движение и речь
статья

тампио людмила ивановна

 Чем выше двигательная активность ребёнка, тем быстрее идёт развитие речи. Особая связь была раскрыта между развитием  мелкой моторики руки и развитием речи, поэтому целесообразно для всех возрастов включать пальчиковую гимнастику в конце утренней гимнастики когда разогреты крупные мышечные группы. Также целесообразно включать пальчиковую гимнастику и в конце физкультурных занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Велико влияние движения на развитие речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Доказано, что движения ходьбы, бега, ползания благотворно влияют на овладение звуковой культурой речи.   Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Слабо развитая моторика является причиной нарушений произносительной стороны речи, так как фонетически правильно оформленная речь предполагает точную координацию движений артикуляционного аппарата. У значительной части детей, имеющих нарушения речи, двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.   Например, дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом, при передаче его с небольшого расстояния, во время ударов мячом об пол.   Также затруднительны прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.  Слабое развитие моторики у детей с нарушениями речи сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета

 Чем выше двигательная активность ребёнка, тем быстрее идёт развитие речи. Особая связь была раскрыта между развитием  мелкой моторики руки и развитием речи, поэтому целесообразно для всех возрастов включать пальчиковую гимнастику в конце утренней гимнастики когда разогреты крупные мышечные группы. Также целесообразно включать пальчиковую гимнастику и в конце физкультурных занятий.

Чтобы было интересно ребёнку необходимо использовать образный игровой характер.

                                                  Для детей 3-4 года

                                                   Пальчиковая игра.

                                                   "Царапки"

Вот какой коташка ,                        Сгибают руки перед грудью и опускают ,  

                                                         опустив кисти вниз, и качают головой

                                                          вправо и влево.

Круглая мордашка,                         Обводят ладонью вокруг лица.

И на каждой лапке                          Сжимают и разжимают пальцы

Коготки-царапки.                          

                      О. Высотская.

Котик точит коготки              Скребут пальцами по коленям.

Очень острые они.

А потом играет                      Стучат ладонями по бёдрам.

Мячик догоняет.

                                "Осенние листья"    

Зашумела листьями         Поднимают руки и машут ладошками.

Осень золотая,

Закружила в воздухе,      Плавно опускают руки через стороны, вращая кистями.

Весело играя.

Вот листок берёзы,         Поочерёдное загибание пальчиков, начиная с мизинца.

Вот листок рябины,

Вот листочек тополя,

Вот листок осины.

А кленовый листок        

Нам под ноги сразу лёг.  Кладут ладони на колени.

Только ёлочки стоят,       Соединяют над головой ладони, показывают макушку ёлочки.

Ронять иголки не хотят.  Поворачивают голову вправо, влево.

                                          "Ватрушки"

Тюшки-тютюшки!                  Хлопают в ладоши.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы               Пощипывают себя по бёдрам.

Сахар положили мы,            "Посыпают сахарный песок" пальчиками обеих рук.

Ягоды, творог-                       "Лепят пирожки" (то одна рука сверху, то другая)

Лепим пирожок

Тюшки-тютюшки!                  Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки!                Вытягивают руки вперёд, развернув ладони вверх.                                                                  "Помощники"

Наши руки были в мыле.       Выполняют вращательные движения руками, потирая кулачок

Мы посуду сами мыли                                          о ладошку.

Мы посуду мыли сами.

Помогая нашей маме.             Разжимают кулачки и показывают ладошки.

                                                 "Семья"

Этот пальчик -дедушка    Загибают пальчики с большого пальца по очереди.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-я.

Вот и вся моя семья!         Поднимают руки вверх, выпрямляя пальцы и поворачивают

                                            то вправо, то влево.

Русская народная потешка.    

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.

Таким образом, ежедневная утренняя зарядка, занятия в различных спортивных секциях, занятия танцами, катание на велосипедах, роликах, лыжах, бег, прыжки  способствуют развитию речи детей, помогают в коррекции звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений на координацию движений с речью

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...

Родительское собрание "Движение и речь".

Показать родителям, что физическое воспитание-это основа формирования здорового,крепкого,закалённого, отзывчивого ребёнка,хорошо владеющего своими движениями,любящего физические и спортивные упражнени...

взаимосвязь эмоций, движений и речи

СООБЩЕНИЕ   К  ПЕДСОВЕТУ   НА   ТЕМУ:  «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ,  ДВИЖЕНИЙ   И   РЕЧИ    У   ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей "Движение и речь"

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...

Родительское собрание на тему "Движение и речь"

Родительское собрание на тему «Движение и речь»Разработали и провели: логопед Копылова Наталья Вячеславовнасоциальный педагог Давыдова Ольга Николаевна, Цели:- показать родителям, что движе...

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Кинезиология в детской речи. Движение и речь.

laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...