Сообщение по теме: «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология».
консультация

Крепких Марина Вячеславовна

Сообщение  по теме:

«Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология» раскрывает необходимость профилактической и корригирующей работы с органами зрения.  Данный вид работы выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной и развивающей деятельности с детьми.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость  заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

 Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием разного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_dlya_glaz.doc790.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  «СЕМЬЯ»

                                           Отделение РНОУФВ

Сообщение на методическом объединении по теме:

«Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология»

                                                                             Подготовила:  

                                                                             учитель-дефектолог

                                                                             Крепких Марина Вячеславовна                                                                

Кашира, 2019г.

Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты и телевизоры ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной и развивающей деятельности с детьми.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость этой заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием разного оборудования.

Гимнастика для глаз относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем и динамическими паузами.

Цель гимнастики: профилактика нарушений зрения.

Задачи:

- предупреждение переутомления

- укрепление глазных мышц

- снятие напряжения

- общее оздоровление зрительного аппарата

Условия: для проведения гимнастики не требуется специальных условий.

Общие рекомендации:

  • Гимнастика проводится без очков и стоя.
  • При выполнении гимнастики голова неподвижна
  • Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы
  • Используется наглядный показ действий педагога 
  • Упражнения могут выполняться в статичном положении и могут быть динамичными, могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.). Форма организации детей может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной.

Важно:

1. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

2. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

3. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

4. После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Виды гимнастики:

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов выделяют гимнастику

- с предметами (например, карточки с мелкими силуэтами предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур и т.д.). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

- без атрибутов

- с использованием специальных полей (изображения каких либо фигур: овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и др. или перекрещивающиеся линии разных цветов). Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стороне  и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной поверхности. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой и творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме занятия и отправиться в путешествие.

- с использованием ИКТ. Существуют специальные специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ОУ. Мультимедийную гимнастику для глаз можно изготовить и самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций.

 В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  целесообразно применять гимнастику в занимательной игровой стихотворной форме с использованием потешек, чистоговорок, наглядным изображением, а также такие задания, где есть поиск предметов и картинок в разных частях группы.

С малышами рекомендую проводить игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

а) первоначальное обучение проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т. д.;

б) обучение техники моргания: «Бабочка», «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т. д.;

в) обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т. д.

Также можно использовать  в работе тренажеры, разработанные разными авторами, которые адаптированы для занятий с дошкольниками, схемы Базарнова, различные лабиринты.

                                               

«Тренажеры-лабиринты» можно придумать самим и изготовить их из подручных средств: фланелеграфа, атласных лент, разных картинок. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене. Детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по дорожке, в обратную сторону, затем снизу – вверх, сверху-вниз.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции, снимает зрительное напряжение. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Картотека гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика в стихах (образец).

«Веселый мяч».

Веселый мяч помчался вскачь.

(Дети смотрят вдаль.)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

(Смотрят на кончик носа, вдаль.)

Покатился под ворота,

(Смотрят вниз.)

Добежал до поворота.

(Выполняют круговые движения глазами.)

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул – вот и все.

(Закрывают глаза.)

Зрительная гимнастика в стихах и картинках (образец).

 

 Таблицы и тренажеры зрительной гимнастики.

 

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз.

Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Помните, что зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка  заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Таким образом, систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с дошкольного возраста обеспечивает сохранение зрения и коррекцию имеющихся зрительных нарушений, в том числе прогрессирующих заболеваний.

30.05.2019г.

Учитель-дефектолог Крепких М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.Одной и...

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Для гармоничного развития личности самым необходимым условием является здоровье. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное ...

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто....

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Цель гимнастики для глаз с использованием зрительных тренажеров: профилактика нарушений зрения дошкольников.Задачи:-предупреждение утомления,-укрепление глазных мышц- снятие напряжения.- общее оз...

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ...

Презентация на тему :"Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология"

В презентации рассказывается, что такое гимнастика для глаз, её значение. Какие есть упражнения и пособия для гимнастики. Советы по профилактике зрительного утомления и нарушения зрения у детей....