Физкультурный досуг «Мы-богатыри!» для детей старшего возраста и родителей
учебно-методический материал (старшая группа)

Горячева Ирина Евгеньевна

Формирование у дошкольников образа защитника Отечества возможно через ознакомление с былинными богатырями. В былинах, как нигде, сохранились особенности черт русского характера, издревле присущие русскому человекуему нравственные ценности, а так же  представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

            Так же на самосознание дошкольника, овладение им произвольными формами поведения, основами взаимопонимания и взаимопомощи, контролем собственных действий большое положительное воздействие оказывает игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_bogatyri.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка – детский сад № 96 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

V районный творческий конкурс

«С чего начинается Родина?»

Номинация «О героях былых времён»

Физкультурный досуг

«Мы-богатыри!»

для детей старшего возраста

 и родителей

Методическая разработка

Автор-составитель:

Горячева И.Е.,ГБДОУЦРР детский сад №96

Фрунзенского района.

 воспитатель высшей категории

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка.

         На современном этапе проблема нравственно-патриотического воспитания детей очень актуальна. Именно  поэтому воспитательно-образовательная работа любого дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, направлена на воспитание чувства гордости за историю своей  страны и потребности её защищать.

        Формирование у дошкольников образа защитника Отечества возможно через ознакомление с былинными богатырями. В былинах, как нигде, сохранились особенности черт русского характера, издревле присущие русскому человекуему нравственные ценности, а так же  представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

        Так же на самосознание дошкольника, овладение им произвольными формами поведения, основами взаимопонимания и взаимопомощи, контролем собственных действий большое положительное воздействие оказывает игра. А если это ещё и  совместная игра детей и родителей, то, несомненно, происходит  гармонизация детско-родительских отношений, налаживание  взаимопонимания в семьях дошкольников. Такая игра побуждает  стремление всех членов семьи к эмоциональному сближению.

         Необходимо отметить, что участие родителей в совместных с детьми досугах приводит к   сплочению самого  коллектива родителей воспитанников.

Таким образом, представленная методическая разработка очень актуальна.

  

Цели:

  1. Углубить знания и представления детей о героическом прошлом русского напода Древней Руси, велких русских богатырей- защитниках земли русской.
  2. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси,
  • расширять словарный запас детей,
  • побуждать интерес детей к чтению былин, к их языку.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление
  • развивать навыки коллективного взаимодействия, сопричастности к общему делу.

Условия и особенности реализации игры.

        Мероприятие проводится в музыкальном (физкультурном) зале, где предусмотрены места для участников  и зрителей. Игра рассчитана на на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7 лет).

Материалы и оборудование.

  • Ноутбук
  • Экран
  • Проектор
  • СD-диск с фотографиями (Приложение1, Приложение 2)
  • Презентация «Доспехи и вооружение богатыря»
  • СD-диск с музыкальным сопровождением (см. «Музыкальное сопровождение»)
  • Гусли
  • Костюмы для Доброго Молодца и Сказителя

Подвижная ига «Помоги Илье Муромцу»  

-2 дорожки (бумага, материал)

-бумажные прямоугольники зелёного цвета (30  штук)

-2 карзины

Игра «Одень богатыря»

-Бумажные шлем, бармица, кольчуга, щит, булава, лук со стрелами, копьё, пластинчатый панцырь, сапоги  (всё по 2 шт.) и вещи, не относящиеся к снаряжению богатыря (например, пистолет, фуражка, маска и т.п. Так же по 2 шт.)

Подвижная игра «Бой со Змеем Горынычем»

-Маска Змея Горыныча (по числу участников)

  • Кроссворды (Приложение 4) 2 шт.
  • Ручка (простой карандаш) 2 шт.
  • Дипломы и медали (по числу участников)

Предварительные организационные мероприятия.

         Воспитанники средней, старшей и подготовительной  групп принимают участие в выставке «Мы-богатыри». Работами оформляют зал, в котором проводится игра. Родителям с детьми предлагается сделать газеты на тему «Мой папа -богатырь», «Я-богатырь» и т.п.  Родители участников игры изготавливают атрибуты для игр «Одень богатыря», «Бой со Змеем Горынычем», «Помоги Илье Муромцу».

Предварительная работа.

  1. Чтение отрывков о былинных героях «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей горыныч», «Алёша попович и Тугарин Змей».
  2. Слушание в грамзаписи былины «Финист Ясный Сокол», «Никити Кожемяка», «Змей Горыныч».
  3. Изодеятельность на темы «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
  4. Работа с родителями

- Чтение былин о богатырях, пословиц о защитниках Родины.

- проектная деятельность на тему «Герои былин».

 Ход игры.

Действующие лица. Ведущий, Сказитель, Добрый Молодец.

        Игроки (дети и папы) входят в музыкальный (спортивный) зал под музыку №1 (показ презентации на экране) и  садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники игры, посвящённой Дню защитника Отечества. Сегодня у нас необычная игра. Это настоящее путешествие в глубь веков, когда образовалось наше государство, названное Русью. Именно поэтому жителей  этого государства стали называть русичами. Но были среди русичей и люди недюжей силы, храбрые, выносливые и сильные. Как вы думаете, ребята, как звали этих людей?

Дети: предполагаемые ответы- богатыри.

Ведущий. Молодцы, ребята! Правильно ответили на мой вопрос.

Под музыку №2  входит богатырь-Добрый молодец (Д.М.)

Д.М.(говорит нараспев): Молодцы, правильно ответили на вопрос. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые! Наверно, вы узнали меня. Я богатырь-Добрый Молодец. Мы - богатыри были защитниками нашей Родины в древности. Мы обладали   безмерной силой, отвагой и стойкостью. Посмотрите как  выглядели мои друзя-богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович , которых нарисовал замечательный художник В.М. Васнецов

 (показ картины В. М. Васнецова «Богатыри» на экране). Приложение 1.(Слайды 1,2) Как вы видите, они стоят на границе,защищают ее и мы понимаем, что мимо них ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит- ни один враг не проскользнёт на нашу матушку Землю. Посмотрите как изобразили разные художники этих же богатырей. Приложение 1 (Слайды 3,4,5)

        А  каких богатырей вы знаете ещё?

Дети:  предполагаемые ответы  Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянинович, Вольга Святославович.

Д.М. Молодцы! Многих богатырей вы помните. А вы знаете, ребята,что всё-всё, что вы о нас богатырях знаете  дошло до нас благодаря былинам и сказителям. А теперь давайте разберемся по-порядку. Гости дорогие, знаете ли вы что такое былина?

Дети. предполагаемые ответы. Запись того, что было когда-то давно давно.....Происходит от слов «быть», «было».

Д.М.  Правильно, молодцы, гости дорогие. Ну, может быть, вы знаете и то, кто же  такой сказитель?

Дети.  предполагаемые ответы. Тот, кто что-то рассказывает, сказывает.

Д.М. Молодцы, молодцы, гости дорогие. Правильно на мои вопросы ответили.  Сказитель это человек, который ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.(фото сказителя с гуслями на экране). Приложение 1 (Слайд 6). Ну а до нас эти рассказы сказителя дошли в виде былин. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах ещё рассказывалось и о  жизни русского народа, которая была очень нелёгкой в те далекие-предалёкие времена.

        И сегодня я пришёл к вам не один. Слышате необычную, очень красивую музыку. Это в гости к нам идет сказитель былин, а в руках у него старинный русский инструмент-гусли.

 Под  музыку №3  в зале появляется сказитель с гуслями, проходит по залу как-будто играет на гуслях и садится на стул посередине зала. Говорит перебирая по струнам:

Сказитель. ( музыка №3 )

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости дорогие да славные!

Собралися вы сегодня здесь

Силу молодецкую показать,

Силу показать да нас порадовать.

На Руси нашей матушке

Жили раньше богатыри славные

Богатыри славные да удалые.

Был среди них Илья Муромец

Не любил он Соловья Разбойника,

Соловья-разбойника врага лютого.

Победил его Илья Муромец

Илья Муромец-богатырь русский.

(сказитель уходит под музыку №3)

Ведущий. Вот и вам, дорогие участники игры, предстоит показать сейчас нашим гостям Добру молодцу и Сказителю силу удалецкую, а значит показать себя настоящими богатырями, как Илья Муромец. Посмотрим, получится ли это у вас?

        Вам надо, дорогие наши участники игры, поделиться на 2 команды. (участники делятся на команды, дают им названия).

Д.М. А теперь слушайте внимательно моё задание. Рассказывал мне давным-давно Илья Муромец, что однажды, когда он решил со Змеем Горынычем сразиться, трудно ему было  проехать по короткой дороге в стольный град Киев. Говорил он мне такие слова:  

Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела...

        Давайте поможем Илье Муромцу проити по короткой  дороге и поскорее попасть в стольный град Киев.

        Для этого участники команд выстраиваются  друг за другом в колонну.  Посмотрите перед вами дорожки, покрытые травой (бумажные прямоугольники зеленого цвета, которыми полностью закрыта дорожка). Каждму участнику команды надо подбежать к своей дорожке, взять 2 любых зеленых прямоугольника, оббежать слева свою команду, положить бумажные прямоугольники в карзину, стоящую за командой, и встать в конец команды. Следующий игрок повторяет те же самые действия. Я очень надеюсь на вас, что вы поможете Илье Муромцу проехать  в град-Киев по прямой дороге и сразиться с Соловьём-Разбойником. Проводится подвижная игра  под музыку №2.

Д.М. Молодцы, гости дорогие! Помогли вы Илье Муромцу, помогли...

Звучит музыка  №3 , Сказитель с гулями, садится на стул посередне зала.

Сказитель. (под музыку №3)

Да... показали вы силу удалецкую,

Силу удалецкую, силу русскую.

Но защитники нашей земли Русской

Земли Русской, Земли- матушки

Владели орудием сильным,

Орудием сильным, кольчугою славной,

Кольчугою славной да шлемом защитным.

(сказитель уходит под музыку №3)

Ведущий. Да, ребята, наши богатыри были одеты не так как нынешние защитники нашей Родины. Посмотрите на нашего гостя -Доброго Молодца и вы в этом убедитесь.

Д.М. Да, гости дорогие, гости славные... Чтобы Русь нашу матушку защищать от врагов лютых надо было не только оружие иметь, но и доспехи. Хочу теперь я вам новое задание дать, чтобы убедиться, что вы все доспехи и оружие богатырей знаете и сможете помочь нам, богатырям, в нашем  нелегком деле- Родину- Матушку защищать.

Ведущий.  Я предлагаю командам участников выбрать Богатыря. Богатырь встаёт лицом к своей команде, а все остальные члены команды по моему сигналу начинают одевать доспехи и снаряжение на своего богатыря. Посмотрим, какая команда справится быстреею Но смотрите, будьте внимательными! Среди предложеных вещей не все носили русские богатыри.

Игра происходит под музыку №4.

Затем Д.М. рассказывает про снаряжение богатырей, опираясь на презентацию, представленную в   Приложении 2. 

Сказитель  (под музыку №3  )

Вот опять я буду быль рассказывать,

Быль рассказывать про Добрыню Никитича,

Добрыню Никитича — богатыря русского,

Богатыря русского сильного и смелого.

Затеял он однажды битву со Змеем Горынычем,

Змеем Горынычем врагом сильным,

Врагом сильным да страшным.

Срубил Добрыня все три головы Змею лютому,

Змею лютому да злому.

Победил богатырь Змея страшного.

Не стало с тех пор на Руси-матушке

На Руси-матушке горя горького.

(сказитель уходит под музыку №3)

Д.М. Да, гости мои дорогие, бился  Добрыня Никитич со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Победил зло это богатырь сильный да смелый. Вот и я хочу сразиться сейчас со Змеем Горынычем. Но только не трёхголовым, а целых  …..-головым (называется число голов по количеству участников игры). Сейчас я встану посредине зала спиной к вам и буду произносить такие слова:

Я богатырь смелый

Сильный да умелый!

И смогу я победить

Всю змеиную я прыть!

Подходите Змеи ближе...

Что то плохо я вас вижу!

Вы будете двигаться по залу в произвольных направлениях, но на последних словах я повернусь к вам лицом и буду вас ловить, а вы должны будете быстро-быстро убегать от меня. Вы, как вы догадались, будете головами Змея Горыныча и я должен буду с вами сразиться. Ну что посмотрим, смогу ли я как Добрыня Никитич выиграть неравный бой.

Происходит игра. Д.М. обязательно надо поймать нескольких участников, чтобы сказать, что он настоящий богатырь и всем участникам игры желает быть такими же. По окончании Д.М. хвалит участников игры за быстроту и ловкость.Затем под музыку №3 вновь выходит сказитель и садится на стул посреди зала. Под ту же музыку произносит следующие слова.

Сказитель. (под музыку №3  )

Расскажу я вам ещё об одном богатыре славном,

Богатыре славном Алёше Поповиче.

Как ходил он сражаться со Змеем Тугариным,

Да победил его силою сильною,

Силой сильною да богатырской.

Не испугался Алёша Попович врага злого,

Врага злого да страшного.

Пала голова Змея Тугарина

Змея Тугарина прямо на землю.

(сказитель уходит под музыку №3)

Д.М. Да, гости дорогие. Жил на белом свете ещё один богатырь-Алёша Попович. Как и все богатыри, был он смелым да удалым. Победил он Змея Тугарина, пала голова того на сырую землю.

        Вот и я хочу посмотреть какие вы удалые. Для этого приготовил я вам ещё одно задание, задание сложное, но выполнимое.

Вспомните, как в начале игры вы делились на команды, найдите друг друга .  Выстраивайтесь в 2 колонны и держитесь за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост» . По сигналу «голова» старается достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Расцепляться нельзя. Если это произойдёт, то назначаются новые «голова» и «хвост».


По окончании игры Д.М. благодарит участников за игру. Говорит о том, что они были очень быстрые да удалые.

Выходит Сказитель под музыку.

Сказитель.  

Наступает пора мне прощаться с вами

Прощаться с вами — гостями дорогими.

Напоследок скажу я вам, что богатыри русские

Были не только смелыми да сильными,

Смелыми да сильнами, бравыми да удалыми.

Были богатыри русские ещё и умными

Умными да сообразительными.

(сказитель уходит под ту же музыку)

Д.М.  Да, гости дорогие, богатыри отличались не только силой удалецкой, но и умом и сообразительностью недюжими.

        Хочу я взглянуть похожи ли в этом на богатырей или нет. А вы как считаете? Сейчас проверим. Команды получают кроссворды, (Приложение 3) решив которые правильно, получится слово, которое означает «успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника».

    Участникам игры предлагается решить кроссворд, представленный в приложении . Д.М. ходит вокруг столов, интереуется выполнением задания. В конце хвалит команды за быстрое и правильное решение кроссворда.  

   

Д.М. Ну вот, участники  игры, посвящённой Дню защитника Отечества, наша игра подошла к концу . Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, вспомнили о подвигах моих друзей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными и умными.

 И в конце я хочу оставить вам несколько заветов, которые  идут еще из глубины веков.
-Всегда будьте защитниками своей Родины, берегите её.

-Защищайте слабых, бедных, стариков и детей.

-Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

-Любите свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А на прощание я дарю вам медали и грамоты в память о нашей замечетельной игре. (На медалях можно написать « Настоящему Богатырю (имя)», грамоты так же можно сделать именными)    

А я прощаюсь с вами. Не забывайте моих заветов, выполняйте их. А мы при первой возможности опять со Сказителем к вам придём. До новых встреч!  

Под музыку №2 богатырь уходит из зала.

Ведущий. Я то же хочу поблагодарить всех участников нашей игры за их богатырские силу, смекалку, ловкость и внимательность. Мы все надеямся, что такими качествами вы будете обладать всегда, а ваши замечательные папы вам в этом помогут...ну вместе с мамами, конечно.

Конец мероприятия.      Музыка №2

Методические советы организаторам.

        1. Организаторам следует обратить внимание на эстетическое оформление помещения (музыкального или физкультурного зала), в котором будет проходить мероприятие. Рекомендуется оформить помещение газетами, плакатами, коллажами, изготовленными детьми совместно с родителями  на тему «Мы богатыри», «Богатырская сила», «Герои былин» и др.

        2. Всем участникам игры рекомендуется придти на игру в удобной спортивной одежде.

        3. Эмоциональный настрой на игру создаётся с помощью музыкального сопровождеия. Необходимо  подобрать музыку, соответствующую настроению на празднике. (Перед игрой, когда происходит сбор участников).

        4. При проведении игры, следует обратить внимание на характер взаимодействия дошкольников между собой в команде. Такое взаимодействие необходимо строить на основе взаимопомощи и доброжелательности. Перед игорой следует провести беседы на эти темы не только с участниками игры, но и всеми воспитанниками ДОУ.

        

Методические советы по окончании мероприятия.

1. Подведение итогов игры проводится сразу по её окончании. Дошкольникам сложно смириться с проигрышем, поэтому мы рекомендуем закончить игру словами «Победили богатырские сила, ловкость и смекалка».

2. Совместное с родителями мероприятие - это ещё один опыт для ребёнка в сфере установления его взаимоотношений с окружающими людьми - детьми и взрослыми. Для закрепления этого положительного опыта следует продолжать  развивать  взаимодействие между детьми на ненасильственной основе в условиях дошкольного учреждения.

3. Продолжать проведение совместных (родители и дети) мероприятий в ДОУ с целью гармонизации детско-родительских отношений, налаживания взаимопонимания в семьях дошкольников.

4. Продолжать изучать историю России. Одной из целью этого изучения должно являться воспитание чувства гордости за историю своей страны и потребности защищать её.

Список используемой литературы.

1. Русские богатыри: Былины и героические сказки/Пересказ для детей И. Карнауховой; Худ. И. Беличенко.-М.:Махаон, 2009.-256с.

2. Шорыгина Т.А. «Наша Родина-Россия»-М.:Сфера, 2011 г.

3. Кириллова Ю.А. «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». Спб: Детство-Пресс, 2012.

4. Интернет- сайт  cg-warrior. com./index/php?topic=9557.0

Музыкальное сопровождение.

№1.   сайт доступа www.youtube.com/watch?v=ivdy0ekgDpo

№2.   сайт доступа  http://ololo.fm/search/(песня «Богатырская наша сила»)

№3.   сайт доступа  http://muzoman.net/dwl-запись игры на гуслях

№4.   сайт доступа http://ololo.fm/search/- «Подари улыбку миру»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста и родителей

Совместные праздники способствуют психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи....

Физкультурный досуг для детей старшего возраста и родителей "А ну-ка, мамочки!"

Конспект физкультурного досуга для детей старшего возраста и родителей "А ну-ка, мамочки!"посвящен празднованию Дню матери, но может быть использован и для других праздников....

Физкультурный досуг "Бравые солдаты" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:- создать радостную, торжественную атмосферу праздника;- прививать детям желание заниматься физкультурой, способствовать закреплению полученных умений и навыков в образовательной области «...

Физкультурный досуг «Осенние старты» для детей старшего дошкольного возраста

В эстафетах участвуют две команды: одна команда с берёзовыми листочками, другая - с кленовыми. Сюрпризный момент письмо от осени....

Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Зимние забавы» для детей старшего возраста.

Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Зимние забавы» для детей  старшего возраста....

Досуг по ПДД для детей старшего возраста с родителями

Сценарий Досуга для детей старшего возраста с родителями...