"Адаптация детей, находящихся на длительном лечении в стационаре"
статья

Клюкина Валерия Михайловна

Данный материал затрагивает проблемы, с которыми сталкивают дети, проходящие длительное лечение в стационаре и их родители, попавшие в новые и некомфортные для них жизненные условия. А так же рассматриваются вопросы помощи педагогов в данной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  для выступления на метод объединении ГБУЗ «МНПЦ БТ ДЗМ»

 филиала детское отделение по теме:

 «Адаптация к новым условиям детей, находящихся на длительном лечении в стационаре и их родителей»

Подготовлен воспитателем

1 квалификационной категории ТЛПО 1

Клюкиной В.М.

Введение. В жизни ребенка, который полноценно жил и развивался в условиях семьи и образовательных учреждений, болезнь, вызывающая необходимость госпитализации в стационар, а особенно на длительный срок, приводит к изменению смысла жизни, нарушению гармоничного функционирования в обществе, появлению психологических и социальных проблем. Врачи и медперсонал по причине собственной загруженности лечебным процессом просто не в силах помочь им в сложившейся ситуации в полной мере.

Это подтверждено многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями

Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления. А так же маленькие пациенты ограничены в общении со своими сверстниками и меньше проводят времени на свежем воздухе, в особенности это относится к детям с онкогематологическими патологиями, но и имеет место у детей, находящихся в стационарах другой направленности.

В условиях воздействия психической травмы, учитывая, что адаптивные механизмы важнейших регуляторных систем (нервной, эндокринной, иммунной) и висцеральной системы организма у детей находятся на стадии становления, необходимо оказывать помощь в реабилитации детей попавших в трудные жизненные ситуации в результате болезней и чрезвычайных ситуаций. Считается, что при таком стрессе ребенок может восстановиться либо в связи со стрессоустойчивостью, либо под влиянием методов психологической защиты. Поэтому такая помощь пациенту и его семье должна осуществляться многими специалистами  При реализации нашего проекта, мы расчитываем на участие и помощь наших коллег: логопеда, музыкального руководителя и психолога, а так же приглашенных руководителем специалистов по данным направлениям в качестве консультантов.

Цель проекта – психологическая поддержка детей, родителей и ближайших родственников на время прохождения длительного и агрессивного лечения в ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом" ДЗМ ТЛПО  1.

Поступающие на лечение дети относятся к разным социальным слоям нашего общества: есть дети из полных и благополучных семей, окруженные любовью, заботой и вниманием со стороны родных и близких. Есть дети из неполных или неблагополучных семей, а так же дети, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей.

Но  в какой социальной ситуации не оказался ребенок, нахождение в больнице является для него тяжелейшим стрессом и потрясением. Ребенок оказывается вырванным из того привычного ему мира, в котором он находился до госпитализации.

Попадая в больницу ребенок испытывает тяжелейший стресс. И учитывая, что в нашем отделении находятся и совсем маленькие дети (от 0 до 4 лет), мы можем только предполагать, что испытывает ребенок, попав в больницу: страх, боязнь больше не увидеть близких и т.д.? Не приходится удивляться, что от пережитых потрясений ребенок впадает в депрессию, его поведение меняется, он становиться замкнутым, капризным, плаксивым. В качестве защитного механизма может и часто появляется агрессия по отношению к другим детям и взрослым. Наша задача помочь ребенку пройти адаптационный период как можно быстрее, помочь ему осмотреть и понять, что все не так страшно, в больнице тоже может быть весело и интересно как детском саду, что и здесь есть интересные и познавательные занятия, в которых можно принимать участие.

Но проблема детской адаптации не единственная, с которой сталкиваются сотрудники отделения. Не меньшей проблемой является  адаптация в сложившейся ситуации и взрослых членов семьи ребенка. Болезнь, и как следствие госпитализация ребенка, являются каласальным стрессом для взрослых, которые начинают предъявлять завышенные требования к сотрудникам отделения, подчас необоснованно подозревая их в недостаточном уходе или внимании к их ребенку.

Мы рассматривали разнообразные варианты решения данной проблемы и пришли к выводу, что решать ее нужно комплексными мерами, через вовлечение в процесс как детей, так и их родителей. Но в условиях стационара инфекционной больницы возможности для реализации некоторых видов деятельности и проектов ограничены. Рассмотрев разнообразные варианты и сопоставив наши цели, задачи и возможности мы остановились на театрализованной деятельности как самом  интересным и эффективном варианте, в условиях  нашего стационара.

Какие задачи мы хотим решить в ходе реализации нашего проекта:

- психологическая помощи и поддержка ребенка, поступившего на лечение в наш стационар;

- создание эмоционально комфортных условия для пребывания ребенка через вовлечение его в творческую и игровую деятельность;

- профилактика адаптационных нарушений у детей через занятия его различными видами деятельности и нахождения индивидуального подхода к каждому ребенку;

- установление позитивных эмоциональных установок у ребенка во время нахождения его на лечении в стационаре.

Надеемся, что эти меры помогут нашим маленьким пациентам успешно адаптироваться в сложившийся ситуации и как можно быстрее поправить, для чего мы приложим все силы.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология клоун-терапии с детьми, находящимися на стационарном лечении в медицинских учреждениях, и с семьей онкобольного ребенка, находящегося дома.

Представленная технология является авторской разработкой арт-терапевтической работы с семьями онкобольных детей, находящихся на попечении Детского Хосписа. В данной технологии представлена структура к...

Проект Комнаты терапевтического досуга и психологической помощи для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении, на отделении детской онкологии, гематологии и генетических болезней. Название проекта: «Здесь живет радость»

Представленный материал является авторской разработкой проекта "Комнаты терапевтического досуга" для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении. В нем отражены цели и задачи проекта, напра...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Программа направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное со...

Труд – важнейшее средство воспитания детей, находящихся в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей школьного возраста так же является ...

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к детскому саду после длительного отсутствия в связи с карантином в стране

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире в целом, связанной с распространением CoViD-19, наши дети были лишены какое-то время возможности посещать детские образовате...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...