Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога
консультация

Рязанова Наталья Петровна

О пользе хатха-йоги для дошкольников и некоторые игровые упражнения для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста с помощью гимнастики «Хатха-Йога»

В последние годы в физическом воспитании дошкольников большое внимание уделяется нетрадиционным оздоровительным системам, позволяющим добиться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья.

Йога как средство, имеющее богатейшие возможности для развития, укрепления и поддержания физических и психических свойств человеческого организма, могла бы решить многие проблемы, связанные со здоровьем современных детей. Грамотно используя опыт и творчески подходя к занятиям можно добиться значительного улучшения здоровья и внести разнообразие в занятия детей.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики;
  • формирование правильной осанки.

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Хатха-йога является древней системой самосовершенствования тела и сознания, это путь к совершенству человеческого духа, разума и тела, а также способ их гармонизации. Учение хатха-йоги было систематизировано в XV веке Свами Сватмарамой. В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Особенность асан в том, что обычные физические упражнения выводят прану (жизненную энергию) наружу, приводя к огромным энергетическим потерям, тогда как асаны направляют ее внутрь, излечивая многие болезни, что является главным преимуществом хатха-йоги, которого нет в современных западных системах работы с телом.

Хатха-йога помогает решить многие проблемы здоровья современных детей. Все растяжения и скручивания позвоночного столба не только повышают его гибкость, улучшают процессы питания каждого позвонка, способствуют формированию правильной осанки, но и компенсируют негативное воздействие неправильных поз, в которых ребенок проводит большую часть времени в течение дня и даже во сне.

Занятия йогой с детьми ведутся в игровой форме и основываются на подражании, поэтому асаны преподаются в легкой доступной форме. Вместо сложных названий используются названия того животного или предмета, на который похожа поза: «лягушка», «кошка», что способствует развитию памяти, наблюдательности и воображению ребенка.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. Максимальное удержание позы 10 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

В результате целенаправленной работы с телом:

  • укрепляются мышцы спины и торса;
  • улучшается осанка;
  • снижается утомляемость;
  • выправляется плоскостопие и другие неправильные положения стопы;
  • улучшается работа внутренних органов;
  • нормализуется выделительная функция;  
  • улучшается зрение, способность к концентрации и общая работа мозга.

Дети воспринимают йогу с большим интересом, поэтому причастность к таким занятиям становится для них очень увлекательной. Еще одним преимуществом хатха-йоги является то, что она практически исключает травматизм, так как в ней отсутствует соревновательный момент.

 «Удобная поза»

Это основная поза любой практики. С нее начинается и ею заканчивается занятие, в ней мы учимся держать спину ровно, вытягивать позвоночник, дышать.

Детям «Удобная поза» дается легко и с удовольствием. Многие как по наитию сразу её принимают. На вопрос, занимался ли ты раньше йогой, они часто говорят: «Да! Вот как я могу!», садясь в Сукхасану.

Поза укрепляет мышцы спины, выравнивает осанку, способствует корректной работе диафрагмы, что невероятно важно для растущего организма. Она отлично заземляет активных и подвижных ребят, дарит им минуты спокойствия и внутренней тишины.

 «Поза собаки лицом вниз»

 Это одна из поз, обладающих максимальным количеством эффектов: она растягивает заднюю поверхность ног и позвоночник, укрепляет мышцы спины, пресса и рук, помогает связать дыхание с движением. Действует как очень мягкая перевернутая поза.

Дети легко встают в Собаку, быстро и охотно её совершенствуют. Освоив статику, добавляем динамику, юмор и игру: просим собаку повилять хвостом, полаять, а затем встать на задние лапы. И, конечно, изучаем породы собак, их особенности и характер. Это развивает удивительную наблюдательность и любовь к природе.

«Поза дерева»

Одна из самых любимых детских поз на баланс. За кажущейся лёгкостью в позе скрывается большая работа. Поза для тренировки координации и равновесия, улучшает способность нервно-мышечной системы поддерживать вертикальное положение.

Чтобы проверить, насколько ваше «дерево» прочно вросло корнями в землю, сильно-сильно подуйте на него. Налетевший ураган может заставить дерево качаться, но не упасть – сохраняем баланс.

 «Планка»        

Лучшая силовая асана для детей и взрослых. Она не только укрепляет практически всё тело, но и дух. Развивает выносливость, силу характера, целеустремленность.

Для кого-то минута в Планке – легкотня. А для кого-то – подвиг. Важно не соревноваться, а улучшать собственный результат. Стремиться к более ровной Планке, с включением рук, ног, спины, пресса. Разнообразие привносят вариации планки – Чатуранга, боковые Планки, Планка на одной руке.

 «Поза ребенка»

Поза ребенка – любимая детская релакс-поза. Дети говорят, из неё невозможно хулиганить, и это правда. Она возвращает человека в состояние, подобное внутриутробному – защищённое, спокойное, тихое, направленное внутрь. Чтобы поддержать их любовь к этой позе, можно добавить игровых элементов, например, на занятиях «выращиваем» цветы или деревья, «поливая» семечки голубым платком. Семечко постепенно превращается в росток, затем в стебелёк и распускается прекрасным цветком – ребята выбирают, каким.

Снимает напряжение, уменьшает давление на межпозвоночные диски благодаря мягкому растяжению позвоночника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

Мастер - класс:« Изготовление нестандартного спортивного оборудования из различного материала для развития физических качеств детей дошкольного возраста »

Цель: «Научить педагогов делать нестандартное спортивное оборудование из различного материала»Задачи:1. Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.2.Познакомить с техникой изгото...

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие физических качеств дошкольного возраста...

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста с помощью гимнастики Хатха-йога

Задачи и особенности выполнения упражнений хатха-йоги в детском саду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста В настоящее время фиксируется недостаточный уровень развития физических качеств детей дошкольного возраста...