Физкультурный уголок в группе
методическая разработка

Яворская Надежда Петровна

В данном материале описано  создание физкультурного уголка в группе с учётом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz._ug.docx503.93 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурный уголок в группе

 «Детям совершенно так же, как и взрослым

Хочется быть здоровыми и сильными,

Только дети не знают, что для этого надо делать»

Януш Корчак

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

  • содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
  • гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
  • вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
  • периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.

Задачи физкультурного уголка:

  • приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
  • правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
  • развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Задача воспитателя:

  1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
  2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
  3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
  4. Поощрять двигательное творчество детей.
  5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Требования к спортивному уголку:

  1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
  2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
  3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
  4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
  5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

 Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. В рамках социального заказа подготовки всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя физкультурный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_d9dabf530f6e837c423351a6816d98ec.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\sportivnyy-ugolok-starshey-gruppy.jpg

Паспорт спортивного уголка

Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.

Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
  • картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).

Средства оформления уголка

Оформление уголка двигательной активности зависит от фантазии воспитателя. Детям будет интересно посещать развивающий центр не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. Рекомендуется приобщать к созданию предметов для эстетического оформления уголка самих воспитанников и их родителей: давать задания для продуктивного творчества на тему «Спорт», вместе продумывать содержание информационного стенда, просить нарисовать вместе с родителями плакаты и стенгазеты.
Атрибуты физкультурного уголка

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, эмблемы, маски, оборудование (например, ленточки для всех возрастных групп). Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; коврики и массажные дорожки с рельефами, «рёбрами», резиновыми шипами и т. д.; бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног; нестандартное оборудование, сделанное своими руками; мячики-ёжики; мешочки с разной крупой для рук; эспандер (средний и старший возраст). Для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, шнуры, бруски. Для перешагивания, подъёма и спуска:  деревянные бруски, пластиковые ступеньки, модули. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики (средние и старшие группы) мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы), корзины для игр с бросанием, мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст), кегли, нестандартное оборудование. Выносной материал (по возрасту детей: мячи резиновые, мяч футбольный (средний и старший возраст), бадминтон (старший возраст), скакалки, обручи лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д.
С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей. Дети с удовольствием используют спортивный инвентарь в повседневной жизни детского сада. Ребята любят участвовать в различных эстафетах, к примеру, с использованием кольцеброса. У детей развивается спортивный интерес, развитие точности, ловкости движения, ориентация в пространстве.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_c3642dcd10fb884d26c04ab25e66716d.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\IMG_20180518_155331_2CS.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\IMG_20180518_140210_1CS.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/0fa11b0b295c97672b7a5b5d09fa5c8a.jpg.jpg

Так же детям нравятся эстафеты с подлезанием и с перепрыгиванием через преграды.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_29a16a2240eb724b4a66904e314075c2.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\3976551_large.jpg

Для этого используются  гимнастические палки и конусы. Развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, сообразительность, скорость и четкость движения. У детей повышается интерес к игре, поднимается настроение, они  чувствуют себя одним целым с коллективом.

Игры и упражнения с прыжками

C:\Users\Кирилл\Desktop\85579_html_464acdbc.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\detsad-288734-1423489521.jpg

Физкультурный инвентарь «кочки», «следочки»  тоже можно использовать в эстафетах, при беге с препятствием, взяв, в руки мяч и передавать его друг другу.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_687e3c7e4c55073dd41fe00d4cc9272b.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\IMG_20180518_140806_2CS.jpg

Для проведения ОРУ и подвижных игр используются флажки, мячики, платочки, ленточки.

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\20151125_095821.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-934164-1486210073.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\IMG_20180518_142859_2CS.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\ллл.jpg

Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений  проводятся  подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.  

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\IMG_20180518_140107_1CS.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-934164-1486211358.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-28333-1447341345.jpg

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...".

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_03d73fcd33601cd8013bb4b431c4763a.jpg

Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.   

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-934164-1486212233.jpghttp://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_f20272239272991e43ae9a36c970731e.jpg

Игра «гольф» не может обойтись без клюшки и мяча. С помощью этой игры у детей развивается глазомер, меткость движения.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_d4346e352061eb363c840e3255eb5f11.jpg

Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_4163ee6ac1a3336a4b8db01d0076a9bf.jpg 

Шашки развивают логическое мышление.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_81eb47dd9d945bbe331702b3dd1286ba.jpg

Домино учит детей умению играть вместе, подчиняться правилам игры.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_f8e1fe899ca889c27e5a5bc015926e1e.jpg  

Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка. 

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-28333-1447338642.jpghttp://tmndetsady.ru/upload/news/2015/05/orig_1708134b52cb2b53ac2927978d7f0349.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\image004.jpg

Для тренировки мелкой моторики пальцев рук используется нетрадиционное оборудование.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-934164-1486209930.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\detsad-292177-1458468400.jpg

Предметы для самомассажа

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-28333-1447338722.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-934164-1486210332.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-934164-1486211910.jpg

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

 Работа в физкультурном уголке детского сада» направлена как на стимулирование и обогащение двигательной деятельности детей, так и на приобщение их к правильному образу жизни, заботе о здоровье. Ошибочно видеть значение физкультурного уголка в предоставлении воспитанникам места и атрибутов для подвижных игр, зарядки, упражнений. Эти виды деятельности детей интегрируются на занятиях с  другими образовательными областями: «Познание», «Художественно-эстетическое», «Речевое», «Социально – коммуникативное», дети узнают новое о видах спорта, матчах и чемпионатах, рекордах и наградах, о спортсменах, рассматривают иллюстрации и создают поделки на тему спорта, занимаются под музыку.

C:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-28333-1447341301.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-28333-1447341211.jpgC:\Users\Кирилл\Desktop\пед.колледж 2\фото3\detsad-934164-1486211521.jpg

 Работа в центре физического развития выстраивается при помощи включения детей в разнообразные формы деятельности. Яркое оборудование вызовет интерес единожды, но без обучения новым способам игр и вариантов упражнений, без развлекательного элемента пребывание в спортивном уголке перестанет вызывать позитивный настрой. Для создания устойчивой мотивации к занятиям в уголке воспитатель организует детскую деятельность: изучает темы блока «Физкультура» в соответствии с планированием, проводит динамические паузы и физкультминутки, обучает пальчиковым играм и элементам самомассажа, создаёт интерес к играм.

Задача педагогов и родителей — сформировать у детей в раннем возрасте желание заботиться о своём физическом и эмоциональном здоровьем. Пропаганда регулярных занятий спортом в детском саду осуществляется в форме любимых ребятами занятий: игр, состязаний, изучения способностей тела. Физкультурный уголок  готовит будущую здоровую нацию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный уголок в группе

Требования к физ. уголку.Примерный перечень спортивного инвентаря...

семинар физкультурный уголок в группе

Как вести работу в физ. уголке...

Физкультурный уголок в группе раннего возраста

В презентации представлен опыт работы по оформлению уголка в группе раннего возраста....

Физкультурный уголок в группе

Информация для воспитателей по  оснощению физкультурного уголка в группе....

Положение о проведение смотра-конкурса на лучший физкультурный уголок среди групп МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Цели и задачи конкурса1.         Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах..2....

«Смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок в группах ГБДОУ»

Физкультурный уголок в группе детского сада служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В презентации представлены критерии оценки используемые ...