Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
консультация (старшая группа)

Панкратова Любовь Ивановна

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberezhenie_opyt_raboty.doc36.52 КБ
Microsoft Office document icon zdorove_sberezhenie_opyt_raboty.doc36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.                          

        Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.        Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов. 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20 – 25 % ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвёртый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Макаровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.)

Какие же факторы влияют на здоровье ребёнка?

Как было сказано выше, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.).

Всё больше внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической         обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении. Поэтому тема сохранения и укрепления здоровья детей становится всё более актуальной.

И рассмотрев вопрос здоровья детей во всех аспектах, я решила: что вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй, т.к. основы здоровья закладываются именно там.

Свою работу я начала с анкетирования родителей .

Такое анкетирование мне помогло больше узнать о каждом ребёнке, его физическом развитии в семье, а  также знаниях родителей о проблемах здоровья детей. Я составила график грамотности родителей в этом вопросе и спланировала наиболее важные и эффективные формы работы с родителями и детьми по решению проблем со здоровьем.

Постоянно пропагандирую  среди родителей необходимость и важность физического воспитания (газеты, родительский уголок, папки-ширмы, консультации). Пополнила уголок физического воспитания новым физоборудованием, настаивая на правильном режиме дня и проведения утренней гимнастики дома в выходные дни.

Проводила спортивные развлечения и досуги с участием родителей.

Провела родительское собрание на тему: «Проблемы и подходы к формированию валеологической культуре ребёнка». Приглашала родителей на занятия по валеологии и кружка «Мастерская здоровья».

Познакомила родителей с результатами диагностики физического состояния детей.

По работе с детьми я разработала проекты занятий по валеологии. На каждого ребёнка была заведена индивидуальная валеологическая карта (приложение №    1). Проекты занятий по валеологии я включила  в перспективный план работы.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

На занятиях по валеологии я приглашаю родителей. Они вместе с детьми познают важность знаний         в области валеологии.

Беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, знакомство с внутренним и внешним строением человека, ведение индивидуальной  программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. Это такие занятия, например, как: «Советы Доктора Воды», «Глаза – главные помощники человека », «Почему болят зубы», «Здоровая пища для всей семьи» и т.д.

Нам, взрослым, дана возможность сделать сферу детства валеологической, т.е. здоровой. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

  • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В проектной деятельности стараюсь использовать методы коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Стараюсь направить всё внимание  на внутренние ощущения детей, понимая, что у них преобладает непроизвольное внимание.

Ребёнок способен сосредоточиться на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам. Стараюсь на своих занятиях необходимыми приёмами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость детей. Родители учатся управлять психофизическими процессами своих детей.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, Но и «этюды для души» (например, «Сотвори в себе солнце», «Берёзка», «Росинки», «Из семени в деревце» или «Цветок»:

Шли по полям, да по лугам сестрица Алёнушка и братец Иванушка. А вокруг цвело множество цветов: красивых, ярких, разноцветных.

Хотите быть цветочками на лугу? Каким именно цветком вы хотели бы стать?

Солнышко ещё не взошло. Цветы спят. Глазки у них закрыты, они дышат глубоко, ровно, спокойно (дети закрывают ладонями глаза). «Дзынь», - выглянул первый солнечный лучик. Погладил по головке цветочек Дашу, цветочек Мишу… (гладит).

Цветочки открыли сначала один глазок, потом другой. Посмотрели вниз, вправо, вверх, влево. Зажмурились они от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады цветочки солнышку! Зазвенели колокольчики» «Дзинь-дзинь-дзинь». Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так». Начали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку. Какие чистые и свежие! Посмотрели друг на друга (глаза вправо - влево) и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости и обретения спокойствия.

Кроме занятий по валеологии я на протяжении нескольких лет веду кружок «Мастерская здоровья». К нам ежегодно приходят врачи-специалисты и проводят осмотр детей. После осмотра выяснилось, что  7 детей из группы имеют те или иные отклонения правильной осанки, плоскостопие, нарушения координации движений. О чём некоторые родители и не знали. В связи с тем, что  в условиях занятости родителей и неимения возможности водить  детей в поликлинику на занятия ЛФК, возник вопрос об организации кружка по лечебной физкультуре, который и стал называться «Мастерская здоровья». Я разработала перспективный план работы кружка, который был согласован с врачом-педиатром нашего учреждения. В этот план включены различные мероприятия по коррекции осанки. Разработаны комплексы упражнений для укрепления определённых групп мышц, упражнения для снятия статического напряжения, психогимнастика, упражнения на релаксацию, самомассаж. Занятия кружка «Мастерская здоровья» было представлено воспитателям детских садов города, где получило одобрение,  и было рекомендовано для использования в работе с детьми дошкольных учреждений города.

Работа кружка дала хорошие результаты. Из 7-ых детей, имевших патологические отклонения, к очередному осмотру специалистов осталось трое, и те с улучшенными результатами.

В работе с  детьми ведется видиосъемка. Снятый материал просматриваем с родителями в виде презентаций и родительских стенгазет, где родители прослеживают алгоритм  способностей и умений детей.

Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости.

Чтобы сберечь нервную систему детей от перегрузок обеспечиваю правильный дневной сон. Определяю признаки утомления детей по окраске кожи, выражению лица, частоты дыхания, появлению потливости.

Во всех воспитательно – образовательные моменты включаю самомассажи (стопы, пальцев, уха, точечный массаж и т.д.), которыми дети уже овладели.

Утреннюю гимнастику провожу нетрадиционными способами. Это «Танец пяти движений», где дети изображают «течение воды», «переход через чащу», «полёт бабочки», «сломанную куклу», «покой», «Походка и настроение», «Весёлая зарядка» и т.д. Все это проводится под музыку. Дети  с удовольствием выполняют такие комплексы и получают заряд положительных эмоций.

Разработала несколько программ физкультурных досугов. Это «За что я

люблю себя и друзей», «Весёлое лето», «Я – человек, части тела, личная гигиена», «Я и мои друзья», «Зов Джунглей», для проведения которых было изготовлено красочное оборудование.

Заботясь о здоровье детей, я, совместно  с семьёй, стремлюсь сделать

счастливым детство каждого ребёнка.

Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и, в то же время, быть сердитой, раздражённой. Позволять себе резкие высказывания. Нельзя говорить о тех или иных продуктах, а самому не употреблять их в пищу, иметь вредные привычки, а детям рассказывать о их вреде. Вся работа с детьми должна приносить детям чувства удовлетворения, лёгкости и радости, желания заниматься. К чему я в своей работе, вот уже 33 год  и стремлюсь.

Хочется закончить описание своего опыта работы словами Сократа «Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто».

Из описанного опыта работы благодаря ежедневному кропотливому труду совместных усилий семьи и детского сада, я добилась следующих показателей:

Заболеваемость детей снизилась 

Просвещённость родителей в вопросе здоровья детей и гармоничного развития возросла.

Когда родители видят результаты умений и навыков детей, то,  что дети меньше начинают болеть простудными заболеваниями, специалисты отмечают положительную динамику в устранении нарушений в осанке, приобретённые навыки личной гигиены, они понимают, что сейчас ещё  можно всё исправить и активно участвуют в этом процессе.

Таким образом, можно сказать, что оздоровительная среда как важнейший компонент здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразными формами и методами физического,психического и эмоционального развития детей, что соответствует федеральным  государственным образовательным стандартам.



Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.                          

        Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.        Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов. 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20 – 25 % ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвёртый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Макаровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.)

Какие же факторы влияют на здоровье ребёнка?

Как было сказано выше, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.).

Всё больше внимание учёных привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической         обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении. Поэтому тема сохранения и укрепления здоровья детей становится всё более актуальной.

И рассмотрев вопрос здоровья детей во всех аспектах, я решила: что вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй, т.к. основы здоровья закладываются именно там.

Свою работу я начала с анкетирования родителей .

Такое анкетирование мне помогло больше узнать о каждом ребёнке, его физическом развитии в семье, а  также знаниях родителей о проблемах здоровья детей. Я составила график грамотности родителей в этом вопросе и спланировала наиболее важные и эффективные формы работы с родителями и детьми по решению проблем со здоровьем.

Постоянно пропагандирую  среди родителей необходимость и важность физического воспитания (газеты, родительский уголок, папки-ширмы, консультации). Пополнила уголок физического воспитания новым физоборудованием, настаивая на правильном режиме дня и проведения утренней гимнастики дома в выходные дни.

Проводила спортивные развлечения и досуги с участием родителей.

Провела родительское собрание на тему: «Проблемы и подходы к формированию валеологической культуре ребёнка». Приглашала родителей на занятия по валеологии и кружка «Мастерская здоровья».

Познакомила родителей с результатами диагностики физического состояния детей.

По работе с детьми я разработала проекты занятий по валеологии. На каждого ребёнка была заведена индивидуальная валеологическая карта (приложение №    1). Проекты занятий по валеологии я включила  в перспективный план работы.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

На занятиях по валеологии я приглашаю родителей. Они вместе с детьми познают важность знаний         в области валеологии.

Беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, знакомство с внутренним и внешним строением человека, ведение индивидуальной  программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. Это такие занятия, например, как: «Советы Доктора Воды», «Глаза – главные помощники человека », «Почему болят зубы», «Здоровая пища для всей семьи» и т.д.

Нам, взрослым, дана возможность сделать сферу детства валеологической, т.е. здоровой. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

  • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В проектной деятельности стараюсь использовать методы коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Стараюсь направить всё внимание  на внутренние ощущения детей, понимая, что у них преобладает непроизвольное внимание.

Ребёнок способен сосредоточиться на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам. Стараюсь на своих занятиях необходимыми приёмами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость детей. Родители учатся управлять психофизическими процессами своих детей.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, Но и «этюды для души» (например, «Сотвори в себе солнце», «Берёзка», «Росинки», «Из семени в деревце» или «Цветок»:

Шли по полям, да по лугам сестрица Алёнушка и братец Иванушка. А вокруг цвело множество цветов: красивых, ярких, разноцветных.

Хотите быть цветочками на лугу? Каким именно цветком вы хотели бы стать?

Солнышко ещё не взошло. Цветы спят. Глазки у них закрыты, они дышат глубоко, ровно, спокойно (дети закрывают ладонями глаза). «Дзынь», - выглянул первый солнечный лучик. Погладил по головке цветочек Дашу, цветочек Мишу… (гладит).

Цветочки открыли сначала один глазок, потом другой. Посмотрели вниз, вправо, вверх, влево. Зажмурились они от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады цветочки солнышку! Зазвенели колокольчики» «Дзинь-дзинь-дзинь». Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так». Начали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку. Какие чистые и свежие! Посмотрели друг на друга (глаза вправо - влево) и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости и обретения спокойствия.

Кроме занятий по валеологии я на протяжении нескольких лет веду кружок «Мастерская здоровья». К нам ежегодно приходят врачи-специалисты и проводят осмотр детей. После осмотра выяснилось, что  7 детей из группы имеют те или иные отклонения правильной осанки, плоскостопие, нарушения координации движений. О чём некоторые родители и не знали. В связи с тем, что  в условиях занятости родителей и неимения возможности водить  детей в поликлинику на занятия ЛФК, возник вопрос об организации кружка по лечебной физкультуре, который и стал называться «Мастерская здоровья». Я разработала перспективный план работы кружка, который был согласован с врачом-педиатром нашего учреждения. В этот план включены различные мероприятия по коррекции осанки. Разработаны комплексы упражнений для укрепления определённых групп мышц, упражнения для снятия статического напряжения, психогимнастика, упражнения на релаксацию, самомассаж. Занятия кружка «Мастерская здоровья» было представлено воспитателям детских садов города, где получило одобрение,  и было рекомендовано для использования в работе с детьми дошкольных учреждений города.

Работа кружка дала хорошие результаты. Из 7-ых детей, имевших патологические отклонения, к очередному осмотру специалистов осталось трое, и те с улучшенными результатами.

В работе с  детьми ведется видиосъемка. Снятый материал просматриваем с родителями в виде презентаций и родительских стенгазет, где родители прослеживают алгоритм  способностей и умений детей.

Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости.

Чтобы сберечь нервную систему детей от перегрузок обеспечиваю правильный дневной сон. Определяю признаки утомления детей по окраске кожи, выражению лица, частоты дыхания, появлению потливости.

Во всех воспитательно – образовательные моменты включаю самомассажи (стопы, пальцев, уха, точечный массаж и т.д.), которыми дети уже овладели.

Утреннюю гимнастику провожу нетрадиционными способами. Это «Танец пяти движений», где дети изображают «течение воды», «переход через чащу», «полёт бабочки», «сломанную куклу», «покой», «Походка и настроение», «Весёлая зарядка» и т.д. Все это проводится под музыку. Дети  с удовольствием выполняют такие комплексы и получают заряд положительных эмоций.

Разработала несколько программ физкультурных досугов. Это «За что я

люблю себя и друзей», «Весёлое лето», «Я – человек, части тела, личная гигиена», «Я и мои друзья», «Зов Джунглей», для проведения которых было изготовлено красочное оборудование.

Заботясь о здоровье детей, я, совместно  с семьёй, стремлюсь сделать

счастливым детство каждого ребёнка.

Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и, в то же время, быть сердитой, раздражённой. Позволять себе резкие высказывания. Нельзя говорить о тех или иных продуктах, а самому не употреблять их в пищу, иметь вредные привычки, а детям рассказывать о их вреде. Вся работа с детьми должна приносить детям чувства удовлетворения, лёгкости и радости, желания заниматься. К чему я в своей работе, вот уже 33 год  и стремлюсь.

Хочется закончить описание своего опыта работы словами Сократа «Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто».

Из описанного опыта работы благодаря ежедневному кропотливому труду совместных усилий семьи и детского сада, я добилась следующих показателей:

Заболеваемость детей снизилась 

Просвещённость родителей в вопросе здоровья детей и гармоничного развития возросла.

Когда родители видят результаты умений и навыков детей, то,  что дети меньше начинают болеть простудными заболеваниями, специалисты отмечают положительную динамику в устранении нарушений в осанке, приобретённые навыки личной гигиены, они понимают, что сейчас ещё  можно всё исправить и активно участвуют в этом процессе.

Таким образом, можно сказать, что оздоровительная среда как важнейший компонент здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразными формами и методами физического,психического и эмоционального развития детей, что соответствует федеральным  государственным образовательным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.

В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»

Дорогие родители, сейчас не простое время для всех нас. Всем нам – и взрослым, и детям – сегодня нужно учиться жить в новой реальности, изменить привычный образ жизни. И в этот период панд...