Кружковая деятельность для детей 3 - 4 лет "Разноцветные ёжики".
методическая разработка (младшая группа)

Гончарова Любовь Михайловна

Методическая разработка кружковой деятельности для детей младшей  группы по теме "Су -  джок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-_dzhok_kruzhok.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №1  г. Острогожска

Рабочая программа кружка

по дополнительному образованию

«Разноцветные ёжики»

 Направление:  

физкультурно - оздоровительное.

Воспитатель:

Гончарова Л.М.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» ФГОС от 29.12.2012г №273-ФЗ, Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, утвержденным приказом министерства образования и науки 17.10.2013 №1155; с требованиями концепции дошкольного воспитания; положением о рабочей программе педагога.

          Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц 3 кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с 3  лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

    Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка. 

           При составлении программы учитывались особенности детей 2 младшей группы  (от 3 до 4 лет). В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

        Тема кружковой работы «Разноцветные ёжики» (посредством Су – Джок терапии) является наиболее актуальной для детей данной группы, так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка  направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 3 лет.

         Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них,  мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приѐмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей. Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются: 

Высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность — неправильное применение никогда не наносит вред — оно просто неэффективно. Универсальность — Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.

          Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач: 

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

      При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 лет.

    Принципы реализации программы:

 - принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;  

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

-полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

 Календарно-тематическое планирование

       В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:

- массаж пальцев кистей рук;

 - пальчиковая гимнастика;

- игры с предметами;

- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Месяц/ № п/п

Содержание образовательной деятельности

цель

Развивающая предметно- пространственная среда

Сентябрь

1.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Капуста»;

- дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений

Су-Джок шары, Мячики-ѐжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

2.

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем молотком»;

 - игра «Подбери крышку»,

Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

3.

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра «Бумажный мяч»

Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

Бумага разной плотности, бумажные салфетки

4.

- массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»

- игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса

Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн; одноразовые тарелочки

Октябрь

5.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

- д/игра «Цветные вкладыши»

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

6.

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;  - д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы

7.

- массаж пальчиков Су- Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

Активизировать движение пальцев рук

Су-Джок шары

8.

- массаж пальчиков «Сухой бассейн»,

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом

«Сухой бассейн»; счетные палочки.

Ноябрь

9.

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

- Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

Карандаши, тесьма, деревянные бусы

10.

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

 - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

- шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

11.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; -

 штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

Су-Джок шары

12.

- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение

Грецкие орехи

 Декабрь

13.

- массаж пальчиков «Катаем карандашики»;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

14.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

- игра «Пробковые лыжи»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах)

Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок

15.

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

 - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра панно «Деревенская улица»

Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки

Деревянные палочки, панно «Деревенская улица»

16.

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок»

Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание

Карандаши, шнуровки «Поросенок», «Зайчик», «Утенок»

Январь

17.

- массаж пальчиков  (поглаживание пальцев в разных направлениях);

 - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

 - игры с персонажами пальчикового театра

Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации

Наборы пальчикового театра

18.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Бычок»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»

Активизировать движения пальцев рук, координацию движений

Су-Джок шары, мягкие игрушки

19.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Ежик»

Активизировать движения пальцев рук, координацию движений

Су-Джок шары

Февраль

20.

- массаж пальчиков грецкими орехами;

 - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

- мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

21.

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»

Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Карандаши

22.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

- игра «Геометрическая мозаика»

Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

Резиновые мячики, мозаика

23.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

- игра «В гости к Винни- Пуху»

Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

Су-Джок шары, тактильные дорожки

Март

24.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Наша мама»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких

Резиновые мячики

25.

- массаж пальчиков;

- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

Способствовать развитию тонко координированных движений рук,

Пальчиковые бассейны, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки

26.

- массаж пальчиков Су-джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Су-Джок шары

27.

- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

- выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

Апрель

28.

- массаж пальчиков Су-джок шарам;

 - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики»

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

Су-Джок шары

29.

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)

Совершенствование координации и движений пальцев рук

Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

30.

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;

- «Бусы для бабушки»

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы

31.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами,

 - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Су-Джок шары

Май

32.

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

33.

- Перекладывание из одной емкости в другую.

 - Д/игра "Сухой бассейн".

- Логоритмика Упражнение "Это я!"

Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев

Две емкости, фасоль, манка, сито; сухой бассейн

34.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами,

 - пальчиковая гимнастика «Семья»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Су-Джок шары

35.

- массаж пальчиков Су-Джок шарами;

- пальчиковая гимнастика «Цветы»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»

Активизировать движение пальцев рук

Су-Джок шары, мелкие игрушки

36.

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

 - Игра «Укрась полянку»

Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

Грецкие орехи, фасоль, горох, семена тыквы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 1.Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе 

- соответствие мебели, оборудования возрастным особенностям детей данной группы, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13;

 - составление календарно-тематического плана работы;

 - разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у детей 3, 4 лет;

- подбор необходимых инструкций, метод. рекомендаций по методике Су – Джок терапии,

- пополнение картотеки упражнений, игр по методике Су – Джок терапии,

- составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;

 - создание картотеки пальчиковых игр;

- оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук традиционными методами и методом Су - Джоку;

- изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды, посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр, оборудование, предметы, отвечающие методике Су – Джок терапии.

2.Организация работы кружка.

Программа рассчитана на 36 занятий, срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май) для детей 2 младшей группы (3 – 4 года). Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – не более 15 минут (2 младшая группа) во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 15 детей (во второй половине дня).

Список литературы:

1. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.

2. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

 3. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- синтез, 2009.

Приложение

Картотека игр, упражнений

по методике Су – Джок терапии

Составитель:

Гончарова Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб пешеходных наук" - тематическое планирование кружковой деятельности для детей старшей группы.

"Клуб пешеходных наук" - практическое пособие для воспитателей по организации кружковой деятельности по ознакомлению детей старшей группы с ПДД.В приложении приведены конспекты образовательной деятель...

План работы кружковой деятельности для детей предшкольной подготовки по программе «Азбуковедение»

Программа «Азбуковедение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа предусматривает обучение чтению детей дошкольного возраста. Прогр...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...

Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"

Представленное мной занятие - путешествие  проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...

Планирование кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"

Календарно-тематическое планирование Кружка" Волшебная кисточка"...