ЭКОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
статья

Горбенко  Елена Александровна

Дети как отдельная социально-демографическая группа населения имеет свои специфические показатели здоровья: биологические, физиологические, психофизиологические и социальные. Социальные показатели определяют восприимчивость детей к разным формам девиантного поведения, их жизненную активность, интенсивность овладения определенными знаниями и умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГорбенкоЕ.А.  (Перевертайло Е.А.,)

старший воспитатель,

ЭКОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ

КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Дети как отдельная социально-демографическая группа населения имеет свои специфические показатели здоровья: биологические, физиологические, психофизиологические и социальные. Социальные показатели определяют восприимчивость детей к разным формам девиантного поведения, их жизненную активность, интенсивность овладения определенными знаниями и умениями.

Здоровье детей – это одна из основных их социальных характеристик, так как дети еще не имеют других социальных признаков: квалификации, образования, доходов, отношения к власти, собственности и т.д. Социальные статусы детей скорее можно охарактеризовать как наследуемые (пол, раса) и приписываемые (по статусу родителей). Опосредованно социальные статусы детей устанавливаются через доходы и положение их родителей. Социальный статус родителей определяет возможности профилактики и лечения заболеваний детей. Как показывают социологические исследования, проведенные Левада-центром в 2009 г., «представители различных социальных слоев населения проявляют разное отношение к своему здоровью» [1; с.171].

Рост детских заболеваний в последние годы во многом объясняется социально-экономическими изменениями, которые произошли в российском обществе, начиная с 90-х гг. ХХ в. К объективным факторам роста заболеваемости детей можно отнести, во-первых, распад системы бесплатного здравоохранения, перенос основной ответственности за состояние здоровья с государственных структур на самих граждан; во-вторых, снижение уровня социально-гигиенических условий жизни для большинства населения.

Субъективным фактором является, прежде всего, безответственное отношение к своему здоровью, которое особенно часто встречается среди малоимущих граждан. Некоторые субъективные факторы роста заболеваемости детей тесно связаны именно с таким отношением к своему здоровью взрослых. Так, например, к вторичным субъективным факторам относятся: нездоровый образ жизни; некоторые семейные традиции, негативно отражающиеся на здоровье детей; вредные привычки родителей. Кроме того, отсутствие ответственности за свое здоровье у старших поколений может способствовать формированию такого же отношения к здоровью и у детей.

Таким образом, изменение характеристик заболеваемости детей следует рассматривать в связи с продолжающейся социальной дифференциацией российского общества, которая обусловила существенные различия социальных слоев в возможностях получения медицинских услуг, физического и духовного развития детей.

В результате исследования причин и частотности заболеваемости населения можно сделать вывод о том, что основы здоровья закладываются в раннем детском возрасте. В зависимости от состояния здоровья ребенка на первом году жизни в последующем формируется или не формируется характерный спектр патологий. Так, например, «у детей, часто болевших на первом году жизни (4 раза и более), в дальнейшем значительно чаще отмечаются болезни органов дыхания и органов пищеварения. У детей старшего дошкольного возраста происходит расслоение на тех, у кого формируются хронические патологии, и тех, кто переживает период детства либо полностью здоровым, либо имеет эпизодические патологические процессы и остается практически здоровым. Более половины детей, часто болевших на первом году жизни, как правило, приобретают хронические заболевания» [2; с.24-26].

По данным опроса Е.Л.Вишневской, «30-40% матерей указывают на длительно протекающие хронические заболевания у детей. При этом около 15% отмечают, что заболевание началось с рождения; в 10-15 % случаев аналогичными видами патологий страдали родители и близкие родственники; 10-20% городского населения и около 6% сельского связывают возникновение детских патологий с питанием, жилищными условиями и окружающей средой» [3; с.39].

По данным Т.М.Максимовой, «родители отмечают, что в течение года ничем не болели около 10% детей, остальные имели те или иные отклонения в здоровье. При этом основная масса детей (70% и более) болели простудными заболеваниями, у 20% – болели зубы, около 10% имели травмы или отравления, 12% указали на возникновение или обострение в течение года хронических заболеваний» [4; с. 34].

Рост числа детей, отстающих по массе тела, в последние годы отмечают родители, опрошенные в процессе социально-гигиенического анкетирования. Так, если в 2001 г. на это указывали 9% матерей, то в 2006 г. – 15%, а в 2009 г. – 16,9%. Об увеличении доли детей с недостаточной массой тела свидетельствуют и результаты комплексной оценки, проведенной по межгрупповым нормативам. Доля детей с нормальным физическим развитием сократилась с 68-70% в 1991 г. до 55-56% в 2009 г. [5; с.34]. Все это может быть симптомом торможения процессов роста и развития детей в последние годы. Такого рода факты появились в печати и в большинстве случаев объясняются современными социально-экономическими проблемами в стране.

Исследования показателей детского здоровья в российском обществе убедительно свидетельствуют о том, что состояние здоровья разных социальных групп и слоев населения во многом определяется социально-экономическими условиями, в которых они проживают. О верности этого тезиса свидетельствуют результаты исследований, проведенные в 2006-2009 гг. современными российскими социологами и экономистами [6; с.364]. Ученые отмечают такие тенденции, как снижение доходов у отдельных слоев населения, низкая самооценка их уровня жизни, возрастание неуверенности в завтрашнем дне, ощущение безысходности.

Социальный фон крайне негативно влияет на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. По данным официальной статистики 2002 г.:

- 600 тыс. детей остались без попечения родителей (социальное сиротство);

- 500 тыс. детей ежегодно из-за распада семей лишаются одного из родителей;

- 300 тыс. детей (каждый четвертый) рождается вне брака;

- 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума;

- 20 млн. живут в бедных семьях;

- от 2 до 4 млн. детей (по разным оценкам) являются беспризорными [7; с.8].

Особую тревогу вызывает заметное снижение компенсаторно-защитных свойств у новорожденных, кроме того, имеют место замедление роста и недостаточность питания, внутриутробная гипоксия, врожденные пороки развития, внутриутробные инфекции и др.

Снижение показателей здоровья новорожденных, несомненно, отрицательно отражается на состоянии здоровья детей дошкольного возраста, что наглядно подтверждает динамика показателей их заболеваемости. Так, например, динамика заболеваемости детей дошкольного возраста за последние 8 лет характеризуется увеличением частоты:

- тиреотоксикоза в 1,3 раза;

- болезней костномышечной системы и соединительной ткани – в 1,2 раза;

- анемии – в 1,2 раза;

- болезней системы, кровообращения – в 1,1 раза;

- аллергических болезней – на 6,4%;

- новообразований – на 3,4%.

Кроме того, значительно возросло число детей с функциональными расстройствами (на 15%) и хронической патологией (на 18%). На 12% отмечается увеличение числа нарушений психического здоровья [8; с.86-88].

С конца 1990-х гг. появились сообщения о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже об их децелерации. Материалы научных исследований подтверждают, что число низкорослых детей достигло в популяции 8% что, по-видимому, является признаком продолжительного действия недостаточности питания. В современных условиях децелерация помимо снижения длины и массы тела сопровождается снижением функциональных возможностей. Так, например, за последние 10 лет «у детей старшего дошкольного возраста сила сжатия кисти уменьшилась на 18%, а жизненная емкость легких – на 15%. Характерным для нашего времени становится «трофологический синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием и снижением функциональных резервов» [9; с.120].

Концентрированным отражением уровня социального благополучия общества и государства может считаться показатель инвалидности детей. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма, реакций приспособления и зашиты. «За последние десять лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. Такой бурный рост инвалидов с детства ложится колоссальным бременем на бюджеты не только конкретной семьи, здравоохранения и социального обеспечения, но и государства в целом» [10; с.6].

Таким образом, детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-эконо-мических изменений, сопровождающихся расслоением социума и возникновением новых социальных отношений. В связи с этим здоровье детей как отдельной социально-демографической группы является важным интегральным показателем социального благополучия общества и государства. Изменение состояния здоровья этой категории населения в социологическом аспекте выражает тенденции к социальной дифференциации общества. К таковым тенденциям относятся: общий спад медицинских показателей (ухудшение показателей физического развития, заболеваемости дошкольников из бедных семей, рост количества врожденных аномалий, неблагоприятные показатели состояния здоровья новорожденных у малообеспеченных рожениц) и различия в характеристиках заболеваемости детей из разных социальных групп и слоев населения.

Преодоление негативных тенденций возможно при условии создания новой модели охраны здоровья детей. Эта модель должна обеспечить оптимальное распределение возможностей общества и государства, направленных на достижение генеральной цели: повышение уровня и качества охраны детского здоровья. Кроме того, необходимы оздоровительные мероприятия по обследованию детей в условиях дошкольных учреждений, введение в воспитательные программы профилактики заболеваний, совершенствование методик по проведению занятий физической культуры в детских садах.

Кроме того, изменение ситуации со здоровьем дошкольников предполагает серьезное социологическое, медицинское, психологическое и валеологическое сопровождение проблемы:

- разработку новых методов определения состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях;

- оценку эффективности социальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

- исследование стратегий сохранения здоровья дошкольников.

Список литературы:

  1. Неравенство и смертность в России: коллективная монография. /Под ред. Е.Школьникова, Е.Андреева, Т.Малеевой. М.: Сигналъ, 2009. 207 с.
  2. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария. 2006. №1. С.24-26.
  3. Вишневская Е.Л. Изучение здоровья детей и некоторые аспекты скрининговых исследований. М.: Здоровье, 2008. 280 с.
  4. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЗ, 2002. 188 с.
  5. Щеплягина М.А., Ильин А.Г., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Филькина О.М. Морфофункциональные особенности детского возраста // Российский педиатрический журнал. 2009. №2. С. 31-36.
  6. Римашевская Н.М. О социальной цене реформ // Куда идет Россия? М.: ГРАФ, 2009. С.364-367.
  7. О положении детей в РФ. Ежегодный государственный доклад. М.: Б.и., 2002. 816 с.
  8. Юрина А.А., Шевкуненко К.В. Проблемы психологического здоровья детей младшего школьного возраста // Здоровье и образование в ХХI веке. Майкоп, 2008. С.86-88.
  9. Журавлева И.В. Здоровье детей: окружающий мир. М.: Сигналъ, 2009. 208 с.
  10. Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал, 2006. №4. С.5-7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

АННОТАЦИЯ         Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...

Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"

Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...

Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".

Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...

Краеведческая деятельность как средство приобщения к традициям общества и государства

Данная презентация - это опыт работы ДОУ по приобщению детей к традициям общества и государства с помощью системы работы по краеведению....

«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваСоциальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему ...

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...