“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”
статья (младшая группа)

Худякова Елена Андреевна
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proekt.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Худякова Е.А., воспитатель

                ГБДОУ Центр развития ребенка детский сад №38 Калининского района

                                                                                Санкт-Петербурга

“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”

( Из опыта работы )

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Этот период является сензетивным для формирования основных качеств личности. Одно из направлений гармоничного развития личности является гигиеническая культура Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение  разговаривать, писать, читать.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей. Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мною  был разработан  и внедрен проект «Этикет для малышей»,

который,  осуществляю по следующим направлениям:

Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Для достижения эффективности привития культурно-гигиенических навыков составила план,  который состоит из 2-х разделов - это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовала разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Приучаю ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя кабинка.

Подвожу  детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовываю не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрала иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обратила  на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработала  план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследований,   двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы разработала двигательный режим, а также пополнила физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

Тема  интересна и актуальна потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
  6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
  7. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в формировании культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста..

Использование метода проектов для формирования культурно - гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным....

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (из опыта работы).

Использование проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....