Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
опыты и эксперименты (старшая группа)

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ, как эффективное средство для развития двигательной активности и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ, как эффективное средство для развития двигательной активности и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность, которая является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Все мы знаем, что ФГОС дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

И эффективность реализации этих задач во многом зависит от наличия развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разностороннее физическое развитие детей, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

 Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты. Наблюдая за детьми во время занятия физической культурой, я отметила, что еще в середине педагогической деятельности двигательная активность детей снижалась, ребята были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры.  А ведь движение –  это основа любой деятельности ребенка. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического развития.

Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми,  поставила цель - развивать  двигательную активность воспитанников, с помощью нестандартного физкультурного оборудования.  Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

- создание развивающей предметно-пространственной среды, используя нестандартное физкультурное оборудование;

- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

- побуждать детей к самостоятельной двигательной активности.

       Правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

         Наряду с традиционным физкультурным оборудованием, которое способствует разностороннему физическому развитию ребенка развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, в своей работе по развитию двигательной активности я решила использовать нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

«Нестандартный»… т. е. не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Это оборудование – сделанное своими руками из подручных средств и материалов: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений, корригирующих гимнастик и подвижных игр.

Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о том, что оно должно быть:

1. Безопасным в использовании.

2. Простым в изготовлении.

3. Эстетически привлекательным.

4. Компактным и лёгким.

5. Обладать максимальной эффективностью.

6. Доступным в использовании.

7. Отвечать гигиеническим требованиям.    

          Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Использование нестандартного оборудования помогает в играх ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т. д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.

Благодаря яркому, многофункциональному и мобильному нестандартному оборудованию можно легко разнообразить детские спортивные праздники, соревнования. Оборудование используется как в помещении, так и на участке.

Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа.

Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью я внедрила в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы.

         Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей  зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй. Мною проводилось анкетирование родителей, результаты которого показали что, физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время прогулок.

Поэтому учитывая полученные результаты исследования, я решила сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:

- родительские собрания на актуальные темы;

- печатные и электронные консультации;

- совместные праздники, досуги, развлечения;

- на сайте дошкольного учреждения.

.    Анализируя свою работу по развитию двигательной активности, с использованием нестандартного оборудования,  можно отметить положительные изменения.

         Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность.

  Двигательная активность стала более целенаправленной.

  Вывод: использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.

Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья ребёнка.

Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ

В статье представлено практическое использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях физической культурой в старших группах детского сада: мячи-прыгуны, степы, резиновые жгуты....

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство профилактики физических отклонений дошкольников

Ценность работы с нестандартным оборудованием заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности за счет необычной формы самодельной атрибутики, новизны и крас...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного...

Педагогический проект «Физкульт-Ура» (использование нестандартного физкультурного оборудования)

Обоснование.  Интерес к здоровью детей обусловлен возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития....

Конспект физкультурного занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей "В зоопарк гулять пойдем".

Конспект физкультурного занятиядля детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей...