. Затем садовник закрывает глаза, старается на ощупь узнать ребенка и назвать соответствующий цветок.

Рекомендация: внимательность друг к другу, через голос передавать эмоциональное настроение. Обучение общению.

Музыкальная игра «Кто поет».

Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

.

Игра «Потерянные вещи».

Материал: вещи детей.

Детям предлагается угадать, кому из них принадлежат туфля, шарф, варежки и т.д.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

 

Игра «Чьи глаза».

Материал: фотографии детей группы.

Воспитатель закрывает на фотографии нижнюю часть лица ребенка из группы. Дети стараются догадаться, кто это? Объясняют, как это удалось сделать?

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Радио».

Один из детей «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка. А остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Комплименты».

        Сидя  в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Предупреждение.

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо  помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед,  скажите комплимент сами.

Рекомендация: преодоление барьера в общении, развитие  выразительности жестов детей. Обучение общению.

Задача:  Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым и смелым. Испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Игра «Корабль смелых».

Материал: большое одеяло, атрибуты морской одежды.

Необходимо большое одеяло – это корабль, красивый парусник. Участники игры – матросы. Один ребенок – капитан. Дети, взявшись за края одеяла, опускают и поднимают его, имитируя качку. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задачи капитана – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен напомнить матросам: «Мы самые смелые моряки!» и дать команду бросить якорь.

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра-инсценировка «Курица и цыплята».

Материал: маски цыплят, курицы, петушка, пса.

                                      Стихотворение:

       Скорлупа яиц трещит…  Это кто же там пищит?

Это славные ребятки,  желторотые цыплятки.

      -С днем рождения, мои детки!

       А цыплята в тот же миг  из скорлупок в травку – прыг!

       В небе солнышко сияет,  мама с детками гуляет,

       Учит их траву щипать, червячков в траве искать.

       Мимо пес большой бежал, он залаял, зарычал.

       А цыплята испугались и по саду разбежались.

       Прибежал тут петушок, пса большого клюнул в бок,

      -Ку-ка-ре-ку! – закричал. Струсил пес и убежал.

       Смотрит мама-курица: что – то небо хмурится.

       Позвала она детей:

      -Ко-ко-ко, домой скорей!

       Самый смелый из цыплят  дождику и тучке рад.

       Но когда ударил гром, даже он помчался в дом.

       Вот идут по улице  детки с мамой курицей.

       Ах, как весело опять после дождика гулять!

                                                                    (Ирина Солнышко)

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления  детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра – драматизация «Волшебный сундучок».

Материал: маски диких и домашних животных, снежинки с героями из сказок.

Воспитатель просит детей надеть на лицо маски и изобразить позу данной маски. Затем просит снять маску и изобразить эмоциональное состояние героя маски. Затем обращать внимание на снежинки. Затем выносят волшебный сундучок, он помогает отправиться детям в путешествие по сказкам. Воспитатель под музыку открывает сундучок и достает иллюстрации с героями сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и т.д., где главный герой – лиса.

-  Чем эти сказки похожи?

-  В этих сказках лиса – главный герой. За что она наказана?

-  За свои поступки.

Так разбирается каждая сказка.

В конце игры детям предлагают взять из сундучка сердечки и показать движение и эмоции лисы.

В конце исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»,  музыка Островского.

Рекомендация: формирование у детей представления о добре и зле.  Показать красоту добрых поступков и некрасивость злых. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: выбрать добро или зло.

Игра «Спина к спине».

Двое детей садятся спиной друг к другу.  Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Тему для разговора придумывают сами дети, и взрослый может им помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы.

-  Было ли вам удобно разговаривать?

-  Не хотелось ли что-нибудь изменить?

Рекомендация:  развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Игра «Мои друзья».

Материал: цветные карандаши или фломастеры, бумага.

Ребенку предлагается нарисовать на листке бумаги его друзей. Можно изобразить их в виде людей, а можно в виде зверей, деревьев и т.д. Необходимо обсудить с ребенком, что он нарисовал. Кого хотел изобразить? Почему именно хотел изобразить это?

Рисунок может дать важную информацию об особенностях взаимоотношения ребенка со сверстниками. Посмотрите, кого он нарисовал ближе к себе, каковы размеры фигуры, какого цвета фигура? Такой рисунок может стать хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра «Проигрывание ситуаций».

Материал: наглядное пособие «Хорошо и плохо».

Можно предложить для разыгрывания  такие ситуации.

  • Ты поссорился с другом, а теперь хочется помириться с ним.
  • Ты пришел на детский праздник, где ты никого не знаешь. Надо познакомиться с другими детьми.
  • Твой друг принес в детский сад игрушку, тебе очень хочется поиграть с ней. Попроси мальчика об этом.

При разыгрывании ситуаций следует обратить особое внимание на взаимодействие детей, помочь им правильно выйти из затруднительной ситуации.

Рекомендация: создание положительного эмоционального настроения, развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Литература:

1.  О.Л. Князева. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

2.  Ю.В. Филиппова «Общение детей до 5 лет.

3.  Р.А. Жукова.  «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».

4.  Л.Б. Фесюкова «Я и другие».

5.  Л.Б. Фесюкова «Чувства. Эмоции». Наглядное пособие.

6.  Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...

«Роль познания и открытия себя в социально – эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Роль познания и открытия себя в социально-эмоциональном развитии детей среднего дошкольного возраста"...

План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...