Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни
материал

Жукова Ольга Юрьевна

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза высокой активности детей дошкольного возраста происходит формирование поведения, а также заложение привычек. Появляется потребность в практических путях по развитию у детей дошкольного возраста представлений о ЗОЖ. Необходимость формирования культуры здоровья находят отражение в изучениях отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В современности содружество валеологической и педагогической наук имеет огромный опыт развития здорового образа жизни человека (Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.), опыт воспитания необходимых знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста в организации ЗОЖ (В.Г. Алямовская, К.Л. Казаковцева, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова и др.), опыт формирования здоровья (Т.Н. Доронова, В.Т. Кудрявцев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx80.47 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической

Литературе……………………………………………………………………..7

1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у старших

дошкольников…………………………………………………………….......12

ГЛАВА 2. Практическая работа по детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни.

2.1.        Диагностика уровня сформированности здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста        ...17

2.2. Методические рекомендации по приобщению детей старшего дошкольного возраста        к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        ..33

БИБЛИОГРАФИЯ        ..34

Введение

       Дошкольный возраст – это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До возраста семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

       Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза высокой активности детей дошкольного возраста происходит формирование поведения, а также заложение привычек. Появляется потребность в практических путях по развитию у детей дошкольного возраста представлений о ЗОЖ. Необходимость формирования культуры здоровья находят отражение в изучениях отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В современности содружество валеологической и педагогической наук имеет огромный опыт развития здорового образа жизни человека (Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.), опыт воспитания необходимых знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста в организации ЗОЖ (В.Г. Алямовская, К.Л. Казаковцева, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова и др.), опыт формирования здоровья (Т.Н. Доронова, В.Т. Кудрявцев).

        Сегодня сохранение и укрепление и здоровья дошкольников – одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как Закон РФ 4 «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (17 октября 2013 г. № 1155); а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни».

      Решение задач по формированию осмысленного отношения к своему здоровью идет как в прямо образовательной деятельности, так и осуществляется в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах. Система обучения знаний, умений и навыков обеспечения и поддержании здоровья позволяет успешно решать задачу развития собственной философии здоровья и формирования укрепляющих здоровье привычек, пока вредные еще не выработались, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ становятся неотъемлемой частью бытия.

      Здоровье – это не только отсутствие болезни, это также состояние лучшей работоспособности, творческая отдача, эмоциональный тонус, того, что создает фундамент будущего благополучия ребенка [30]. Вследствие этого главными задачами по укреплению здоровья ребят в дошкольной  образовательной организации (далее – ДОО) являются вырабатывание у них представления о здоровье как одной из основных ценностей жизни, воспитание ЗОЖ. Педагоги учат ребенка правильному выбору во всякой ситуации только здорового и отказа от всего вредного, прививается детям с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитывая чувство ответственности за свое здоровье. Эти задачи решаются созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия детей. Известен факт, что каждый год возрастает процент детей, которые имеют отклонения в здоровье, есть тенденция увеличения общего уровня заболевания среди детей старшего дошкольного возраста. Это происходит из-за массы негативных явлений нынешней жизни: наличие тяжелых социальных потрясений, экологического неблагополучия, низкого уровня развития института брака и семьи; массового распространения алкоголизма, курение, наркомания; слабая система здравоохранения и воспитательная база образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о ЗОЖ детей представляется в современном обществе актуальной.

       Таким образом, актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».

       Цель исследования: выявить особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам  здорового образа жизни.

          Для решения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследованию понятия «здоровый образ жизни».

 2. Изучить особенности формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

3.  Определить методические рекомендации по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни.

       Теоретическая значимость: исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

      Практическая значимость: содержащиеся в работе теории и практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даёт возможность педагогу определить уровень сформированности овладения детьми системой знаний о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. А методические рекомендации приобщить детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической

литературе

Проблема изучения здорового образа жизни одна из центральных в психолого-педагогической науке.

Эффективность воспитания и обучения детей  напрямую зависит от их здоровья.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь – как их нарушение.

 Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела, а Г. Спенсер определяет здоровье, как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним  факторам. [21].

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов [6].

Амосов Н.М. (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной произвольностью органов при сохранении качественных пределов их функций [1].

Брехман И.И. (1987) определяет здоровье, как « способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [1].

Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Л. Г. Татарникова выделяет третий способ формирования и сбережения здоровья - образ жизни [24].

По данным известных отечественных учёных Ю. П. Лисицына, Ю.М. Комарова, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни.

Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни».

Согласно одному подходу образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Проблема воспитания здорового подрастающего поколения волновала педагогов и врачей на протяжении всего пути становления и развития педагогической и медицинской наук, начиная с античных времен.

Философы Древней Греции, обладая энциклопедическими знаниями, способствовали зарождению медицины и педагогики, активно изучая связь здоровья и поведения человека, а также причины долголетия.

Пифагор, Платон, Демосфен, Сократ и другие философы сами являлись живыми и редкими для тех времен примерами долголетия. В произведениях того времени содержались рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, которые и сейчас не потеряли своего значения для поддержания здорового образа жизни: режим дня, режим труда и отдыха, правильного питания, гигиены жилища, профилактические меры («Целебные наставления»).

Позднее в эпоху средневековья задачи воспитания слились с задачами оздоровления, но прежде всего, души, а не тела.

В эпоху Возрождения формируется новое отношение к человеку, антропоцентрическое мышление, гуманизм. Человек в эпоху Возрождения –это не только дух, это - телесное существо, при этом телесная жизнь самоценна, она снова воспевается художниками, поэтами и вызывает интерес ученых.

Тенденции опытного познания природы особенно ярко отразились на развитии медицины, анатомии и физиологии. Новые медицинские знания о человеке как о развивающейся, творческой личности позволили синтезировать прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс другие), психологов (Л.С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И.И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие), педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «...Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием». «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем». «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» [10].

Таким образом, великие философы - мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о  благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение "О сохранении и размножении российского народа", в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу.

Большое значение М.В.Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Ученые С.П.Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

В другом подходе образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой понимается как сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья.

Иначе говоря, образ жизни - деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

На сегодняшний день в соответствии  с  Федеральными государственными требованиями направление «Физическое  развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки  Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%-возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

         Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни не просто всё то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идёт обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» не складывается к определенным формам медико-социальной активности. Оно гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения, в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а так же осмысленность бытия, жизненные цели и ценности.

           Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

            Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни мы подошли к выводу, что подрастающее поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим целенаправленным педагогическим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Здоровый образ жизни это активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.

Таким образом, здоровый образ жизни, мы будем понимать, как активную деятельность, направленную на сохранение и улучшения здоровья.

1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у старших

дошкольников

       Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

        У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [9].

       На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

       Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

        Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

        Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [3,26].

        Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [8,17].

       Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

       Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

       Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

      Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

       Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

       Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.» [8,17].

       Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

       Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

       Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [8,17]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

      Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

ГЛАВА 2. Практическая работа по детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни.

2.1. Диагностики уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

      Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.

       Диагностирование позволяет выявить реальный уровень развития ребёнка и степень соответствия возрастным нормам, а так же определить недостатки сформированных знаний и представлений. Все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы:

1. Выявление представлений детей о здоровом образе жизни;

2. Выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста;

3. Определение ценностного отношения к своему здоровью.

       В. Г. Кудрявцев [11] с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предлагает проводить беседу. Вопросы для беседы с детьми старшей группы могут быть следующими.

1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?

4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

        Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:

1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам);

3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях

       В соответствии с выделенными критериями В. Г. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:

− низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит.

− средний уровень: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.

− высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

        И. Новиковой [18] был сконструирован диагностический комплекс, включающий диагностическое задание, проблемную ситуацию. С целью выявления представлений у старших дошкольников об укреплении здоровья и профилактике заболеваний можно использовать диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым».

        Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Оценка результатов деятельности:

высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ, как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах.

средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

низкий уровень – ребенок я не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

        Для выявления представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей дошкольникам может быть предложена проблемная ситуация «Место для отдыха».

        Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:

1) улица большого города, по которой едет транспорт;

2) лесная поляна с ромашками;

3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком;

4) предметы одежды, бытовой техники и косметики.

Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Оценка результатов деятельности:

высокий уровень – ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

средний уровень – ребенок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города.

низкий уровень – ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды.

          Наблюдения за детьми в режимные моменты, предложенные И. Новиковой [18], направлены на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Оценка результатов деятельности:

высокий уровень – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

средний уровень – ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

низкий уровень – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

         Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком валеологических знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, в ситуации сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности валеологической компетентности своих воспитанников.

         Е. А. Терпугова [30] предлагает осуществлять наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с критериями:

− применение ребенком валеологических знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых валеологических задач;

− быстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в нужной ситуации;

− решение реальных и игровых задач, содействующих сохранению здоровья;

− автономность, самостоятельность решения.

В ходе наблюдения за детьми в различных видах деятельности целесообразно обратить внимание на умение дошкольников самостоятельно проводить утреннюю гимнастику; соблюдение оптимального двигательного режима на прогулке; применения полученных знаний о здоровом образе жизни на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности.

Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе.

         Нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста:

высокий уровень − дети используют ранее полученные знания, в ходе решения игровых валеологических задач. Умеют самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность.

средний уровень −дети имеют умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально.

низкий уровень − дети затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач, но даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы,. Не умеют дифференцировать свою деятельность с учетом способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи.

        Для изучения валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста, по мнению Е. А. Терпуговой [30], также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

− здорового образа жизни и безопасного поведения;

− разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

− оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Исходя из них валеологически компетентному ребенку присуще самостоятельное применение валеологических знаний, умений и навыков в решении валеологических задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости валеологической компетентности старшего дошкольника.

          Для выявления ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни можно предложить поиграть в игру “Закончи предложения”:

Мое здоровье – это…

Иногда я болею, потому что…

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

Когда мои друзья болеют, то я …

Если б у меня была волшебная палочка здоровья…

Оценка результатов.

Высокий: ребенок уверенно владеет валеологическими знаниями, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом принимает участие в игре. На все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет усточивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Средний: ребенок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие -то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дает адекватные ответы, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом.

         Таким образом, все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы:

  1. Выявление представлений детей о здоровом образе жизни и выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Проводится индивидуально на начальных этапах работы по формированию здорового образа жизни (беседа, диагностические задания, проблемные ситуации).
  2. Изучение сформированности умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Чаще всего проводится в виде наблюдений за деятельностью детей в различные режимные моменты с целью определения эффективности проделанной работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
  3. Диагностика сформированности ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни проводится с целью изучения мотивации к здоровому образу жизни на всех этапах работы.

2.2. Методические рекомендации по приобщению детей старшего дошкольного возраста        к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни.

        Важной составляющей эколого-валеологического подхода является формирование системных знаний у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни. Разработанная  В. Г. Альямовской [1] программа «Здоровье» предусматривает проведение системы занятий из серии «Забочусь о своем здоровье». Основная цель занятий-тренингов закрепление в практическом опыте детей осознанного отношения к своему здоровью, способности определить свое физическое состояние и ощущение. Автором были названы следующие направления формирования основ здорового образа жизни:

− привитие культурно-гигиенических навыков;

− обучение уходу за своим телом;

− знание элементарных особенностей строения и функционирования организма.

        Каждое из них реализуется посредством занятий, на которых дети овладевают элементами ауто- тренинга, самомассажа. Они в доступной, увлекательной форме приобретают первоначальные знания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, осваивают способы оказания элементарной медицинской помощи.

         В исследовании О. С. Шнейдер представлена программа обучения основам здорового образа жизни детей 4-5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Она интегрирует ряд взаимосвязанных системных блоков: «Истоки здоровья», «Устройство здорового человека», «Охрана здорового тела», «Здоровье внутреннего и внешнего мира». Учебный материал каждого из них включает три раздела: теоретический, предполагающий формирование системы знаний; практический, обеспечивающий овладение умениями и навыками здоровой жизнедеятельности; контрольный, определяющий учет результатов освоения системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Разработанные О.С. Шнейдер занятия валеологической направленности характеризуются специфической содержательной и организационной структурой. В содержании занятий обучающего типа можно условно выделить 3 основные части: творческую, предусматривающую поиск вариантов решения проблемной ситуации; познавательно-обучающую, в процессе которой дети осваивают информацию по изучаемой теме и закрепляют ее в валеологической игре; оздоровительную, направленную на выполнение оздоровительных упражнений. Обязательным условием освоения знаний и умений является специально организованная система повторения изученного материала.

       Е. А. Терпугова предлагает валеологическую программу «Азбука здоровья» (для детей 5-7 лет), цель которой − создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи, представленные в программе Е. А. Терпуговой:

1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.

2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой.

3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях [30].

Программа охватывает знания и умения детей, направленные на здоровье, по нескольким темам:

1. Познай себя.

2. Питание.

3. Личная гигиена.

4. Общественная гигиена.

5. Профилактика заболеваний.

6. Помоги себе и другим

Программа реализуется через совместную деятельность взрослых и детей (наибольшая часть); регламентируемую деятельность (специальные валеологические занятия) и свободную деятельность детей.

        И. Новикова предлагает педагогическую технологию формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, которая основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:

− специальная подготовка педагогов;

− взаимодействие педагогов с родителями;

− совместная деятельность педагогов, родителей и детей;

− формирование здоровьесберегающего пространства [18].

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 2.

https://ok-t.ru/mydocxru/baza2/107807645356.files/image001.png

Рисунок 2. Содержание работы по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

− Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

− Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

− Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

− Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.

− Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.

− Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о здоровом образе жизни осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

− Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

         По мнению Е. В. Фроловой, при работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

− занятия физкультурой,

− прогулки,

− рациональное питание,

− соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна,

− бережное отношение к окружающей среде, к природе,

− формирование понятия «не вреди себе сам» [33].

         По мнению Н. Сташевской, структура здорового образа жизни представляет собой динамическую систему, допускающую изменение элементов в соответствии с состоянием человека [29]. Для ребенка дошкольного возраста элементами такой системы могут быть:

− оптимальная двигательная активность;

− положительные эмоции;

− закаливание;

− рациональное питание;

− личная гигиена.

Автор отдаёт приоритет разработке эффективных методов проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, посещающими дошкольное учреждение.

         По мнению Я. Л. Мархоцкого, «в деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.» [16].

Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.

         М. Н. Кузнецова предлагает оздоровительные силы природы в процессе воспитания детей дошкольного возраста использовать в двух направлениях:

1. Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры) [12].

Использование естественных сил природы в комплексе с гигиеническими факторами повышает работоспособность, способствует более быстрому восстановлению, служит прекрасным средством отдыха, проведения здорового досуга.

Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении рекомендуется чаще проводить на открытом воздухе. Такие занятия способствуют закаливанию организма к солнечному излучению, воздействию различных температур на организм ребёнка. Занятия у водоёмов, купание, воздушные ванны вызывают положительные биохимические процессы в организме, укрепляют здоровье и повышают иммунитет к холоду, жаре, радиации, шуму и другим сбивающим факторам, которые окружают человека. Помимо этого дошкольники на лоне природы получают экологические, эстетические знания, учатся ценить растительный и животный мир своего региона.

Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.

        Таким образом, основными направлениями учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должны быть следующие:

  • формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;
  • создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
  • развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

  • занятия физкультурой,
  • прогулки,
  • рациональное питание,
  • соблюдение правил личной гигиены,
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе,
  • формирование понятия «не вреди себе сам».

Заключение 

      Модернизация содержания образования, в том числе и дошкольного, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС ДО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми старшего дошкольного возраста, а с другой — недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

      Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

       Реализация работы по формированию представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

      Была проведена практическая работа по определению диагностик и методических рекомендаций по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни.

       Таким образом, если регулярно применять современные здоровьесберегающие технологии, развить мотивацию у детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ, привлекать к работе по формированию представлений о ЗОЖ родителей, тогда у дошкольников формируется представление о здоровье как о ценности, формируются полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Библиография.

1. Алямовская В. Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. №3. С. 19.

2.  Бердыхова Я. П. Папа, мама, занимайтесь со мной: Пер. с чешского.  М.: Просвещение, 2010. 62с.

3.  Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 5 - 9.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.  СПб.: Питер, 2013. 464 с.

5. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 1997. № 4. С. 9-16.

6. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект // Дошкольное воспитание.  1993.  № 9. С.34-36.

7. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.  М.: Советский спорт, 2008. с. 14-15

8. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие. М. : Нар. Асвета, 1980. 162 с

9. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: автореферат. дис…канд. пед наук. Екатеринбург, 2004. 22с.

10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.Б. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста.  М.: Просвещение, 1972. 271 с.

11. Кудрявцев В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: Линка-Пресс, 2000. 296 с.

12. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях, М.: АРКТИ, 2002. 64 с.

13. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Просвещение, 2002. 123с.

14. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней М.: Академия, 2004. 320 с.

15. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи М. : Медицина, 1988. 224 с.

16. Мархоцкий, Я. Л. Пути формирования здорового образа жизни// Социально-педагогическая работа. 2008. № 7. С.31-34.

17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 14-17.

18. Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников М.: Мозаика-синтез, 2010. 96 с.

19. Павлова, Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.  С. 13

20. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 208 с.

21. Педагогика: Большая современная энциклопедия сост. Е.С.Рапацевич.  Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.

22. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М.: Сфера 2009. 128с.

23. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с

24. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.  М.: Мозайка-синтез, 2000. 256с.

25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.  М.: Карапуз, 2003. 423с.

26. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 288 с.

27. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные

технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121с

28. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. Ставрополь: СГУ, 2007. 111 с.

29. Сташевская  Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Пралеска. 2002. №5. С. 42-45.

 30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 208 с.

31.Терпугова, Е. А. Валеологическое воcпитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2007.  254 с.

32. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.  960 с33. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как

личности: Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Издво Московского психолого-социального института, 2005. 568 с.
34. Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 10.  С.17-21.

35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов. М. : Гардарики, 2007. 349 с.

36. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // Дошкольное воспитание.  1996.  № 3.  С. 12 - 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и привитие им навыков культуры здорового образа жизни

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»    Цель Программ...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста как основы воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Данный материал представляет собой краткое обобщение опыта работы по данной теме. Раскрыты методы работы с воспитанниками как средства реализации поставленных задач, представлены формы взаимодействия ...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по профилактике здорового образа жизни «Сохраним свое здоровье»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...